Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Велосипед Артамонова

Велосипед Артамонова — велосипед из нижнетагильского музея, якобы был сконструирован в 1800 году крепостным.

Внешние изображения
Заведующий филиалом «Дом Черепановых» Евгений Ставцев демонстрирует копию велосипеда Артамонова в действии
  • вес машины — более 60 кг
  • усилие при повороте руля — около 20 кг
  • передаточное число — 2
  • минимальный радиус поворота на 90° — 3 м
«Впервые был изобретён в 1801 верхотурским крепостным рабочим Е. М. Артамоновым (1776—1841)»[1]

Содержание

История

Согласно легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч вёрст). Это был первый в мире велопробег. В это путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости.

Первое упоминание об Артамонове содержится в книге уральского историка Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (СПб, 1896), где без ссылок на источники сообщается, что

Во время коронования императора Павла I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством.

Историк и географ И. Я. Кривощеков в 1910 году включил эти сведения со ссылкой на Белова в свой «Словарь Верхотурского уезда», исправив имя императора, так как в 1801 году короновался не Павел, а Александр I. С 1922 в Нижнетагильском музее-заповеднике экспонировался металлический велосипед-«паук» как велосипед Артамонова.

В ходе «борьбы с космополитизмом» началась кампания поиска «русских приоритетов» во всех областях науки и техники. Кстати пришлась сочинённая краеведами легенда[2][3].

Сведения об Артамонове появляются в 1948 с выходом книги В. В. Данилевского «Русская техника», где было сказано: «Тогда же в Нижнем Тагиле трудился крепостной мастер Артамонов, о котором сохранились рассказы, как он приехал с Урала в Москву на коронацию Александра I на двухколесном железном велосипеде, изобретённом им задолго до того, как на Западе пришли к подобной идее». Затем Артамонов попал в БСЭ, которая приписала ему (с ложной ссылкой на Данилевского) изготовление ещё нескольких велосипедов:

Артамонов Е. М. (1776—1841), русский изобретатель, крепостной. Работал слесарем на Нижнетагильском заводе. В 1801 построил первый двухколёсный цельнометаллический велосипед.

(БСЭ. 1954)

Здесь у него появились имя и отчество (Ефим Михеевич) и даты жизни (1776—1841), (впервые — в биографическом словаре свердловского профессора, доктора исторических наук А. Г. Козлова, без ссылок на источники; непосредственно оттуда — в 3 издание БСЭ[4].) В дальнейшем биография Артамонова обрастает новыми подробностями: в 1950-е — 60-е гг. пермский краевед А. К. Шарц объявляет Ефима и его отца Михея «искусными строителями барж» и сообщает, что Ефим «помимо велосипеда изобрёл насос по откачке воды на баржах и „коляску-самоход“, прототип автомобиля, только с паровым двигателем, который, как известно, использовался для перевозки грузов на Нижнетагильских заводах». Кроме того, он сообщал точные даты пробега. Наконец, С. Охлябинин (1981) сообщил иную версию: по его данным, Артамонов был отправлен в ссылку за своеволие и «неразумную трату дерева и железа».

В 1980-е годы появились первые статьи, ставящие под сомнение историчность Артамонова. Разыскания в архивах не дали о нём никаких сведений. Самодельный велосипед оказался сделанным из бессемеровской стали, то есть не ранее 70-х гг. XIX века, по тогдашним английским образцам. Были однако обнаружены сведения о тагильском крепостном механике Егоре Кузнецове-Жепинском, изобретшем конные «музыкальные дрожки» с верстометром и органом и поднёсшим их на коронации Александра I вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, за что он был освобожден со всей семьёй. Вместе с Егором в Москве был его племянник слесарь Артамон Кузнецов, который, хотя и «никакого отличия против других равно с ним работы исправляющих не делал», тоже получил с семьёй «вольную». Полагают, что именно это событие и является историческим зерном легенды [2][3].

Велосипеды. Рисунок из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1890—1907 г.
английский металлический велосипед-«паук»
образец велосипеда 1870 года

Никаких упоминаний об Артамонове не удалось найти ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом 1 в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818—1830). Не найдено и никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова[2][3][5].

Железный «велосипед Артамонова», демонстрировавшийся в одном из уральских музеев, оказался самоделкой конца XIX века, выполненной по английским образцам[2][3][5].

Примечания

  1. «Энциклопедический словарь», 1953, т.1, стр.282.
  2. ↑ Как творятся мифы в истории техники. (К истории вопроса о «велосипеде Артамонова») // Вопросы истории естествознания и техники. — 1989. — № 1. — С.150-157.
  3. ↑ История одной мистификации
  4. Артамонов, Е. М.//БСЭ
  5. ↑ Велосипед Артамонова: Легенды и документы // Тагильский рабочий. — 1987. — 14, 18 марта.

Ссылки

  • Из истории велосипеда
  • Велосипед Артамонова

См. также

Велосипед Артамонова.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93