Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Атомолёт

Convair NB-36H — самолёт-лаборатория для испытания атомных реакторов в полёте, США
Ядерный ПВРД Tory-IIC, США. О размерах можно судить по фигурам двух людей, находящихся сверху

Атомолё́т — атмосферное летательное устройство (самолёт) с ядерной силовой установкой. Разработки данного класса летательных аппаратов велись в СССР и США в середине XX века, однако до логического завершения доведены не были, так как решить основные проблемы атомолёта не удалось.

Содержание

История создания

В процессе разработки должны были быть решены следующие инженерно-конструкторские задачи:

  • Создание компактного и лёгкого ядерного реактора;
  • Создание лёгкой биологической защиты экипажа;
  • Создание «чистого» реактивного двигателя на атомной тяге;
  • Обеспечение безопасности атомолёта в полёте.

В СССР и США проводились лётные испытания самолётов с размещённым на борту ядерным реактором, который не был подключён к двигателям: Ту-95 (Ту-95ЛАЛ) и B-36 (NB-36) соответственно. Лётные испытания предварялись серией наземных испытаний, в ходе которых изучалось влияние радиоактивного излучения на бортовое оборудование. В СССР работу проводили совместно Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) и Институт атомной энергии (ИАЭ). На Ту-95ЛАЛ была проведена серия лётных испытаний с работающим реактором, в ходе которых изучалось управление реактором в полёте и эффективность биологической защиты. В дальнейшем предполагалось создание двигателей, работающих от ЯСУ, однако, по причине остановки программы, такие двигатели не были созданы.[1][2].

Всего с 1961 по 1969 было сделано около 40 полётов без эффективной радиационной защиты на прямоточных ядерных реактивных двигателях, в результате чего два экипажа получили смертельные дозы радиации. В одном из экипажей был лётчик-испытатель Горюнов, воспоминания которого сохранились. Самолёт с эффективной радиационной защитой был слишком тяжёлым и не мог взлететь.[источник не указан 525 дней]

Программы разработки атомолётов в США и СССР были закрыты в середине 1960-х годов. Развитие получили более дешёвые технологии: дозаправка в воздухе лишила этот проект преимущества неограниченного полёта, а баллистические ракеты большой дальности и высокой точности - идею большого бомбардировщика.

В 2003 году военно-исследовательская лаборатория ВВС США профинансировала разработку атомного двигателя для беспилотного самолёта-разведчика Global Hawk с целью увеличить продолжительность полёта до нескольких месяцев[3].

Недостатки

Доктор Герберт Йорк (англ. Herbert York), директор Defense Research (Rtd), один из руководителей программы атомолётов в США[4]:

Практически я бы свёл всё к трём моментам, тесно связанным друг с другом:

Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой.

Во-вторых, все эти прямоточные системы, прямоточные реакторы, непосредственная передача тепла, неизбежно приводили бы к выбросам радиоактивных частиц из хвоста самолёта.

И в-третьих — это сами лётчики. Вопрос их защиты стоял очень серьёзно.

Примечания

  1. Ту-95ЛАЛ — самолет с ядерным реактором
  2. Наука и жизнь N 07, 2010 — Самолёт с атомным двигателем
  3. Самолеты, которые никогда не летали — Атомный бомбардировщик /Planes That Never Flew — The Atomic Bomber. Discovery Channel, 2003-2005. 46:00.
  4. Самолеты, которые никогда не летали — Атомный бомбардировщик /Planes That Never Flew — The Atomic Bomber. Discovery Channel, 2003-2005. 33:30.

Ссылки

Публикации

  • Ядерная жар-птица — статья в журнале Наука и жизнь, № 6 за 2008 год

Документальные фильмы

  • Самолёты, которые никогда не летали — Атомный бомбардировщик /Planes That Never Flew — The Atomic Bomber. Discovery Channel, 2003-2005.

Экспериментальные модели

  • Ту-95ЛАЛ — самолет с ядерным реактором
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) Экспериментальный самолет с ядерной силовой установкой
  • «119» (Ту-119) Экспериментальный самолет с ядерной силовой установкой


Атомолёт.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93