Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Владимир Татлин

Владимир Татлин
Имя при рождении:

Владимир Евграфович Татлин

Дата рождения:

28 декабря 1885(1885-12-28)

Место рождения:

Киев

Дата смерти:

31 мая 1953(1953-05-31) (67 лет)

Место смерти:

Москва

Учёба:

Пензенское художественное училище

Влади́мир Евгра́фович Та́тлин (28 декабря 1885, Киев — 31 мая 1953, Москва) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Видный деятель таких художественных направлений, как футуризм и конструктивизм.

Содержание

Биография

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище.

В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо.

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».

В 19251927 — профессор Киевского художественного института[1]. Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис[2] и др.

В 19271930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве[1].

В 1930—1940х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года.

Сын — Ромов, Анатолий Сергеевич.

Творческий путь

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»[3].

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.[4]

Известные работы

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Творческое наследие

Работы Татлина находятся в собраниях:

  • Государственной Третьяковской галереи
  • ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве
  • Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • «Мир искусства»
  • «Союз молодежи»
  • «Бубновый валет»
  • «Ослиный хвост»

Память

Примечания

  1. ↑ ТАТЛИН Владимир Евграфович
  2. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В., Бражик Д., Каракис И. И.; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0  (рус.)
  3. http://4.bp.blogspot.com/_VRJgso9Cyew/R7tC8hhoYAI/AAAAAAAACKE/7bEkPUZOiZY/s320/grosztatlinheartfield.jpg
  4. Монтаж аппарата Летатлин в Итальянском дворике ГМИИ им. А. С. Пушкина во время подготовки выставки Москва — Париж, 1981
  5. ↑ Добашенные формы // Коммерсантъ Weekend. — 2011. — 30 сент.

Литература

  • Н. Пунин, Татлин. (Против кубизма), П., 1921.
  • А. Абрамова, Татлин, «Декоративное искусство СССР», 1966.
  • К пониманию контррельефов Татлина // Wiener Slawistische almanach, 1982.

Ссылки

  • Анатолий Ромов, Романтика и конспирация времен Большого террора.
  • О Татлине на сайте художников Верхней Масловки
  • А. С. − Татлин Владимир Евграфович в «Журнальном зале»
  • Страхова Л. − В. Е. Татлин в интернет-журнале «Говорит Москва»
  • Рахтанов И. − Спираль художника в интернет-журнале «Говорит Москва»


Владимир Татлин.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93