Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Имя при рождении:

Николай Георгиевич Михайловский

Псевдонимы:

Н. Гарин

Дата рождения:

8 февраля (20 февраля) 1852(1852-02-20)

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

27 ноября (10 декабря) 1906(1906-12-10) (54 года)

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство:

 Российская империя

Род деятельности:

Инженер путей сообщения. Писатель-прозаик.

Годы творчества:

18921906

Направление:

реализм

Язык произведений:

русский

Дебют:

Повесть «Детство Тёмы»

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке.

Никола́й Гео́ргиевич Га́рин-Михайло́вский (8 февраля (20 февраля1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря1906, там же) — русский писатель.

Содержание

Биография

Родители

Отец — Георгий Антонович Михайловский, из дворян Херсонской губернии, служил в уланах. Летом 1849 г., во время Венгерской кампании, отличился в деле под Германштадтом[1], атаковав с эскадроном улан каре венгерцев.

После завершения Венгерской кампании Г. А. Михайловский представлялся с «образцовой командой» императору Николаю I, и государь зачислил его в лейб-гвардии Уланский полк, а позже был восприемником его старших детей, включая Николая[2]. Через несколько лет вышел в отставку в чине майора[3].

Мать — Глафира Николаевна, урождённая Цветинович (в другом написании — Цветунович). Судя по фамилии, происходила из дворянской семьи сербского происхождения (что в Новороссии не было чем-то необыкновенным).

Детство в Одессе

Родители Николая переехали из Петербурга в Одессу, когда он был ещё совсем мал. Учился в одесской Ришельевской гимназии.

Студенческие годы

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. Провалившись на экзамене, молодой человек бросил Университет и в 1872 году поступил в Институт путей сообщения (окончил в 1878).

Зрелые годы

Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он пожелал «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он вновь поступил на службу, приняв участие в строительстве Транссиба.

С 1892 г. приобрёл известность как литератор.

Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Инженерно-строительная деятельность

В 1891 Гарин-Михайловский руководил изыскательской партией, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской магистрали, и именно он отклонил вариант возведения этого сооружения в районе Томска. Это решение впоследствии привело к выбору участка на территории будущего Новосибирска и сыграло важную роль не только в развитии города, но и в его создании.

Существует легенда, что на одном из участков строительства железной дороги инженеры столкнулись со следующей проблемой: необходимо было обогнуть крупный холм или утёс, выбрав для этого наиболее короткую траекторию (ведь стоимость каждого метра железной дороги была очень высокой). Гарин-Михайловский потратил день на размышления и затем дал указания прокладывать дорогу вдоль одного из подножий холма. Когда его спросили, чем обусловлен выбор, Гарин-Михайловский ответил, что весь день наблюдал за птицами — вернее, за тем, какой дорогой они облетали холм. Он посчитал, что они летят более коротким путем, экономя усилия, и решил воспользоваться их маршрутом. Впоследствии точные расчеты, основанные на космической съёмке, показали, что решение Гарина-Михайловского, принятое по наблюдению за птицами, было верным.

Весной 1903 года в Кастрополь прибыла изыскательная партия, возглавляемая Н. Г. Гариным-Михайловским, по строительству южнобережной электрической железной дороги связывавшей бы Ялту с Севастополем. За 8 месяцев были рассмотрены 22 варианта трассы, но смерть Гарина-Михайловского помешала постройке дороги. Его изыскания были использованы при строительстве междугородной троллейбусной трассы Симферополь-Алушта-Ялта.

Литературная деятельность

На литературное поприще выступил в 1892 имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская мысль»). В «Русском богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»). Последняя часть тетралогии — «Инженеры» была опубликована в 1907. «Деревенские панорамы» и др. рассказы вышли отдельно под заглавием «Очерки и рассказы» (Петербург, 1893—1895); отдельно изданы также «Гимназисты» (Петербург, 1895). Как специалист-инженер, Николай Георгиевич горячо отстаивал в «Новом времени», «Русской жизни» и др. изданиях постройку дешёвых железных дорог.

Путешествовал по Дальнему Востоку, оставил путевые заметки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Корейские сказки» (изд. 1899).

Общественная позиция

По свойству своей натуры Михайловский был прирождённым полемистом:

Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности[4].

Жизнь в деревне и тесное общение с крестьянами в 1883—1886 гг. привели Михайловского к глубокому пониманию проблем деревни и к идеологическому разрыву с народничеством. Михайловский ясно осознавал, что восхваляемая народниками община является реликтом крепостничества и главным тормозом развития страны.

