Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Лионский фуникулёр

Перейти к: навигация, поиск
Лионский фуникулёр
Информация
Страна

Франция

Город

Лион

Дата открытия

3 июня 1862

Длина линий

1,253 км

Количество станций

5

Количество линий

2

Схема линий

Лио́нский фуникулёр — транспортная система, действующая с 1862 года в городе Лионе, Франция.

В настоящий момент в городе действуют две линии фуникулёра, связывающие район Сен-Жан с вершиной холма Фурвьер (в двух разных точках). Входит в состав Лионского метрополитена.

История фуникулёра в Лионе

Открытие первой линии фуникулёра состоялось 3 июня 1862 года. Таким образом, Лион — это первый город в мире, где была открыта городская железная дорога с фуникулёрной тягой[1], однако, надо заметить, что технология использования железнодорожных платформ с кабельной тягой появилась раньше: уже с 1833 года подобная транспортная система соединяла населённые пункты Андрезьё-Бутеон и Лё-Кото в департаменте Луара.

В период максимального расцвета, в Лионе было 5 линий фуникулёра: 3 из них работали на холме Фурвьер и 2 — на холме Круа-Русс. Общей харастеристикой всех лионских фуникулёров было то, что бо́льшую часть пути они проходили по туннелям.

Сегодня сохранились лишь 2 действующие линии фуникулёра на холме Фурвьер: 2 другие линии были закрыты, а одна была преобразована в зубчатую железную дорогу, продлена и стала частью линии C Лионского метрополитена.

Действующие линии

Сен-Жан—Сен-Жюст (F1)

  • Дата открытия: 8 апреля 1878
  • Длина: 822 м
  • Максимальный уклон: 183 мм/м
  • Колея: 1440 мм (с 1878), 1000 мм (с 1901)

С 1901 линия действовала в виде зубчатой железной дороги, в 1958 году вновь преобразована в линию фуникулёра. Эта линия — единственная, имеющая прожежуточную станцию «Миним—Театр-Ромен».

Сен-Жан—Фурвьер (F2)

  • Дата открытия: 6 октября 1900
  • Длина: 431 м
  • Максимальный уклон: 310 мм/м
  • Колея: 1000 мм (с 1900); 1330 мм (с 1970)

Линия была модернизирована в 1970 году. Вагоны были заменены на новые, а оба старых отправились в музеи: один — в Автомобильный музей имени Анри Малатра в Роштайе-сюр-Соне, другой — в Музей городского, междугороднего и загородного транспорта в Шелле[2].

Закрытые или пререстроенные линии

Улица Терм—Круа-Русс

  • Дата открытия: 3 июня 1862
  • Дата закрытия: 31 декабря 1967
  • Длина: 489 м
  • Максимальный уклон: 160 мм/м
  • Колея: 1440 мм

После закрытия фуникулёра туннель был преобразован в уличный проезд.

Круа-Паке—Круа-Русс

  • Дата открытия: 12 апреля 1891
  • Дата закрытия: 3 июля 1972
  • Длина: 512 м
  • Максимальный уклон: 172мм/м
  • Колея: 1440 мм

Линия была вновь открыта 6 декабря 1974 года, будучи преобразованной в зубчатую железную дорогу. В дальнейшем она была продлена в обе стороны и стала линией C Лионского метрополитена.

Сен-Поль—Фурвьер

  • Дата открытия: 6 декабря 1900
  • Дата закрытия: 25 декабря 1937
  • Длина: 514 м
  • Максимальный уклон: 243 мм/м
  • Колея: 1440 мм

Эта линия связывала вокзал Сен-Поль и находившуюся на вершине холма Фурвьер конечную остановку трамвая. Её называли в народе «фуникулёром мертвецов», так как она использовалась для перевозки гробов на кладбище Луаяс[3].

Все фуникулёры Лиона: действующие и закрытые

Примечания

  1. Site Amtuir, Avant 1870 : Les premières tentatives de mécanisation et l'apparition du funiculaire
  2. Le funiculaire monte en l’air // Ferro-Lyon, 12-05-2009
  3. François Koch. Lyon en 6 endroits secrets // L'Express, 12/07/2010

Источники

  • Guy Borgé, Marjorie Borgé, René Clavaud. Les Transports à Lyon : Du tram au métro. Éditions Jean Honoré, 1984. ISBN 9782903460082
  • Jean Gennesseaux. Funiculaires et crémaillères de France. Paris, Éditions La vie du rail, 1992, p. 133-147. ISBN 2-902808-42-9
  • SYTRAL TCL : Le Métro sur le réseau TCL

См. также

Лионский фуникулёр.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93