Линейные корабли типа «Кайзер» | ||
---|---|---|
Kaiser-Klasse | ||
|
||
«Кайзер» в 1913 году | ||
Основная информация | ||
Тип | линейный корабль | |
Государство флага | Германия | |
Введён в эксплуатацию | 1912—1913 | |
Выведен из состава флота | 1919 | |
Современный статус | сняты с вооружения | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 24 330 т нормальное 27 400 т полное |
|
Длина | 172,4 м максимальная | |
Ширина | 29,0 м | |
Осадка | 8,3 м | |
Бронирование | пояс: 80—350 мм траверсы: 130—300 мм палуба: 20—30+60—100 башни ГК: 80—300 мм барбеты ГК: 80—300 мм каземат ПМК: 170 мм командирская рубка: 150—350 |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 16 котлов типа Шульц-Торникрофта; турбины типа Парсонса |
|
Мощность | 31 000 л.с. | |
Винты | 3 | |
Скорость | 22 узла максимальная 12 узлов экономическая |
|
Дальность плавания | 7200 миль на 12 узлах | |
Экипаж | 1084 человека | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5×2 — 305-мм/50 14×1 — 150-мм/45 8×1 — 88-мм/45 |
|
Торпедно-минное вооружение | 5 × 500-мм подводных ТА |
Линейные корабли типа «Кайзер» (нем. Kaiser-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Остфрисланд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять; также вновь были серьёзно усилены броневая и подводная защита линкоров, выведя тип «Кайзер» по этим параметрам в число мощнейших в мире. Кроме этого, впервые среди германских дреноутов на типе «Кайзер» была применена паротурбинная силовая установка.
Всего в 1909—1913 годах было построено пять линкоров типа «Кайзер», два — в рамках кораблестроительной программы 1909/1910 годов и ещё три — по программе 1910—1911 годов. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» специально проектировались как флагманские корабли флота и имели специально оборудованные боевые рубки и ходовые мостики. Оригинальной конструктивной особенностью проекта также являлась запланированная на «Принце-регенте Луитпольде» дизельная силовая установка на среднем валу, но так как довести двигатель мощностью в 12 000 л.с. до работоспособного состояния так и не удалось, корабль вступил в строй и эксплуатировался только с паротурбинной установкой на двух валах. За время своей сравнительно недолгой службы серьёзной модернизации корабли этого типа не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16° и замены в годы войны четырёх из 88-мм противоминных орудий на зенитные того же калибра.
В 1913 году «Кайзер» и «Кёниг Альберт» осуществили дальнее плавание в Юго-Западную Африку и Южную Америку. В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кайзер» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях, в частности, в Ютландском сражении. Несмотря на использование в ряде операций германского флота, ни один линкор этого типа в годы войны не получил серьёзных повреждений. С капитуляцией Германии, все пять кораблей серии, вместе с другими кораблями Флота открытого моря, были затоплены в Скапа-Флоу в 1919 году и впоследствии подняты и проданы на слом в 1929—1937 годах.
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Кайзер» Kaiser |
верфь флота в Киле | декабрь 1909 | 22 марта 1911 | 7 декабря 1912 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Фридрих дер Гроссе» Friedrich der Grosse |
Vulcan, Гамбург | 26 января 1910 | 10 июня 1911 | 22 января 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Кайзерин» Kaiserin |
Howaldtswerke, Киль | ноябрь 1910 | 11 ноября 1911 | 13 декабря 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Кёниг Альберт» König Albert |
Schichau, Данциг | 17 июля 1910 | 27 апреля 1912 | 8 ноября 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Принц-регент Луитпольд» Prinzregent Luitpold |
Germaniawerft, Киль | январь 1911 | 17 февраля 1912 | 6 декабря 1913 | затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
Схема линкора типа «Кайзер»
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Линейные корабли ВМС Германии | |
---|---|
Императорские военно-морские силы Германии (нем. Kaiserliche Marine) | |
тип «Нассау» | «Нассау» · «Вестфален» · «Рейнланд» · «Позен» |
тип «Остфрисланд» | «Остфрисланд» · «Гельголанд» · «Тюринген» · «Ольденбург» |
тип «Кайзер» | «Кайзер» · «Фридрих дер Гроссе» · «Кайзерин» · «Кёниг Альберт» · «Принц-регент Луитпольд» |
тип «Кёниг» | «Кёниг» · «Гроссер Курфюрст» · «Маркграф» · «Кронпринц» |
тип «Байерн» | «Байерн» · «Баден» · «Саксен» · «Вюртемберг» |
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine) | |
тип «Шарнхорст» | «Шарнхорст» · «Гнейзенау» |
тип «Бисмарк» | «Бисмарк» · «Тирпиц» |
тип «H-39» | |
тип «H-44» | |
Список линейных кораблей ВМС Германии | |
курсивом выделены недостроенные |
Линейные корабли типа «Кайзер».