Мариус Петипа родился 11 марта1818 года в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Его старший брат Люсьен Петипа в дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа — певицей и актрисой.
Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж. А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.
Первая жена — Мария Суровщикова, русская артистка балета, солистка Императорских театров. Их брак продолжался 15 лет — с 1854 по 1869 год. Дети — Мария (р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских театров; Иван (р. 1859).
Вторая жена — Любовь Савицкая, дочь известного актёра Леонида Леонидова, артистка балета Императорских театров. Их брак продолжался с 1882 года и до кончины балетмейстера. Дети — Надежда (р. 1874), Евгения (р. 1877), Виктор (р. 1879), Любовь (р. 1880), Марий (р. 1884), Вера (р. 1885).
Также Мариус Петипа имел внебрачных детей — сына Мариуса Петипа (р. 1850), ставшего драматическим актёром, от актрисы Терезы Бурден и девочку, от работницы театра, с которой он жил долгое время.
1847 — «Пахита» — Большой балет в 2 актах 3 картинах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Фредериком)
1848 — «Сатанилла, или Любовь и ад» — Большой пантомимный балет в 3 актах 7 картинах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Жаном Петипа)
1849 — «Лида, швейцарская молочница» — Демихарактерный балет в 2 актах 3 картинах Адальберта Гировеца, (совместно с Жюлем Перро), в бенефис Мариуса Петипа
1859 — «Венецианский карнавал» — Большое па де де Цезаря Пуни на тему Николо Паганини
1859 — «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
1860 — «Голубая георгина» — Фантастический балет в 2 актах Цезаря Пуни; возобновление — 1875 (1 действие)
1862 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, для бенефиса Каролины Розати; возобновление — 1885
1863 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, (по Жозефу Мазилье)
1863 — «Ливанская красавица, или Горный дух» — Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах с прологом и апофеозом Цезаря Пуни
1865 — «Путешествующая танцовщица» — Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Николая Гольца
1866 — «Флорида» — Балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
1867 — «Фауст» — Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах на музыку Джакомо Паницца и Цезаря Пуни, (по Жюлю Перро); возобновление — 1875
1868 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, с новым па «Оживлённый сад» на музыку Лео Делиба, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление — 1880
1868 — «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни, для бенефиса Генриетты Дор
1870 — «Катарина, дочь разбойника» — Большой балет в 3 актах 4 картинах Цезаря Пуни (по Жюлю Перро)
1871 — «Трильби» — Фантастический балет в 2 актах 3 картинах Юлия Гербера, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление — 1883
1871 — «Две звезды» — Анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Екатерины Вазем, Анны Вергиной и Павла Гердта
1886 — «Приказ короля» — Большой балет в 4 актах 6 картинах А. Визентини
Танцы в операх
1849 — «Марта» Фридриха фон Флотова — дивертисмент на музыку Цезаря Пуни в 1-м акте: национальный танец, характерное па, английское па; итальянская оперная труппа
1879 — «Гуарани» Карлоса Гомеса — танец дикарей, па со стрелами, марш; итальянская оперная труппа
1880 — «Царица Савская» Карла Гольдмарка — амазонки, невольницы, негры в 1-м акте, танец альмей, па баядерок, танец чёрта, вакханалия в 4-м акте; итальянская оперная труппа
1881 — «Мефистофель» Арриго Бойто — обертас в 1-м акте, хоровод на шабаше во 2 акте, хореа в 4 акте; итальянская оперная труппа
1881 — «Король Лахорский» Жюля Массне — танцы альмей во 2-м акте, фантастический балет : адажио, мелодия и вариация, вальс и финал в 3-м акте; итальянская оперная труппа
1882 — «Гугеноты» Джакомо Мейербера — нимфы во 2-м акте, цыганский танец в 3-м акте
1882 — «Фауст» Шарля Гуно — вальс во 2-м акте, Вальпургиева ночь в 5-м акте. В том же году состоялось первое представление «Вальпургиевой ночи» как отдельного балета.
