Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
МДК-57 в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 года
Проект
Страна  СССР
 Россия
 Украина
 Греция
Изготовители ФГУП ЦКБ «Алмаз»
Операторы ВМФ СССР
ВМФ Российской Федерации ВМС Украины
В строю На вооружении
Основные характеристики
Водоизмещение 555 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м (наибольшая по ВП)
Двигатели 5 ГГТА
Мощность 5 × 10 000 л. с.
Скорость хода 60 узлов (111,12 км/ч)
Дальность плавания 300 морских миль
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27 человек
Вооружение
Артиллерия две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
Зенитная артиллерия две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02
Ракетное вооружение 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла»

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире[1].

МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

Содержание

История проекта

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

Конструкция

Модель корабля
Вооружение корабля: видны ракетные установки МС-227

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря“ — „Машпроект“». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Высадка десанта в ходе учений Запад-2009

Корабль способен перевозить:

  • 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
  • или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.

Строительство кораблей

Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.

К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них были списаны.

На вооружении:

  •  — 2
  •  — 2

Экспорт

По контракту с Грецией в период с 2000 по 2004 годы, были проданы 4 корабля, которые вошли в состав ВМС Греции. Согласно заявлению представителя предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». По его словам, два корабля будут построены на Украине, а ещё два — в Китае с участием украинских специалистов. По сообщениям центра исследования армии, конверсии и разоружения в 2009 г. украинские компании заключили контракт на поставку партии малых десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» Китаю на сумму $ 315 млн[2]. В сентябре 2012 года представители завода ФСК «Море» и ГК «Укрспецэкспорт» объявили о начале швартовых испытаний первого изготовленного по контракту корабля[3].

На вооружении:

  •  — 4 единицы
  •  — 0 (4 план)

Состав серии

Название
Заводской номер
Введён в состав флота
Изготовитель
Текущий статус
МДК-51
100
10.10.1988
Приморский судостроительный завод
Утилизирован
МДК-122
101
2.01.1990
Приморский судостроительный завод
Утилизирован
МДК-50, с 17.08.2001 — Евгений Кочешков
102
30.10.1990
Приморский судостроительный завод
В составе БФ
МДК-94, с 12.03.2001 — Мордовия
103
15.10.1991
Приморский судостроительный завод
В составе БФ
Керкира L182
107
28.05.2001
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
Закинтос L183
108
25.07.2004
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-118, с 20.12.2000 Кефалония
104
29.08.1994
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-119
105
-
Приморский судостроительный завод
Не достроен
МДК-120
106
-
Приморский судостроительный завод
Не достроен
МДК-57
301
30.12.1988
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-123
302
30.12.1989
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
МДК-93
303
30.12.1991
Судостроительный завод «Море»
В строю, продан Греции
МДК-100
304
26.06.1993
Судостроительный завод «Море»
Утилизирован
Итаки L181
305
03.02.2001
Судостроительный завод «Море»
В строю, ВМС Греции

См. также

Ссылки

  • ЦКБ Алмаз, официальный сайт производителя

Примечания

  1. «Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире.
  2. Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей «Зубр»
  3. ФСК «МОРЕ» ЗАВЕРШУЄ БУДІВНИЦТВО МДК «БІЗОН» ДЛЯ КНР (ВІДЕО)


Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93