Krasorion.ru

Упаковочные материалы

ЛРТ

Трамвайный вагон 71-630, предназначенный для системы легкорельсового транспорта Москвы

Легкоре́льсовый тра́нспорт (также «легкий рельсовый транспорт», ЛРТ, от англ. Light Rail) — городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, и большими, чем у обычного уличного трамвая скоростью сообщения и пропускной способностью[1].

Разновидностями легкорельсового транспорта являются лёгкое метро и скоростной трамвай (в т.ч. подземный трамвай и городская железная дорога). При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена, городской железной дороги (S-Bahn), являются нечёткими, что зачастую становится причиной терминологических ошибок. В целом данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны)[2].

Относимые к легкорельсовому транспорту, реализованные в России системы скоростного трамвая в Волгограде и другие и существующий СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» является своей собственной концепцией и не соответствуют принятой на Западе концепции ЛРТ ввиду требований по обособленности скоростной части трамвайной сети, от прочих трамвайных маршрутов [3][4].

Данный вид транспорта получил широкое распространение за рубежом — за последние 15 лет в мире было построено порядка 80 систем ЛРТ, причём около 100 систем ЛРТ в данный момент находятся на различных стадиях проектирования и строительства[1].

Содержание

Отличительные особенности

Главной отличительной особенностью легкорельсового транспорта, как и следует из названия, является меньшая допустимая нагрузка на ось [3], в отличие от метрополитена (15 тонн)[5]. Кроме того принципиальным отличием систем легкорельсового транспорта является допустимость одноуровневых пересечений с неинтенсивными транспортными потоками, при условии приоритета ЛРТ. На практике такой принцип достигается за счёт таких методов, как, например, управление фазами светофоров в зависимости от режима работы ЛРТ. В среднем же, без организации подобных участков, скорость сообщения для легкорельсового транспорта составляет 36 км/час при провозной способности порядка 20 000 пассажиров в час. Минимальным экономически-обоснованным пассажиропотоком является 1,5 тысячи пассажиров в час[3][цитата не приведена 649 дней]. За счёт меньшей изоляции сети и меньших требований к нагрузке на ось (а значит и к строению пути), стоимость строительства для ЛРТ в 5-10 раз меньше, чем для метрополитена[6].

В местах пересечения линий легкорельсового транспорта с напряжёнными транспортными потоками могут сооружаться эстакады, тоннели, пешеходные мосты и т. д. В линии ЛРТ могут включаться мало используемые участки железнодорожного полотна, в ряде случаев возможен выход составов ЛРТ оборудованных соответствующим типом питания на пригородные железнодорожные линии (технология «tram-train»). При этом линии, как правило, сооружаются без оборотных колец — с оборотом подвижного состава в тупиках. Платформы сооружаются на уровне пола подвижного состава, в качестве которого могут выступать низкопольные трамвайные вагоны. В зависимости от градостроительных условий участки линий могут обустраиваться как магистральные (скорость движения до 90 км/час с исключением одноуровневых пересечений); обычные (до 60 км/час с одноуровневыми пересечениями); трамвайно-пешеходные зоны (до 15 км/час). По местным условиям выбирается и тип обустройства верхнего строения пути: открытая рельсо-шпальная решётка; настил газона; укладка тротуарной плитки и другие[3][7][6].

Системы ЛРТ

В мире

Широкое распространение получила французская автоматизированная система VAL, а также другие подобные системы лёгкого метро и скоростного трамвая.

и др.

В России

В России на сегодняшний день нет систем, соответствующих западному пониманию легкорельсовго транспорта[2]. В то же время часть линий в ряде существующих систем (Волгоград, Старый Оскол, Ижевск) близки к стандартам ЛРТ. В настоящее время в России на различных стадиях подготовки находятся следующие проекты строительства легкорельсового транспорта:

Как сооружаемые, так и существующие системы, подходящие под термин легкорельсовый транспорт в России именуют скоростной трамвай.

Зачастую к легкорельсовому транспорту ошибочно относят Московское лёгкое метро (Бутовская линия метрополитена) и монорельс. Однако, первый пример выполнен по нормам метрополитена, с соответствующей изоляцией сети и допустимой нагрузкой на ось, а второй и вовсе не является железнодорожным транспортом[6]. В то же время ряд выполненных на западе проектов лёгкого метро соответствует стандартам ЛРТ.

См. также

Ссылки

  • Доклад «Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже»
  • Официальный сайт ОАО «ГТС СТ»
  • Официальный сайт проекта «Надземный экспресс»

Примечания

  1. 1 2 Буслов А.С. "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже". — № Сборник тезисов международной научной конференции "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России", ВГУ, 2008 год.
  2. 1 2 Бакланов В.В. "Внедрение легкорельсовго транспорта - один из путей повышения качества транспортного обслуживания населения г.Москвы". — № Международная практическая конференция "Тенденции развития легкорельсовго транспорта в городе Москве" 16 октября 2008 года.
  3. 1 2 3 4 Вестник ГЭТ, статья "Итоги 5-й конференции МСОТ по легкорельсовому транспорту". — № №6 (39) 2000 год.
  4. СНиП „Трамвайные и троллейбусные линии.
  5. СНиП "Тоннели и метрополитены". — № 4.02 - 91.
  6. 1 2 3 Программа развития пассажирского транспорта Москвы до 2030 года. — № Бугель, 2004 год.
  7. Буслов А.С. "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже". — № Сборник тезисов международной научной конференции "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России", ВГУ, 2008 год.

ЛРТ.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93