Марк Лазаревич Галлай | ||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | ||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | ||||||||||||||||||||||||||
Место смерти | ||||||||||||||||||||||||||
Принадлежность | ||||||||||||||||||||||||||
Род войск | ||||||||||||||||||||||||||
Годы службы | ||||||||||||||||||||||||||
Звание | ||||||||||||||||||||||||||
Сражения/войны | ||||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
|||||||||||||||||||||||||
Связи | ||||||||||||||||||||||||||
В отставке |
научный работник |
Марк Ла́заревич Галлай (3 [16] апреля 1914, Санкт-Петербург — 14 июля 1998, Москва) — советский лётчик-испытатель, писатель, Герой Советского Союза.
Содержание |
Родился в еврейской семье. Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота, потом окончил Ленинградский политехнический институт (1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 г. стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрилии ПВО Москвы, до сентября 1941 г. участвовал в защите Москвы от налётов немецкой авиации. В январе — марте 1942 г. был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка (Калининский фронт). С мая 1943 г. был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года был сбит над оккупированной территорией и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на лётно-испытательную работу.
В 1950 году был уволен из ЛИИ им. Громова (увольнение Галлай связывал с начавшейся антисемитской кампанией). В 1950—1953 годах — лётчик-испытатель НИИ-17, в 1953—1958 годах — лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. За время лётно-испытательной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
В 1958 г. М. Галлай был уволен в запас из Вооружённых сил СССР в звании полковника. В 1958—1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960—1961 годах — инженер-методист первого отряда космонавтов, работал с первой группой — «гагаринской шестёркой» (По одной из версий, знаменитое гагаринское «Поехали!» было перенято им у Галлая[1][2]). С 1959 года Галлай был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.
Награждён одиннадцатью орденами, трижды награждён орденом Ленина, четырежды награждён орденом Красного знамени, награждён дважды орденом Отечественной войны I степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 15 медалями. Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Доктор технических наук (1972), профессор, академик Академии транспорта Российской Федерации.[3]
Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960 г.[3] В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей СССР. С 1975 г. полностью сконцентрировался на литературном труде.
14 июля 1998 года Марк Лазаревич Галлай скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, (уч. № 4).
По мотивам произведений Галлая был снят художественный фильм «Три процента риска».
Галлай, Марк Лазаревич на сайте «Герои страны»
Галлай, Марк Лазаревич.