Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Вожатый

Вожа́тый — педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации CCCР, появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионер-вожатый, «вожатый пионеров». В Советском союзе состав вожатых для пионерских лагерей формировался из Комсомольцев (членов ВЛКСМ).

В 1991 г. после роспуска Пионерской организации, термин «вожатый» не имеет нормативного определения (кроме всероссийских детских центров «Орленок», «Артек» «Океан», «Созвездие», ЗЦДЮТ «Зеркальный»).

Вожатые лагеря «Зеркальный», Санкт-Петербург

Для общеобразовательных учреждений введена должность «Старшего вожатого», работающего с детскими общественными объединениями. Но для загородных детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей «воспитатель» или «педагог-организатор».

Содержание

Нормативная правовая база

Вожатые проводят День Нептуна в ДОЛе

В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: школах (лицеях, гимназиях) старшие вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах этих учреждений. Должностные обязанности старшего вожатого в общеобразовательном учреждении определены:

  • Совместным приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объёмных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате их труда»

Приложение 1. Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации

Этот документ предусматривает, что старший вожатый: способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с их возрастными интересами и требованиями жизни способствует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях. Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организации, объединений. Работает в тесном контакте с органами самоуправления, педагогическими коллективами учреждений и общественными организациями.

Вожатые (в центре) проводят зарядку в ДОЛ им. Железнякова (Московская область, 2005 г.)
  • Для вожатых, работающих в оздоровительных лагерях действует:

Постановление Минтруда России от 13 августа 1996 г. № 52 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Всероссийских детских центров „Орлёнок“ и „Океан“ Комитета Российской Федерации по делам молодёжи». Этот документ определяет следующие должностные обязанности вожатого (включая старшего) для ВДЦ «Океан» и ВДЦ «Орленок»:

  • организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов);
  • разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт необходимые условия для их реализации;
  • создаёт благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время;
  • формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;
  • своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков;
  • контролирует соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня и т. д.

Методическое обеспечение

В 1924—1990 годах издавался одноимённый журнал «Вожатый» как ежемесячный общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. С 2003 года Педагогическим обществом России издается журнал «Вожатый века».

См. также

Ссылки

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16
  • для Вожатых «Летний лагерь»


Вожатый.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93