Статус исторического памятника инженерно-архитектурного искусства Германии присваивается Федеральной палатой инженеров Германии выдающимся инженерным сооружениям невоенного назначения, расположенным на территории Федеративной республики Германии. Общенациональная кампания по выявлению и популяризации таких памятников проводится под эгидой федерального правительства Германии.
Для того, чтобы претендовать на статус исторического памятника, инженерное сооружение должно удовлетворять следующим требованиям:
Первым историческим памятником инженерно-архитектурного искусства Германии в декабре 2007 года стал судоподъёмник в коммуне Нидерфинов. В настоящее время семью экспертами научно-консультативного совета Федеральной палаты инженеров составлен список из 70 объектов, достойных называться историческими памятниками. По состоянию на начало 2013 года статус присвоен одиннадцати инженерным сооружениям.
Присвоение почётного статуса призвано популяризировать искусство проектирования сложных технических сооружений, укреплять общественное признание технологических инноваций в архитектуре, стимулировать молодых людей получать инженерное образование. Присвоение сооружению статуса исторического памятника сопровождается открытием памятной доски на объекте, изданием иллюстрированных материалов по истории и конструкции сооружения.
№ | Расположение | Тип объекта | Наименование | Годы постройки |
Дата присвоения статуса |
Координаты | Фото |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Нидерфинов земля Бранденбург |
Судоподъёмник | Судоподъёмник Нидерфинов Schiffshebewerk Niederfinow |
1927 — 1934 | 5 декабря 2007 |
|
|
Старейший судоподъёмник Германии, осуществляющий спуск и подъём судов из водной системы Одера в водную систему Хафеля. Перепад высот составляет 36 метров. Общая масса стального сооружения — 14 000 тонн; размер камеры — 85 х 12 метров; подъём судна занимает 20 минут[1]. | |||||||
2 | Райхенбах-им-Фогтланд земля Саксония |
Виадук | Гёльчтальбрюкке Göltzschtalbrücke |
1846 — 1851 | 25 июня 2009 |
|
|
Самый большой в мире кирпичный железнодорожный виадук. Перекинут через долину реки Гёльч на трассе железной дороги Лейпциг — Нюрнберг. Высота четырёхэтажного 29-пролётного моста — 78 метров, на дату постройки это был самый высокий в мире железнодорожный мост; длина — 574 метра[2]. | |||||||
3 | Штутгарт земля Баден-Вюртемберг |
Телебашня | Телебашня Штутгарта Stuttgarter Fernsehturm |
1954 — 1955 | 11 июля 2009 |
|
|
Первая в мире телевизионная башня, построенная из железобетона (до этого все подобные сооружения возводились из металлических конструкций). Высота башни — 217 метров[3]. | |||||||
4 | Хеммор земля Нижняя Саксония |
Летающий паром | Летающий паром Остен — Хеммор Schwebefähre Osten-Hemmoor |
1908 — 1909 | 1 октября 2009 |
|
|
Ажурная металлическая конструкция летающего парома соединяет два берега реки Осте. Такое техническое решение обеспечивает проход по реке больших судов, но при этом втрое дешевле разводного моста. Гондола парома рассчитана на два автомобиля и 25 человек[4]. | |||||||
5 | Сайн земля Рейнланд-Пфальц |
Производственное здание | Павильон Сайн Sayner Hütte |
1828 — 1830 | 27 августа 2010 |
|
|
Литейный цех размером 24 х 43 метра, где располагались три доменные печи для выплавки чугуна, собран из литых чугунных деталей. Ажурные эллиптические своды опираются на два ряда металлических колонн. В фонаре функционирует подвесной конвейер во всю длину здания[5]. | |||||||
6 | Берфельден земля Гессен |
Виадук | Виадук Химбахель Himbächel-Viadukt |
1878 — 1882 | 10 сентября 2010 |
|
|
Одноэтажный десятипролётный арочный железнодорожный мост длиной 250 метров и максимальной высотой 43 метра сооружён из блоков тёсаного песчаника. Арки виадука имеют ширину 20 метров[6]. | |||||||
7 | Вангероге земля Нижняя Саксония |
Маяк | Маяк «Красный песок» Der Leuchtturm «Roter Sand» |
1880 — 1885 | 31 октября 2010 |
|
|
Четырёхэтажный красно-белый маяк из стальных конструкций с тремя консольными эркерами расположен в Северном море, в устье реки Везер. Это первый в мире маяк, сооружённый в открытом море на зыбучем песке. Высота маяка над уровнем моря во время отлива — 31 метр, высота конструкции вместе с фундаментом — 52,5 метра[7]. | |||||||
8 | Берлин земля Берлин |
Аэропорт | Аэропорт Берлин-Темпельхоф Flughafen Berlin-Tempelhof |
1935 — 1941 | 1 июня 2011 |
|
|
Аэровокзал общей площадью 284 тысячи квадратных метров, способный обслуживать до 6 миллионов пассажиров в год, на дату постройки стал самым большим в мире. Овальное лётное поле диаметром 2 километра позволяло самолётам взлетать и садиться в любом направлении (в зависимости от ветра). В проекте аэропорта были учтены все самые современные требования: отдельные зоны вылета и прибытия, грузовых и почтовых перевозок; отели, офисные помещения компании Lufthansa. В 2004 году британский архитектор сэр Норман Фостер назвал Темпельхоф «матерью всех аэропортов»[8]. | |||||||
9 | Нюрнберг земля Бавария |
Мост | Мясной мост Fleischbrücke |
1596 — 1598 | 10 июня 2011 |
|
|
Одноарочный каменный мост через реку Пегниц в историческом центре Нюрнберга был на дату постройки самым длинным одноарочным мостом Германии. Его длина — 27 метров, высота пролёта над зеркалом реки — 4,2 метра. Мост построен в стиле позднего ренессанса, вход на мост оформлен каменным порталом, увенчанным скульптурой быка[9]. | |||||||
10 | Гамбург земля Гамбург |
Тоннель | Старый тоннель под Эльбой St. Pauli Elbtunnel |
1907 — 1911 | 7 сентября 2011 |
|
|
Автомобильно-пешеходный тоннель длиной 426 метров под водами реки Эльбы состоит из двух параллельных ходов внутренним диаметром 4,8 метров каждый. Отличительной его особенностью является отсутствие подъездных путей — люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. Каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми подъёмниками, рассчитанными на перемещение автомобилей массой до 10 тонн[10]. | |||||||
11 | Кемптен земля Бавария |
Мост | Мост короля Людвига König-Ludwig-Brücke |
1847 — 1851 | 20 апреля 2012 |
|
|
Трёхпролётный мост через реку Иллер является одним из самых старых сохранившихся деревянных железнодорожных мостов мира. Несущие конструкции моста, покоящиеся на каменных основаниях, имеют коробчатую форму, изготовлены из лиственницы и дуба. Длина центрального пролёта моста — 52 метра[11]. |
Из одиннадцати памятников, избранных по состоянию на начало 2013 года:
По времени создания памятники относятся:
Территориально исторические памятники инженерно-архитектурного искусства Германии расположены:
Исторические памятники инженерно-архитектурного искусства Германии.