Воздухопла́вание (аэрона́втика) — управляемые или неуправляемые полёты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха (в отличие от авиации, использующей летательные аппараты тяжелее воздуха).
Описание
До начала 1920-х годов термин «воздухоплавание» использовался для обозначения передвижения по воздуху вообще.
Во многих языках, в частности в английском и французском, словом «аэронавтика» называют процесс освоения воздушного пространства при помощи летательных аппаратов всех типов. Иногда в этом же значении слово «аэронавтика» используется и в русском языке.
Воздухоплаватель (аэронавт, аэростьер[1], лётчик, пилот, авиатор) — человек, который летал на аэростатах, аэропланах, занимался воздухоплаванием. Название происходит от греческих слов — аэр (aer), что означает воздух, и наута (греч. ναυτα), что означает воздухоплаватель. Так называли людей, поднимавшихся в небо на воздушных шарах.
Первые воздушные полёты
Пилатр де Розье и Маркиз д’Арланд 21 ноября 1783 года в Париже впервые в истории воспарили на воздушном шаре. Они пробыли в воздухе почти 25 минут при этом пролетев 9,9 км. Шар по имени «Монгольфьер» объемом 2055 м³ был сконструирован братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье. Однако в конце XVIII — начале XIX вв. португальцы оспаривали это достижение, считая основоположником воздухоплавания бразильского священника Бартоломеу де Гусмана.
Первый рекорд скорости на воздушном шаре
7 октября 1811 года Уиндхэм Сэдлер поставил первый рекорд скорости на воздушном шаре пролетев от Бирмингема до Хэкингхэма (расстояние между городами составляет 180 км) со средней скоростью 135км/ч.
Рекорд высоты на воздушном шаре
4 мая 1961 года Виктор Пратер и Манкольм Росс поставили рекорд высоты поднявшись на 34 км. 668 м.
Известные воздухоплаватели
- Андре, Соломон Август совместно с Френкель,Кнут и Стриндберг,Нильс впервые в истории совершил неудавшуюся попытку достичь Северного полюса по воздуху (лето 1897 года). Для этого он использовал воздушный шар ("Орёл"), направление и скорость движения которого контролировались гайдропами. Погиб со спутниками после вынужденной посадки, отравившись мясом белого медведя.
- Братья Монгольфье
- Бланшар, Жан-Пьер Франсуа
- Бланшар, Мэри Мадлен-Софи
- Цеппелин, Фердинанд фон
- Кованько, Александр Матвеевич
- Нобиле, Умберто
- Мальмгрен, Финн
- Бегоунек, Франтишек
- Пикар, Огюст
- Розье, Пилатр де
- Сантос-Дюмон, Альберто
- Эккенер, Хуго
- Гагарина, Прасковья Юрьевна
- Захаров, Яков Дмитриевич
- Менделеев, Дмитрий Иванович
- Попов, Николай Евграфович
- Ягн, Николай Александрович
- Фрейденберг, Михаил Филиппович
- Ульянин, Сергей Алексеевич
- Фоссетт, Стив
- Загайнов, Виктор Александрович
- Древницкий, Юзеф Маврикиевич
- Древницкий, Станислав Маврикиевич
- Опарин, Геннадий Иванович
- Прокофьев, Георгий Алексеевич
- Федосеенко, Павел Федорович
- Васенко, Андрей Богданович
- Усыскин, Илья Давыдович
- Тиссандье,Гастон Впервые в истории аэронавтики на воздушном шаре достиг высоты, на которой невозможна жизнь человека.Его спутники Кроче-Спиннели и Сивель погибли. Тиссандье удалось в последний момент несколько потравить газ и спастись.
См. также
Примечания
Литература
- Полозов Н. П., Сорокин М. А. Воздухоплавание. — М., 1940.
- Полосухин П. П. Записки спортсмена-воздухоплавателя и парашютиста. — М., 1958.
- Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. — М., 1956.
- Wise J. A System of Aeronautics. — Philadelphia, 1850.
Ссылки
- Аэронавтика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- «Воздухоплавание», статья из «Большой советской энциклопедии»
- «Из истории воздухоплавания» (ссылки на электронные копии печатных изданий)
- «Русское Воздухоплавательное Общество» (блог)
- Notable balloon and airship flights (англ.)