Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Данькевич, Константин Федорович

Константин Фёдорович Данькевич
Основная информация
Дата рождения

11 (24) декабря 1905(1905-12-24)

Место рождения

Одесса, Херсонская губерния
Российская империя

Дата смерти

26 февраля 1984(1984-02-26) (78 лет)

Место смерти

Киев, Украинская ССР, СССР

Страна

 Российская империя
 СССР

Профессии

композитор, кинокомпозитор, дирижёр, пианист, педагог

Награды

Константин Фёдорович Данькевич (19051984) — советский украинский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Народный артист СССР (1954)[1].

Содержание

Биография

Константин Данькевич родился 11 (24) декабря 1905 года в Одессе[1], ныне - на Украине.

Учился в Одесском музыкально-драматическом институте, (ныне - Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой), окончил его с отличием в 1929 году по классам фортепиано и композиции. Композиции учился у В. А. Золотарёва, П. И. Молчанова и Н. Н. Вилинского[2], по классу фортепиано учился у М. И. Рыбицкой[3]. Именно Н. Н. Вилинский, прослушав игру талантливого пианиста К. Ф. Данькевича, настоял на том, чтобы он начал заниматься композицией. После окончания института его творческая дружба с Н. Н. Вилинским продолжалась на протяжении десятилетий[4].

С 1929 Данькевич работает преподавателем, а с 1935доцент Одесской консерватории.

В 19421943годах был художественным руководителем ансамбля войск НКВД Закавказья[3].

В 19441951 годах ректор Одесской консерватории; как утверждается на официальном сайте Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, Данькевич внёс большой вклад в восстановление учебного заведения после Великой Отечественной войны[5].

С 1953 года профессор Киевской консерватории.

В 19411944 и в 19561967 гг. К. Ф. Данькевич был председателем Союза композиторов Украины. С 1948 член правления СК СССР, с 1962 секретарь СК СССР.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Творчество

Константин Данькевич — автор музыки к фильмам «Триста лет тому…» (реж. Владимир Петров), «Правда» (режиссёр Виктор Добровольский и Исаак Шмарук), «Рожденные бурей» (режиссёры Яков Базелян, Артур Войтецкий и Виталий Войтецкий), «Лилея» (режиссёры Вахтанг Вронский и Василий Лапокниш)[6].

Александр Сокол[7], ректор Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой, вспоминает о Данькевиче:

… Затем вдруг стоя, без предупреждения, совершенно неожиданно прошелся по клавишам (промелькнули отрывки из Дебюсси или Равеля), затем еще раз и еще раз, и «это было все». Я никогда не слышал, чтобы так играли на рояле. Своей огромной рукой с толстыми пухлыми пальцами он извлекал нежнейшие, мерцающие, невероятной воздушности и именно пианистической красочности пассажи. Это исполнение пассажей — так же, как «ложь в музыке — это сифилис» — забыть невозможно. Дальше он мог делать с нами все, что угодно. Он играл, пел, декламировал, изображал оркестр, «лицедействовал», но уже музыкально. (Позже я узнал, что подобным образом он демонстрировал в театре свои оперы, исполняя партии всех действующих лиц, декламируя, играя, комментируя, разъясняя.) На наших же глазах опера театральная преобразовалась в ораторскую монооперу. И мне показалось в итоге, что он был дважды гениален - как драматический актер и как исполнитель. Как композитор, он только пытался слить эти две ипостаси в одну. И все это позже проявилось, слившись в одной грандиозной личности «ЧЕЛОВЕКА-АРТИСТА» (композитора, исполнителя, оратора, поэта, организатора, педагога и т.д.).[8].

Свои акценты расставляет дирижёр Игорь Блажков:

Данькевич — человек-амплуа. Как в опере-буфф, где должен быть персонаж-бас, отвечающий определенным требованиям эпохи. На всех правительственных концертах он выступал с одним и тем же номером — пел свою песню на собственный текст под собственный аккомпанемент. К следующему концерту — новую напишет, но примерно такого же содержания. Здоровый был мужик, огромный. Как сейчас помню: рояль на покатой сцене Октябрьского дворца вдруг начинает ехать. И он, продолжая петь про партию и играя левой рукой, правой его как пушинку к себе притягивает![9]

Признание и награды

Память

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  2. Оперные либретто: Краткое изложение содержания опер. — Т. 1 / Ред.-сост. В. А. Панкратова, Л. В. Полякова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1978. — 591 с.
  3. 1 2 3 4 Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Т. 2. Гондольера — Корсов. — 960 стр. с илл. — М.: Советская энциклопедия, 1974.
  4. В. Назаренко. Элегия о Николае Вилинском // «День» (Украина), 2008, 23 апреля.
  5. Одесская государственная музыкальная академия им. А. В. Неждановой. Краткий исторический обзор
  6. Константин Фёдорович Данькевич на сайте kino-teatr.ru
  7. Ректор Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой, Сокол Александр Васильевич
  8. Александр Сокол. Человек-Артист: О встрече с К.Данькевичем
  9. Р. Юсипей. Партитуры не горят // «Зеркало недели», № 35 (714), 20 — 26 сентября 2008.
  10. ДАНЬКЕВИЧ Константин
  11. веч@рка ////интернет-газета//// » Blog Archive » 24 декабря 1905 года родился Константин Данькевич

Ссылки

  • Биография на сайте "Яндекс.Словари"
  • Биография на сайте КИНО-ТЕАТР


Данькевич, Константин Федорович.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93