Гали́ Чокрый | |
башк. Ғәли Соҡорой | |
Имя при рождении: |
Мухамматгали Габдессалихович Кииков |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
10 декабря 1889 (63 года) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
поэт |
Годы творчества: |
1860—1889 |
Направление: |
поэзия |
Язык произведений: | |
Дебют: |
«Тәҗвид», 1860 |
Гали́ Чокрый (башк. Ғәли Соҡорой, тат. Гали Чокрый, Ğәli Çoqrıy; настоящее имя — Мухаметгали́ Габдессали́хович Кии́ков (башк. Мөхәмәтғәли Ғәбделсәлих улы Кейеков); 08 января 1826 года д. Старочукурово Татышлинской волости Бирского уезда Оренбургской губернии (ныне Татышлинский район Башкортостана — 10.12.1889, там же) — башкирский и татарский поэт, просветитель. По национальности был башкиром.[1][2][3][4][5][2](В литературе, издаваемой в Башкортостане, используются формы Гали Сокрой, Гали Сокорой)
Содержание |
Родился в семье башкирского муллы в деревне Старочукурово.[6]
Начальное образование получил в Таныпском медресе Пермской губернии[7].
1833—1847 учёба в Бирском и Мензелинском медресе.
1849—1852 учёба в Стерлибашевском медресе Хариса Биктимирова.
C 1852 года мулла в родной деревне.[8]
Четыре раза совершил хадж в Мекку. Первое свое паломничество (1872 г) описал в книге «Дастан Хаҗнамә» («Заметки о поездке в Хадж»).
Занимался просветительством и краеведением, составил шежере башкирского рода кара-табын.
Умер в 1889 году в родной деревне.
По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет; заметное влияние на него оказало творчество среднеазиатских поэтов-мистиков Ахмета Ясави, Аллаяр-Суфи[8], Фирдоуси, Саади, Хафизa.
Автор многих книг. При жизни было опубликовано 5 сборников [9](всего — 13 произведений из более 100)[10]. Многие произведения поэта не опубликованы до сих пор. Рукописи его хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, С.-Петербурга и Уфы. Из его рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в Башкирской республиканской библиотеке.[8]
Изначально имя поэта писалось арабскими буквами в соответствии с правилами поволжского тюрки. В соответствии с современным башкирским литературным языком имя передается с поволжского тюрки кириллицей как Ғәли Соҡорой, в соответствии татарским литературным языком имя передается кириллицей как Гали Чокрый и латиницей Gәli Coqrıy.
В русскоязычной литературе обычно принято огласовывать в соответствии с правилами чтения на башкирский манер Гали Сокрой и на татарский манер Гали Чокрый, но также встречаются следующие варианты написания: Сокрый, Сокорый, Сокрой и Сокорой, а музей поэта носит название Музей Г. Сокороя — филиал МАУ «Татышлинский историко-краеведческий музей» муниципального района «Татышлинский район Республики Башкортостан».
Гали Чокрый писал[3] ::
«Мы из лесных башкир. У хлебороба сын хлебороб,
у крестьянина — крестьянин. Основное наше занятие —
рубить лес, очищая место для пастбища и пашни.
Я все свободное время и силу свою отдал этой работе.
С трудом, получив указ „О назначении имамом“,
построил дом, приобрел необходимые для хозяйства
вещи и, подобно сыну бедняка, погряз в долгах.
В то же самое время открыл медресе, сам отремонтировал его
здание и после многих мытарств, обучая детей из деревни
в своем доме, а из рода в медресе, выполняя одновременно
и духовные обязанности, сделался самым многострадальным
человеком среди ирактинских башкир».
Опираясь на эту цитату, современные башкирские ученые причисляют Чокрый к башкирскому племени Ирэкте[11][12][13][14][15][16] и считают его «одним из первых национальных поэтов, официально признавшим себя башкиром».[15]. В том круге источников приводится указание на высказывание Чокрыя о том, что «в Казани ему говорят о том, что его язык башкирский» [12]
Гали Сокрой.