Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апока́липсис (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от первого слова в книге на греческом Койнегреч.ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение). Также известна как Апокалипсис Иоанна, (по отношению к её автору), или Книга Откровения Иисуса Христа (по отношению к источнику откровения), или просто Откровение или Апокалипсис. Слово «апокалипсис» используется также для других работ схожего характера в литературном жанре апокалиптической литературы. Для такой литературы имеются отличительные особенности жанра, в частности, предсказание будущих событий и наличие визионерского опыта или путешествия на небо, часто с участием яркой символики. Книга Откровения — единственная апокалиптическая книга в каноне Нового Завета, хотя имеются короткие апокалиптические пассажи в различных местах Евангелий и Посланий.
В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном[1]. Кроме того автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил свое первое видение[2]:
Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…[3]
Традиционная версия приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях[4], в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе (англ.Wilhelm Bousset), позволяет Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения[5].
Современные версии
Традиционная версия подвергается сомнению некоторыми современными исследователями[6][7], поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий. При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые позднейшей традицией были объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму»[8].
Датировка
Откровение написано точно не позднее начала II века, так как его знал Папий Иерапольский[9]. Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81-96 года), эту версию разделяют многие современные библеисты[9]. В XIX веке возникла версия о создании книги в 60-х годах I века («ранняя датировка»), в XIX веке этой версии придерживалось большинство исследователей, однако в XX веке большинство библеистов вновь стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана[10].
Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически[9].
Каноничность
Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (81—96 годы). Ириней Лионский (около 180 года) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.
Вопрос о каноничности Откровения долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были святой Кирилл Иерусалимский и, видимо, святой Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом (правило 60[11]) Лаодикийским поместным собором 364 года. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год; правило 33[12]).
Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом следует отметить, что Откровение Иоанна — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).
Богослужебное использование
Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников[13].
Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней)[14], отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах[15].
В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».
Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
Откровение подводит итог всему тому, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.
Сын Человеческий, облечённый в подир, находящийся посреди семи светильников и держащий в руке семь звёзд
Вознесение Иоанна к небесному престолу, видение Сидящего на нём. Престол окружают двадцать четыре старца в белых одеждах и четверо животных, непрестанно поклоняющиеся Богу.
Снятие Агнцем закланным семи печатей с запечатанной книги
Первая печать — конь белый со всадником-победителем, имеющим в руках лук
Вторая печать — конь рыжий со всадником, взявшим с земли мир
Третья печать — конь вороной со всадником, несущим на землю голод
Четвёртая печать — конь бледный со всадником по имени Смерть
Пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды
Шестая печать — день гнева: великое землетрясение, падение звёзд с неба, небо становится как свиток, луна как кровь, солнце как власяница
Седьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить
Первый Ангел — град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зелёная сгорела
Второй Ангел — большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла
Третий Ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки
Четвёртый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи
Пятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладязь бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих
Шестой Ангел — и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление всадников на конях с львиными головами. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве.
Два человека Божьих 1260 дней свидетельствуют, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня они воскресают.
Седьмой Ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.
Явление жены, облечённой в солнце, которую преследует красный дракон. Война на небесах между Михаилом и драконом.
Из моря выходит зверь с семью главами и десятью рогами, которому дана власть на 42 месяца. Появление другого зверья с агнчьими рогами. Принятие людьми начертания зверя в виде числа 666.
Явление Агнца на горе Сион с 144 000 искупленных (14:1).
Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников
2:2 … труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
2:3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
2:4 … ты оставил первую любовь твою.
2:5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
2:6 Впрочем то в тебе, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
2:7 … побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
2:9 … скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
2:10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
2:11 … побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
2:13 … что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
2:14 … есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
2:15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
2:16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
2:17 … побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану
2:19 … любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
2:20 … ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
2:21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
2:22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
2:23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
2:24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
2:25 только то, что имеете, держите, пока приду.
2:26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
2:27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего;
2:28 и дам ему звезду утреннюю.
2:29 [см. заголовок]
… ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
3:2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
3:3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
3:4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.
3:5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
3:6 [см. заголовок]
Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит
3:8 … вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
3:9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
3:10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
3:11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
3:12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
3:13 [см. заголовок]
Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
3:15 … ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
3:16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
3:17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
3:18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
3:19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
3:21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
3:22 [см. заголовок]
В культуре
«Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900 год).
Серия фильмов «Омен» построена на сюжете «Откровения».
В песне «Город золотой» фигурируют персонажи из Откровения Иоанна Богослова: лев, вол, орёл.
Название фильма «Иди и смотри» Элема Климова взято из текста Откровения Иоанна Богослова: «И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри» (Откр. 6:7).
Откровение глава 1, стихи 9-11. Синодальный перевод. Проверено 11 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
Митрополит Иларион об Апокалипсисе в телепрограмме «Церковь и мир»
Толковая Библия Лопухина
Читая Апокалипсис» отмечает: «Согласно одной из церковных традиций, этот таинственный Иоанн, сосланный на Патмос, был любимый ученик Иисуса Иоанн Зеведеев… Не все теологи и специалисты по Библии разделяют эту точку зрения… Споры ученых о том, кто же автор книги, не прекращаются и поныне».
Введение в Новый Завет» подробно разбирает аргументы и сторонников и противников авторства Иоанна Богослова
Откровение Иоанна (Апокалипсис) на греческом языке с русским подстрочным переводом.
Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе на сайте «Руниверс»
Русский синодальный перевод Апокалипсиса с комментариями
Апокалипсис на греческом языке с подстрочным русским переводом
Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова
Чарльз Генри Уэлч. Толкование книги Откровение (Апокалипсис)
Чарльз Гомер Гиблин. Апокалипсис Иоанна. Открытая книга пророчеств
«Запечатанная книга» (пророчества Откровения Иоанна и их исполнение)
Исследования
Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. [написано между 563 и 614 годами, первое из святоотеческих комментариев Апокалипсиса, оказало огромное влияние на последующих богословов]
Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира, Сергиев Посад, 1907
о. Апокалипсис Иоанна
о. А. Мень. Читая Апокалипсис (лекция)
о. А. Мень. Читая Апокалипсис (книга)
о. А. Мень. Откровение св. Иоанна Богослова (статья)
Д. Гатри. Введение в Новый Завет: Книга Откровения
Н. Морозов. Откровение в грозе и буре [Предложенная Морозовым поздняя датировка книги Откровения не признаётся современной библеистикой как противоречащая имеющимся свидетельствам: наличию ранних (III—IV века) рукописей, а также цитат в сочинениях христианских авторов начиная со II века.]