Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Голем

Голем

Рабби Лев оживляет голема

Го́лем (ивр. גולם‎) — персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Содержание

Значения слова

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (138:16) в слове галми (ивр. גלמי‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит. Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam — он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова. Само слово пришло из ареала Персидской империи, восточных легенд. (Урду: گولیمار , индийские и прочие восточные языки) Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово- Голимар. (Процесс обжигания глины.) В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Пражская синагога, где по преданию хранятся останки голема

Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуду Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Голем в литературе

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман Густава Майринка — и в еврейской — драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на мессианизм. Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Знаменитую легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер — «Голем» (1969, рус. изд.: Зингер, Исаак Башевис. Голем (пер. И. Берштейн). — М.: Текст, 2011. — 48 с. — ISBN 978-5-7516-0949-8).

Станислав Лем написал в 1973 году рассказ «Голем XIV» (Golem XIV).

Русская народная сказка

Очень похожая на Легенду о големе сказка о Глиняном Парне

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» (М. — Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2004), ISBN 5-93273-167-2, в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине — Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников.

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих. Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов, голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота, с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код.

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

  • Лазарчук А., Успенский М. «Посмотри в глаза чудовищ» — описана монотонная работа сотрудников Аненербе по подбору такого буквенного кода с целью создания идеальных и послушных воле Третьего рейха солдат.
  • Чан Т. «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв еврейского алфавита, расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области генной инженерии доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в сперматозоид человека это самое слово, которое способствует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.[1]
  • Голем является одним из главных героев (хоть и на 100 % виртуальным) экспериментального романа Альфреда Бестера «Голем 100», написанного в 1980 году. Здесь голем возникает на свет из глубин подсознания барышень-«пчёлок», которые развлечения ради занимаются вызовом сатаны. Вызванный из небытия дух-голем вселяется в мужчин и женщин, пробуждая в них самые низменные инстинкты, и в конце концов изменяет всю цивилизацию. Естественно, в худшую сторону.
  • Голем фигурирует в эпизоде романа Умберто Эко «Маятник Фуко».
  • Одним из персонажей романов Терри Пратчетта «Ноги из глины» и «Патриот» является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжёлой, опасной и грязной работе.
  • Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии Андрея Валентинова из цикла «Око силы» — «Несущий свет»
  • В приложении к сатирико-фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» А. Стругацкий, Б. Стругацкий дают следующее определение Голему «Голем — один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., Например, чехословацкую кинокомедию „Пекарь императора (англ.)“. Тамошний голем очень похож на настоящего)».
  • В романе В. Пелевина «Чапаев и пустота» адъютант Чапаева — башкир по прозвищу Батый — оказывается големом и погибает в конце романа.

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии. Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабо уязвимы и не устают.

Список фэнтези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

Голем в искусстве

20 мая 2010 года в Познани был установлен памятник Голему работы чешского художника Давида Черного.

Голем в кинематографе

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном. В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (Císařův pekař, pekařův císař, 1951, режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966-го года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезенного в лондонский музей из Праги в корыстных целях. Так, с помощью его (голема) неограниченных физических возможностей разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947-го. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок Холмс», снятом в 2010 году на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Голем в мультипликации и анимации

Легенда о Големе легла в основу серии «Истинное лицо монстра» (The True Face of a Monster) мультсериала Extreme Ghostbusters. Также Голем — один из персонажей 4 серии 18 сезона «Симпсонов».[источник не указан 496 дней]

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голем в театре

23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем».[2] Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком.[3] Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Голем в современной публицистике

Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика.[4] В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Голем в компьютерных играх

Во многих играх жанра фэнтези есть разновидность существ «голем». Например: Diablo II, Bayonetta, Castlevania, Dragon Age, Final Fantasy, Heroes of Might and Magic, Ведьмак, Warcraft и другие.[источник не указан 482 дня] В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией. Так же часто встречаются ледяные и огненные големы.[источник не указан 482 дня]

Голем в музыке

В альбоме Ольги Арефьевой «Авиатор» (2010) есть песня «Голем». В альбоме группы Мельница «Перевал» (2005) также есть песня «Голем».

См. также

Примечания

  1. Тед Чан. 72 буквы. Архив фантастики. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 18 мая 2009.
  2. Театры и мюзиклы, VISITPRAGUE.CZ
  3. Golem in newly reconstructed Hybernia theatre | ABC Prague
  4. Голем хочет жить

Литература

  • Bloch Chr. Der Prager Golem. 1919
  • Ludwig Albert. Der Golem, «Die Literatur». 1923—1924
  • Held Hans Ludwig. Das Gespenst des Golems. 1927
  • Gershom Scholem. Zur Kabbala und ihrer Symbolik. Stuttgart, 1973.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Голем.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93