Тип «Эрзац Монарх» | ||
---|---|---|
нем. Ersatz Monarch-Klasse | ||
Основная информация | ||
Тип | линейный корабль | |
Государство флага | Австро-Венгрия | |
Принадлежность | ВМС Австро-Венгрии | |
Верфь | STT, Триест Ganz&Co Danubius, Фиуме |
|
Строительство начато | 1914 | |
Современный статус | не достроены | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 24 500 т (проектное) | |
Длина | 172,0 м (по ватерлинии) 173,2 м (наибольшая) |
|
Ширина | 28,5 м | |
Осадка | 8,4 м | |
Бронирование | Пояс 310-140 мм, палуба и скосы 36 мм, противоторпедная переборка 85 мм, башни ГК 340-80 мм, казематы 150 мм, боевая рубка 320 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | Паровые турбины, 15 ПК Yarrow (9 с угольным отоплением, 6 с нефтяным) |
|
Мощность | 31 000 л.с. | |
Винты | 4 | |
Скорость | 21 узла максимальная | |
Дальность плавания | 5 000 миль на 10 узлах | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 10 (2×2, 2×3) 350-мм/45 орудий 15 150-мм/50 20 90-мм/45 (из них 12 в зенитных установках) 2 47-мм/47 |
|
Торпедно-минное вооружение | 6 533-мм ТА[1] |
Линейные корабли типа «Эрзац Монарх» (нем. Ersatz Monarch-Klasse)[2][3] — тип линейных кораблей, планировавшихся к принятию на вооружение ВМС Австро-Венгрии в период Первой мировой войны. Ни один из кораблей серии не был заложен на стапеле.
Содержание |
Изначально идея создания ещё одной группы дредноутов для Австро-Венгерского флота была преподнесена не военно-морскими кругами страны, а заводом «Шкода» в Пльзене, главным производителем артиллерии для ВМС. После окончания изготовления всех орудийных башен для четырёх линкоров типа «Вирибус Унитис», представители завода предложили создание 345-мм двух- и трёхорудийных башен, мотивируя это необходимостью поддержания навыков производства высокотехнологичных артиллерийских систем. Военно-морской отдел Военного министерства отклонил первоначальные проекты фирмы из-за ряда мелких недостатков. Вместе с тем, с целью противодействия растущему влиянию «Шкоды», военно-морские круги 3 июня 1911 выдвинули свои технические условия для дредноутов нового поколения. Согласно первоначальным условиям, водоизмещение будущих линкоров ограничивалось из-за возможностей плавучего дока № 1, способного принять корабли водоизмещением не более 23 800 тонн. Артиллерия главного калибра должна была составлять 10 орудий калибром 305 ми в проекте «A» и 10 орудий калибром 345 мм в проекте «B». К декабрю 1911 Морской Технический Комитет предложил свои проекты под условия «A» и «B». Вскоре, однако, выяснилось, что оба проекта выходят за рамки максимального водоизмещения и поэтому были переработаны с урезанием квартердека[4].
В декабре 1911 представители частных фирм вновь решили показать своё превосходство и представили не менее 26 проектов новых линейных кораблей. Свои варианты представили фирмы Danubius, CTT, CNT и военно-морской инженер Сильвиус Морин. Но главный кораблестроитель флота Питцингер вновь не пожелал сдаваться, и все проекты были отклонены. Тем временем, разработка нового артиллерийского орудия фирмой «Шкода» привела к увеличению калибра орудия с 345 до 350 мм, при этом одной из причин этого стала возможная унификация с германским калибром 350 мм, планировавшимся к принятию на вооружение на линейных крейсерах типа «Макензен»[4].
В январе 1912 года Морской Технический Комитет представил очередной проект, с 10 350-мм орудиями главного калибра в двух трёхорудийных и двух двухорудийных башнях, расположенных линейно-возвышенно в оконечностях корабля. Водоизмещение составляло 24 500 тонн. Однако инженеры понимали, что проект окажется явно несбалансированным без увеличения водоизмещения, что нашло отражение в последующих проектах. Сначала оно возросло до 29 600 тонн (12 350-мм орудий), а потом и до 32 000 тонн (13 350-мм орудий). Но, в конце концов, был принят вариант водоизмещением 24 500 тонн и с вооружением из 10 350-мм и 15 150-мм орудий.
Промышленные предприятия — строители кораблей и производители оборудования, как и в случае со строительством предшествующего типа «Вирибус Унитис», имели собственные интересы: им необходимо было получить заказы. При этом они желали, также, как и в случае с предшествующим типом, начать строительство до отпущения бюджетных средств, в кредит. Этому воспрепятствовало венгерское министерство финансов. В итоге 4 корабля было решено строить по программе бюджета 1914-1915 годов. В конце июня 1914 предприятия STT и Danubius получили заказы на строительство первых двух единиц серии, получивших номера VIII и IX соответственно[4]. Начавшаяся мировая война, однако, заставила отложить закладку, которая в итоге так и не была произведена.
Название | Верфь-строитель | Предполагавшаяся дата закладки |
Предполагавшаяся дата принятия на вооружение |
Судьба |
---|---|---|---|---|
«Линкор VIII» | STT, Триест | 1 июля 1914 | 30 июня 1917 | Закладка не состоялась |
«Линкор IX» | Ganz&co Danubius, Фиуме | 1 января 1915 | 31 декабря 1917 | Закладка не состоялась |
«Линкор X» | STT, Триест | 1 июня 1916 | 31 мая 1919 | Закладка не состоялась |
«Линкор XI» | Ganz&co Danubius, Фиуме | 1 июня 1916 | 31 мая 1919 | Закладка не состоялась |
Линкоры-дредноуты ВМС Австро-Венгрии | |
---|---|
тип «Вирибус Унитис» | «Вирибус Унитис» · «Тегетгоф» · «Принц Ойген» · «Сент-Иштван» |
тип «Эрзац Монарх» | «Линкор VIII» · «Линкор IX» · «Линкор X» · «Линкор XI» |
курсивом выделены недостроенные |
Линейные корабли типа h-44, линейные корабли типа hercules, линейные корабли типа дюнкерк, линейные корабли типа лион.
Поваровка (Солнечногорский район), Бархатница рокселана, Кубок российской футбольной премьер-лиги, Проект:ЮНЕСКО/Лучшие статьи.