Krasorion.ru

Упаковочные материалы

К-21

К-21
Возвращение в Полярный
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Полярный
Спуск на воду 16 августа 1939
Выведен из состава флота 11 сентября 1954
Современный статус установлена в Североморске в качестве мемориала
Основные характеристики
Тип корабля Подводный крейсер
Обозначение проекта серия XIV, тип «К — Крейсерская»
Скорость (надводная) 22,5 узла
Скорость (подводная) 10,2 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 50 суток,
7 500 км при 10,3 узлах,
176 км подводная на 3 узлах
Экипаж 67 человек, в том числе
10 офицеров
Стоимость 18 млн рублей
Размеры
Водоизмещение надводное 1 490 т
Водоизмещение подводное 2 104 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 97,7 м
Ширина корпуса наиб. 7,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4,04 м
Силовая установка
Дизель-электрическая,
2 дизеля 9ДКР, 2×4 200 л.с.
дизель-генератор 38К8, 800 л.с.
2 электродвигателя ПГ11, 2×1 200 л.с.
Вооружение
Артиллерия 2×100-мм/51 Б-24ПЛ
2×45-мм/46 21-К
2 × 7,62-мм пулемёта
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых 533-мм ТА
4 кормовых 533-мм ТА,
24 торпеды
20 мин заграждения

К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.

Содержание

История строительства

Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде, на Заводе N°194 (им. А. Марти), спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в город Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота.

История службы

В первом же боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, уже утром 27.11.1941 здесь подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт.).

Лунин атакует «Тирпиц»

Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.

27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску эскадры противника. 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», трёх тяжёлых крейсеров, одним из них был «Адмирал Шеер», и 12 эсминцев. Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа 1936, они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты Arado Ar 196.

Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор, немцы не зафиксировали даже самого факта атаки. Историк М. Э. Морозов доказал невозможность попадания торпед в линкор ввиду слишком большого расстояния, а происхождение взрывов он объяснил подрывом торпед после удара о дно.[1] Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» по-прежнему имеет сторонников.[2]

Награды и достижения

23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова.

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение еще трёх мотоботов [1].

9 мая 1945 года лодка находилась в ремонте.

Послевоенная служба

После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.

Весной 1981 года была поставлена в ТПД-12 на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки 3-х кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В конце 1990-х был проведен ремонт лодки (подводная часть). В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции.[3] В настоящее время Подводная лодка К-21 является филиалом Военно-морского музея Северного флота.

Командиры ПЛ К-21

Другие названия

  • 1949 год 9 июня переименована в «Б-4»
  • 1956 год 20 июня переименована в «ПЗС-51»
  • 1956 год 17 августа переименована в «УТС-5», переформирована в учебно-тренировочную станцию.

Примечания

  1. 1 2 М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. «Катюши» в бою. — Морская Коллекция, № 2, 2008
  2. Тайна атаки К-21 Александр ФИДЕЛЬ («2000», № 26, 27 июня — 3 июля 2008)
  3. Музей Северного флота обновит свою экспозицию, rosbalt.ru, 29/12/2008

Ссылки

  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Российский подводный флот
  • Свердловская областная универсальная научная библиотека В. Г. Белинского
  • норвежский транспорт «Bessheim» (англ. )
  • Фото УТС-5, бывшей К-21. Июнь 1962 года.
  • А. Фидель. Тайна атаки К-21
  • М. Э. Морозов «Атака германского линкора»

Литература

  • А. В. Платонов. Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945. — М.: АСТ, 2004. — С. 116-119. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-024904-7
  • Сергеев Константин Михайлович. Лунин атакует «Тирпиц»! — СПб.: ГУП СПМБМ «Малахит», 1999. — 232 с. — (Вестник «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее». Выпуск № 13). — 800 экз.

К-21.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93