Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Гартман, Николай

Николай Гартман
Nikolai Hartmann
Дата рождения:

20 февраля 1882(1882-02-20)

Место рождения:

Рига, Лифляндская губерния, Российская империя

Дата смерти:

9 октября 1950(1950-10-09) (68 лет)

Место смерти:

Гёттинген, ФРГ

Гражданство:

 Германия

Значительные идеи:

критическая (новая) онтология

Оказавшие влияние:

Пауль Наторп, Герман Коген, Эдмунд Гуссерль, Макс Шелер

Никола́й Га́ртман (правильнее, но менее распространено: Николас Хартманн; латыш. Nikolajs Hartmanis; нем. Nikolai Hartmann; 20 февраля 1882, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 9 октября 1950, Гёттинген, ФРГ) — немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.

Содержание

Биография

Родился в эстонской семье во входившей в состав Российской империи Риге. Окончил гимназию в Петербурге; впоследствии изучал медицину в университете Тарту (тогда Юрьева) и философию в Санкт-Петербургском университете, после чего поступил в Марбургский университет. В 1922—1950 - профессор философии в университетах Марбурга (1922—1925), Кёльна (1925—1931), Берлина (1931—1945) и Гёттингена (1945—1950).

Будучи учеником Пауля Наторпа и Германа Когена выступал последователем Марбургской школы неокантианства. Не удовлетворённый её субъективизмом («методологизмом»), Гартман под влиянием Эдмунда Гуссерля и Макса Шелера разработал собственную онтологическую концепцию («новую онтологию»), которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии («Система онтологии», т. 1—4, 1933—1950).

Философские взгляды

Согласно Гартману, бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов:

  • неорганического
  • органического
  • душевного
  • духовного

Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух,психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления.

Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми, отвергал метафизический подход к проблемам бытия: существования, жизни, сознания, свободы, воли и пр., которые полагал непознаваемыми — гносеологически иррациональными. Фундаментальную онтологию Хайдеггера, ставящую в основу вопрос о смысле бытия, Гартман считал с самого начала ошибочной: мир, в сущности, есть только мир и приписывать мировому единству любую цель или идею, например, в форме "бога", было бы опрометчиво[источник не указан 525 дней]. В этике Гартман вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этических ценностей». Основным вопросом для Гартмана является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика», 1925).

Студентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер. На его ранние труды в области философии биологии иногда ссылаются в современных исследованиях и обсуждениях геномики и клонирования.

Сочинения

  • Hartmann, N. Grundzüge der Metaphysik der Erkenntnis. — 4. Aufl. — Berlin, 1949.
  • Гартман Н. Эстетика. — М., 1958; Переизд.: Киев: «Ника-Центр», 2004. — 640 с.
  • Гартман Н. Старая и новая онтология / Пер. Д. Мироновой // Историко-философский ежегодник 1988. — М.: Наука, 1988. — С. 320—324.
  • Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении // Фауст и Заратустра / Пер. с нем. — СПб.: Азбука, 2001.
  • Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. XX век. — М., 1995.
  • Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. — СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002.
  • Гартман Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. — СПб.: Наука, 2003. — 639 с. — (Слово о сущем). ISBN 5-02-026827-5

Литература

  • Gamba, Alessandro In principio era il fine. Ontologia e teleologia in Nicolai Hartmann — Vita e Pensiero, Milano, 2004. ISBN 88-343-1970-2
  • Слинин Я. А. Онтология Николая Гартмана в перспективе феноменологического движения // Николай Гартман. К основоположению онтологии. — СПб.: Наука, 2003.
  • Савенко Ю. С. Николай Гартман. 1882—1950 // Независимый психиатрический журнал. — 2003. — № 1.
  • Горнштейн Т. Н. Философия Николая Гартмана. — Л.: Наука, 1969. — глава «Категориальный анализ и теория относительности»
  • Зотов А. Ф. Проблема бытия в «Новой онтологии» Н. Гартмана // Современный объективный идеализм. — М., 1963.
  • Зотов А. Ф. Николай Гартман и его «критическая онтология» // Вопросы философии. — 1957. — № 4. — С. 117—124.
  • Рыскельдиева Л. Т. Аксиологический эстетизм Николая Гартмана // Вопросы философии. — 2005. — № 6. — С. 162—168.
  • Barone, F. N. Hartmann nella filosofia del novecento. — Torino, 1957.
  • Feuerstein, R. Die Modallehre N. Hartmanns. — Köln, 1957.
  • Nicolai Hartmann. Der Denker und sein Werk / Hrsg. von H. Heimsoeth, R. Heiss. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1952. — 312 S.

Ссылки

  • Гартман, Н. Познание в свете онтологии
  • Гартман, Н. Систематическая философия
  • Levels of Reality in the Ontology of Nicolair Hartmann

Гартман, Николай.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93