Свои взгляды Михайловский выражал не только в публицистике, но и в художественной форме: рассказ «Волк», основанный на реальной истории, показывает безысходность положения и гибель талантливого крестьянина, не сумевшего выйти из общины. Одна из главок рассказа представляет собой острую сатиру на редакцию народнического журнала: главный герой, явившийся туда со своей рукописью, не встречает ни сочувствия, ни понимания.

Михайловский неоднократно высказывал своё возмущение интеллектуальным убожеством народнической публицистики. После появления в «Русском богатстве» очередной нелепой статьи экономиста-статистика Карышева, выступавшего за сохранение общины, Михайловский написал одному из ведущих сотрудников журнала письмо (26 сентября 1894 г.) с очень резкой характеристикой Карышева:

… ограниченный народник со всем бессилием и слабостью мысли народника. Наивен так, что стыдно читать. Не тот путь и не так налаживается эта громадная махина нашей жизни <…> Пьяная, узкая голова Карышева поймёт ли, что дело в обесцененьи труда, в связанных руках, в подневольной общине и в подневольном труде, в той каторге, в которой изнывает Россия?![5]

В том же году Михайловский обратил внимание на книгу «легального марксиста» П. Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», широко обсуждавшуюся в провинции[6]. В дальнейшем Михайловский активно сотрудничал в органах прессы, в той или иной мере причастных к марксизму, больше всего в журнале «Мир Божий». В 1896 г. он стал одним из основателей газеты «Самарский вестник», которая первой в России приобрела промарксистскую направленность. В дальнейшем Михайловский поддерживал эту провинциальную газету своими материалами, благодаря чему тираж её резко вырос.

Некоторое время Михайловский продолжал сотрудничать с народническим «Русским богатством», избегая открытого конфликта со своим однофамильцем Н. К. Михайловским, стоявшим во главе этого журнала, и печатая свои «антинароднические» вещи в других изданиях. Разрыв всё-таки произошел в 1897 г., но на почве чисто литературной — после отклонения редакцией драмы «Орхидея».

После личного знакомства с американским фермерским хозяйством (во время кругосветного путешествия 1898 года) взгляды Михайловского ещё более укрепились и в очередной раз высказаны были печатно:

Следует признать за крестьянами такое же право выбирать себе любой вид труда, каким пользуется и пишущий эти строки. В этом только залог успеха, залог прогресса. Всё остальное — застой, где нет места живой душе, где тина и горькое непросыпное пьянство всё того же раба, с той только разницей, что цепь прикована уже не к барину, а к земле. Но прикована всё тем же барином во имя красивых звуков, манящих к себе идеалиста-барина, совершенно не знающего и не желающего знать, а следовательно и не могущего постигнуть весь размер проистекающего от этого зла[7].

Знакомство и общение с Горьким, который увлекался марксизмом и был лично знаком с крупнейшими деятелями РСДРП, способствовало радикализации политических взглядов Михайловского. Во время революции 1905 г. он уже стоял на политической платформе РСДРП (см. биографию).

Примечания

  1. О деле под Германштадтом (ныне г. Сиби́у в Румынии) см.: Соколовский М. К. Исторический очерк 10-13 Уланского Одесского полка. 1912. Очень яркое описание этого боя, из числа лучших страниц русской батальной прозы, находим в автобиографической повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (рассказ отца).
  2. Быков П. В. Критико-библиографический очерк // Гарин Н. Полное собрание сочинений в 8-ми томах. Пг., 1916. — Том 1. — С. 8.
  3. ЦГИА, ф. 929, оп. 19, № 1020, с. 113 (ссылка приведена в комментариях к изданию: Гарин-Михайловский Н. Г. Очерки. Рассказы. Письма. М.: Советская Россия, 1986. — С. 381). Вопреки указанию данного документа, в автобиографической повести «Детство Тёмы» отец главного героя — генерал
  4. Из письма от 10 ноября 1894 г.: Гарин-Михайловский Н. Г. Очерки. Рассказы. Письма. М.: Советская Россия, 1986. — С. 367.
  5. Гарин-Михайловский Н. Г. Очерки. Рассказы. Письма. М.: Советская Россия, 1986. — С. 364.
  6. См. письмо от 16 октября 1894 г.: Гарин-Михайловский Н. Г. Очерки. Рассказы. Письма. М.: Советская Россия, 1986. — С. 364—365.
  7. Из очерка «Вокруг света». Цит. по изданию: Гарин-Михайловский Н. Г. Очерки. Рассказы. Письма. М.: Советская Россия, 1986. — С. 268.

Увековечение памяти

  • В честь Н. Г. Гарина-Михайловского названа плошадь у железнодорожного вокзала Новосибирска и станция новосибирского метрополитена.

Ссылки

  • О Гарине-Михайловском
  • Сочинения Гарина-Михайловского на сайте Lib.ru: Классика
  • Могила Гарина-Михайловского


Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93