Антинатали́зм (др.-греч. ἀντί — «против», лат. natalis — «рождение») — философская позиция, негативно оценивающая воспроизведение потомства. Разделялась и разделяется некоторыми известными личностями, в том числе Артуром Шопенгауэром, Лесом Ю. Найтом, Петером Весселем Цапффе[1], Дэвидом Бенатаром[2], Ричардом Столлманом[3][4].
Часть сторонников антинатализма утверждают, что соответствующая политика может решить проблему перенаселения[5] и вытекающих из него проблем голода[6][7] и истощения невозобновляемых энергетических ресурсов[8].
В долгосрочной перспективе, перенаселение может привести к учащению конфликтов связанных с сокращением объема ресурсов[9]. Пол Эрлих в своей книге «Популяционная бомба» (англ. The Population Bomb) утверждает, что стремительный рост популяции в скором времени приведёт к кризису, и отстаивает позицию принудительных антинаталистических мер на глобальном уровне в целях предотвращения Мальтузианской катастрофы (англ. Malthusian catastrophe). Хоть в прогнозируемом им периоде времени (его прогнозы 1968 года предполагали катастрофу в конце 80-х) кризиса не наступило, он продолжает отстаивать изложенную в его книге позицию и утверждает, что без усилий депопуляции проблема будет усугубляться[10].
Другие сторонники антинатализма аппелируют к моральной стороне вопроса. Так, Дэвид Бенатар считает, что поскольку причинение вреда есть морально неправильный акт и, следовательно, его надо избегать, то должен быть моральный императив против размножения, так как рождение нового человека всегда влечёт за собой нетривиальный вред этому же человеку. По мнению Бенатара, каждый вновь создаваемый человек заранее обречён на страдания, даже если условия его жизни будут непрерывно улучшаться[2]. Его аргумент основан на следующих предпосылках:
Бытие индивидуума обязательно включает в себя как удовольствие, так и страдание. В то время как отсутствие бытия не приводит ни к каким негативным последствиям и позволяет избежать страдания. Несуществующий упускает блага, однако у несуществующего так же отсутствует и потребность в благе. По мнению Бенатара, «абсолютно любого страдания достаточно, чтобы признать вред появления на свет»[2].
Схожие мысли высказывали некоторые последователи Бенатара, например, Томас Лиготти[11].
Артур Шопенгауэр утверждал, что ценность жизни, в конечном счете, отрицательна, потому что любые положительные переживания всегда будут перевешены страданием, так как оно является более сильным переживанием[12].
Становление родителем и воспитывание потомства не гарантирует счастья. Используя данные из Европы и Америки, учёные нашли подтверждение тому, что родители, по статистике, менее счастливы, чем те, кто не является родителем; они также менее удовлетворены жизнью, браком и менее благополучны духовно[13].
Большая часть критики антинатализма исходит из религий, особенно авраамических[14][15], поддерживающих создание крупных семей. Кроме того, некоторые родители заводят детей, чтобы они обеспечивали их жизнедеятельность в старости.
Демографическая политика таких стран, как Россия, Республика Беларусь, Украина, Австралия, Франция, Италия, Германия, Польша и Япония, поощряет многодетность в целях борьбы с депопуляцией.
Антинатализм.