Железнодорожный транспорт в Мурманской области | |
Страна: |
Россия |
---|---|
Регион: | |
Протяжённость: |
870 километров |
Густота сети: |
6 км. пути на 1000 кв. км. площади |
Эксплуатирующие организации: | |
Основные линии |
Мурманск — Санкт-Петербург и др. |
Железнодорожный транспорт в Мурманской области развивается с 1917 года когда была построена Мурманская железная дорога (Петрозаводск — Романов-на-Мурмане). Железнодорожная сеть региона представлена транзитной железнодорожной магистралью Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск и другими железнодорожными линиями. Железнодорожные линии области обслуживаются Мурманским отделением Октябрьской железной дороги. По состоянию на 2006 год общая протяженность железной дороги в Мурманской области составляет 870 километров, а густота железнодорожных путей — 6 километров пути на 1000 квадратных километров территории[1].
Содержание |
3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией - Кола, которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги в 1916 году. Первым начальником железнодорожной станции Кола был Сигидин Илья Зотович , примерно с 1916 по 1918 года.[источник не указан 264 дня]
Первая железнодорожная линия на территории современной Мурманской области появилась в 1917 году, при продлении Олонецкой железной дороги от города Петрозаводска до Романова-на Мурмане.
Временное товарное движение было открыто с 1 января 1917 года, а с 1 апреля 1917 года Мурманская железная дорога включена в прямое сообщение с железными дорогами России. 15 сентября 1917 началось регулярное пассажирское движение по всему участку дороги от Званки до Мурманска — прошел пассажирский поезд № 3/4.
4 мая 1927 года была закрыта станция Кандалакша-Пристань и оставлена действующей линия общего пользования Кандалакша — Кандалакша-Пристань.
16 августа 1931 принята в эксплуатацию линия Апатиты — Нефелин.
19 декабря 1936 принят в эксплуатацию электрифицированный участок Кандалакша — Апатиты.
20 февраля 1946 восстановлен участок Кирки — Куолаярви.
В 1951-1953 годах строилась Кольская железная дорога, позже заброшенная.
13 июля 1959 года постановлением Совета Министров СССР № 748 «Об укреплении железных дорог» и приказом Министерства путей сообщения СССР № 42 от 14 июля 1959 г. Кировская железная дорога и Октябрьская железная дорога были объединены в Октябрьскую железную дорогу с управлением в Ленинграде.
В 1967 году была открыта железная дорога Айкувен — Ловозеро.
В 2007 году была закрыта железная дорога Айкувен — Ловозеро.
В перспективе строительство железнодорожной ветки на Лавну[2].
Железнодорожные линии, проходящие по территории области[3]:
Эксплуатационная длина железнодорожных линий в Мурманской области — 870 км, электрифицировано 439 км, из них 416 км электрифицированы переменным током (от станции Пояконда на границе с Республикой Карелия до станции Мурманск) и 23 км постоянным током (от станции Апатиты до станции Кировск, при этом в состав Мурманского отделения Октябрьской железной дороги входит только участок Апатиты — Титан, а участок Титан — Кировск находится в собственности предприятия ОАО «Апатит»). На предприятиях Октябрьской железной дороги занято около 10 тыс. работающих.[4]
Железнодорожные узлы и узловые станции: Мурманск, Апатиты, Ручьи Карельские, Кандалакша, Оленегорск, Лоухи, Пяйве, Заполярная.
В Мурманске находится управление Мурманского отделения Октябрьской железной дороги.
Железнодорожный транспорт в Мурманской области.