Константин Фёдорович Данькевич | |||||
Основная информация | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | |||||
Место рождения | |||||
Дата смерти |
26 февраля 1984 (78 лет) |
||||
Место смерти | |||||
Страна | |||||
Профессии | |||||
Награды |
|
Константин Фёдорович Данькевич (1905—1984) — советский украинский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Народный артист СССР (1954)[1].
Содержание |
Константин Данькевич родился 11 (24) декабря 1905 года в Одессе[1], ныне - на Украине.
Учился в Одесском музыкально-драматическом институте, (ныне - Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой), окончил его с отличием в 1929 году по классам фортепиано и композиции. Композиции учился у В. А. Золотарёва, П. И. Молчанова и Н. Н. Вилинского[2], по классу фортепиано учился у М. И. Рыбицкой[3]. Именно Н. Н. Вилинский, прослушав игру талантливого пианиста К. Ф. Данькевича, настоял на том, чтобы он начал заниматься композицией. После окончания института его творческая дружба с Н. Н. Вилинским продолжалась на протяжении десятилетий[4].
С 1929 Данькевич работает преподавателем, а с 1935 — доцент Одесской консерватории.
В 1942—1943годах был художественным руководителем ансамбля войск НКВД Закавказья[3].
В 1944—1951 годах ректор Одесской консерватории; как утверждается на официальном сайте Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, Данькевич внёс большой вклад в восстановление учебного заведения после Великой Отечественной войны[5].
С 1953 года профессор Киевской консерватории.
В 1941—1944 и в 1956—1967 гг. К. Ф. Данькевич был председателем Союза композиторов Украины. С 1948 член правления СК СССР, с 1962 секретарь СК СССР.
Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Константин Данькевич — автор музыки к фильмам «Триста лет тому…» (реж. Владимир Петров), «Правда» (режиссёр Виктор Добровольский и Исаак Шмарук), «Рожденные бурей» (режиссёры Яков Базелян, Артур Войтецкий и Виталий Войтецкий), «Лилея» (режиссёры Вахтанг Вронский и Василий Лапокниш)[6].
Александр Сокол[7], ректор Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой, вспоминает о Данькевиче:
… Затем вдруг стоя, без предупреждения, совершенно неожиданно прошелся по клавишам (промелькнули отрывки из Дебюсси или Равеля), затем еще раз и еще раз, и «это было все». Я никогда не слышал, чтобы так играли на рояле. Своей огромной рукой с толстыми пухлыми пальцами он извлекал нежнейшие, мерцающие, невероятной воздушности и именно пианистической красочности пассажи. Это исполнение пассажей — так же, как «ложь в музыке — это сифилис» — забыть невозможно. Дальше он мог делать с нами все, что угодно. Он играл, пел, декламировал, изображал оркестр, «лицедействовал», но уже музыкально. (Позже я узнал, что подобным образом он демонстрировал в театре свои оперы, исполняя партии всех действующих лиц, декламируя, играя, комментируя, разъясняя.) На наших же глазах опера театральная преобразовалась в ораторскую монооперу. И мне показалось в итоге, что он был дважды гениален - как драматический актер и как исполнитель. Как композитор, он только пытался слить эти две ипостаси в одну. И все это позже проявилось, слившись в одной грандиозной личности «ЧЕЛОВЕКА-АРТИСТА» (композитора, исполнителя, оратора, поэта, организатора, педагога и т.д.).[8].
Свои акценты расставляет дирижёр Игорь Блажков:
Данькевич — человек-амплуа. Как в опере-буфф, где должен быть персонаж-бас, отвечающий определенным требованиям эпохи. На всех правительственных концертах он выступал с одним и тем же номером — пел свою песню на собственный текст под собственный аккомпанемент. К следующему концерту — новую напишет, но примерно такого же содержания. Здоровый был мужик, огромный. Как сейчас помню: рояль на покатой сцене Октябрьского дворца вдруг начинает ехать. И он, продолжая петь про партию и играя левой рукой, правой его как пушинку к себе притягивает![9]
Это заготовка статьи о композиторе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Данькевич, Константин Федорович.