Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Катастрофа A300 в Нагое

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 140 China Airlines

Airbus A300B4 авиакомпании China Airlines
Общие сведения
Дата

26 апреля 1994 года

Время

20:15

Характер

Потеря управления

Причина

Ошибка экипажа

Место

Комаки enru, Нагоя (Япония)

Координаты

35°14′43″ с. ш. 136°55′56″ в. д. / 35.2453000° с. ш. 136.9323000° в. д. / 35.2453000; 136.9323000 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

Airbus A300B4-622R

Авиакомпания

China Airlines

Пункт вылета

Чан-Кайши, Тайбэй (Китайская Республика)

Пункт назначения

Комаки enru, Нагоя (Япония)

Рейс

140

Бортовой номер

B-1816

Дата выпуска

29 января 1991 года

Пассажиры

256

Экипаж

15

Погибшие

264

Выживших

7

Seat map

Катастрофа A300 в Нагое — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 26 апреля 1994 года и ставшая одной из крупнейших в мире.

Airbus A300B4-622R выполнял рейс 140 из Тайбэя (Китайская Республика) в Нагою (Япония), когда при заходе на посадку врезался в землю возле полосы и полностью разрушился. Из находящихся на борту 271 человека, в катастрофе погибли 264[1].

Самолёт

Airbus A300-622R с бортовым номером B-1816 (серийный — 580) был выпущен 29 января 1991 года и 2 февраля был передан авиакомпании China Airlines. К моменту катастрофы он имел в общей сложности 8572 часа 12 минут налёта и 3910 посадок[2][3][4].

Экипаж

Катастрофа

Рейс 140 вылетел из аэропорта Чан-Кайши в 17:53 JST (08:53 UTC). На борту авиалайнера находились 2 пилота, 13 бортпроводников и 256 пассажиров (включая двух младенцев), а расчётная продолжительность полёта составляла 2 часа 18 минут. В соответствии с планом полёта, выданном в аэропорту, в 18:14 летящий со скоростью 465 узлов (861 км/ч) самолёт занял эшелон 330 (33 тысячи футов или 10 километров) и взял курс на Нагою по воздушному коридору A1[7].

В 19:47:35 диспетчер контроля в Токио дал указание покинуть эшелон 330 и снижаться до 210 (6,4 километра). В 19:58:18 экипаж перешёл на связь с диспетчером подхода в аэропорту Нагоя enru. В процессе снижения экипаж также снижал и поступательную скорость. В 20:04:03 диспетчер подхода дал указание выполнить левый разворот на курс 010°, а в 20:07:14 сообщил, что посадка будет осуществляться на полосу 34 и дал указание переходить на связь с башней аэропорта. Всё это время, начиная с 17:54, когда после вылета из Тайбэя была пройдена высота 1000 футов (305 метров), полёт проходил под управлением автопилота № 2. На подходе к Нагое в 20:07:22 экипаж также включил и автопилот № 1. В 20:11:36 второй пилот отключил оба автопилота от управления, но не выключил их[7].

В 20:12:19 рейс 140 прошёл внешний маркер, а в 20:13:39 диспетчер башни Нагои дал разрешение на посадку. Погодные условия в Нагое в это время были хорошие, ветер 6 узлов по азимуту 290°. Заход на посадку в ручном режиме проходил нормально. Но в 20:14:05 на высоте 1070 футов (326 метров, по давлению аэродрома) второй пилот случайно включил переключатель TOGA (Take-Off/Go-Around). В данной ситуации это означало уход на второй круг, поэтому режим двигателей был увеличен, что вызвало продольный толчок. Командир увидел это и отчитал второго пилота, дав указание выключить этот переключатель. Однако второй пилот этого не выполнил. В течение следующих 15 секунд авиалайнер выровнялся на высоте 1040 футов (317 метров) и находился в 5,6 километрах от торца ВПП, оказавшись при этом выше глиссады. Затем командир дал команду второму пилоту вернуть самолёт в глиссаду, поэтому тот отклонил руль высоты вниз, при этом забыв отключить TOGA. Но тут же в 20:14:18 автопилот, который запустился включением TOGA, распознав снижение высоты, отклонил стабилизатор вниз на угол −12,3°, тем самым пытаясь поднять нос. Также был ещё больше увеличен режим работы двигателей. Увидев это, в 20:14:48 экипаж выключил автопилот[8].

Но когда авиалайнер снизился до высоты 510 футов (155 метров) и находился примерно в 1,8 километрах от торца ВПП, сработала дополнительная система защиты. В результате в 20:15:02 рули высоты также были переложены на кабрирование, а двигатели переведены на взлётный режим. Под крутым углом аэробус начал набирать высоту, при этом теряя поступательную скорость. Угол кабрирования достиг 52,6°, из-за чего сработала система предупреждения о критическом угле атаки. Увидев это, командир крикнул второму пилоту, чтобы тот выключил переключатель TOGA, а сам отключил сигнализацию о критическом угле атаки, снизил режим работы двигателей и убрал закрылки с 40° до 15°. Второй пилот при этом предупредил диспетчера об уходе на второй круг. В 20:15:17 сигнализация опасного сближения с землёй сработала по режиму 5, предупредив об опасном угле скольжения, а в 20:15:25 в течение пары секунд прозвучала сигнализация опасности сваливания. В 20:15:31 самолёт достиг высоты 1730 футов (527 метров) по давлению (1790 футов (546 метров) по радиовысотомеру), когда скорость уже снизилась до 78 узлов (144 км/ч), а подъёмная сила упала до критического значения. Авиалайнер опустил нос и понёсся вниз[8].

Примерно в 20:15:45 аэробус упал на аэродром у рулёжной дорожки E1 и в 110 метрах восточнее-северо-восточнее центра полосы 34 и взорвался. В катастрофе погибли 264 человека: все 15 членов экипажа и 249 пассажиров[9]

На 2013 год по числу жертв эта авиакатастрофа занимает первое место в истории авиакомпании China Airlines, второе среди произошедших на территории Японии и третье среди Airbus A300[4].

Примечания

  1. Report, p. 1-1
  2. Report, p. 2-16
  3. B-1816 China Airlines Airbus A300B4-622R - cn 580 (англ.). Planespotters.net. Проверено 9 ноября 2013.
  4. ↑ Aircraft accident Airbus A300B4-622R B-1816 Nagoya-Komaki (NGO) (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 9 ноября 2013.
  5. Report, p. 2-13
  6. Report, p. 2-14
  7. 1 2 Report, p. 2-1
  8. 1 2 Report, p. 2-2
  9. Report, p. 2-3

Ссылки

  • AIRCRAFT ACCIDENT INVESTIGATION REPORT 96-5. China Airlines Airbus Industrie A300B4-622R, B1816 Nagoya Airport April 26, 1994 (англ.). Aircraft Accident Investigation Commission Ministry of Transport. Проверено 9 ноября 2013.
    • China Airlines Airbus Industrie A300B4-622R, B1816 Nagoya Airport April 26, 1994 (англ.). Aircraft Accident Investigation Commission Ministry of Transport. — текстовая версия для интернета. Проверено 9 ноября 2013.
  • 96-5-B1816 中華航空公司所属 エアバスインダストリーA300B4-622R型 B1816 愛知県名古屋空港 (яп.). Aircraft Accident Investigation Commission Ministry of Transport. — Original Aircraft Accident Investigation Report in Japanese.

Литература

  • Муромов А. И. Аэробус A-300 разбился при посадке // 100 великих авиакатастроф / гл. ред. С. Дмитриев. — М.: Вече, 2003. — 528 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0029-8.

Катастрофа A300 в Нагое.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93