1848 — «Пахита» — Большой балет в 3 актах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье)
1849 — «Сатанилла, или Любовь и ад» — Большой пантомимный балет в 3 актах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье); возобновление — 1866
1864 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни; возобновление — 1891
1868 — «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни
1865 — «Путешествующая танцовщица» — Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни
1868 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни и Лео Делиба
1868 — «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни
1896 — «Прелестная жемчужина» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго, торжественный спектакль по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая II и Александры Фёдоровны
Танцы в операх
1849 — «Страделла» Фридриха фон Флотова — полька во 2-м акте
1889 — «Талисман» — Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах с прологом и эпилогом Рикардо Дриго, для бенефиса Елены Корнальба; возобновление — 1895
1889 — «Капризы бабочки» — Балет в 1 акте Николая Кроткова; возобновление — 1895
1889 — «Сон в летнюю ночь» — Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса, возобновление
1898 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, возобновление для прощального бенефиса Анны Иогансон
1899 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни, Лео Делиба, с новым вальсом и адажио на музыку Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
1899 — «Жизель» — Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана, возобновление для дебюта Энрикеты Гримальди
1900 — «Испытание Дамиса» — Балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Пьерины Леньяни
1900 — «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
1900 — «Времена года» — Аллегорический балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Матильды Кшесинской
1900 — «Арлекинада» — Балет в 2 актах Рикардо Дриго, для бенефиса Матильды Кшесинской
1900 — «Баядерка» — Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, возобновление для бенефиса Павла Гердта
1901 — «Фиаметта» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса (совместно с Львом Ивановым), для бенефиса кордебалета
1903 — «Волшебное зеркало» — Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах Арсения Корещенко, в бенефис за 55 лет службы Мариуса Петипа
Танцы в операх
1874 — «Тангейзер» Рихарда Вагнера — группы: вакханки, нимфы, грации, пастухи, сатиры, наяды и сирены в 1-м акте; возобновление — 1899
1875 — «Демон» Антона Рубинштейна — восточная пляска и лезгинка во 2-м акте
1882 — «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера — па де синк во 2-м акте, танцы в 3-м акте; итальянская оперная труппа
1884 — «Альдона» Амилькаре Понкьелли — народный танец в 1-м акте, андалузский танец, танцы греческих невольниц, солдаты во 2-м акте; итальянская оперная труппа
Мемуары Мариуса Петипа. — СПб.: Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996. — 160 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86685-011-7.
Библиография
Наш балет (1673—1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Петербурге до 1899 г. — СПб.: Издание Ф. А. Переяславцева и А. А. Плещеева, 1896. — 468 с.
Терпсихора. — СПб.: Арт. Зав. А.Ф. Маркса, 1906. — С. 325—330. — 351 с.
Плещеев А. М. И. Петипа (1847—1907). — СПб., 1907.
Чумаков В. О мемуарах балетмейстера. — СПб., 1907.
Светлов В. Современный балет. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 200 с. — 2000 экз.
Иванов И., Иванов К. М. И. Петипа. 1822 — 1922). — Петроград, 1922.
Лешков Д. Мариус Петипа (1822 — 1910). — Петроград: Издание Петроградских Академических Театров, 1922. — 72 с. — (Театральная библиотека). — 2000 экз.
Яковлев М. Балетмейстер Мариус Петипа. Очерк из истории русского балета. — Л.: Издательство П.П. Сойкина, 1924. — 48 с. — 1500 экз.
V. Svetloff. Marius Petipa. — London, 1930.
Мастера балета. — Л.: Искусство, 1937. — С. 201—286. — 288 с. — 5000 экз.
125 лет со дня рождения балетмейстера М. И. Петипа. 1822 — 1947. — Л.: Гос. ак. театр оперы и балета им. Кирова, 1947.
П. И. Чайковский и балетный театр его времени. — М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 1956. — 336 с. — 5000 экз.
Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л.—М.: Искусство, 1963. — С. 211—236. — 552 с. — 10 000 экз.
Дом Петипа. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. — С. 9—150. — 432 с. — 6000 экз. — ISBN 5-87334-042-0.
Мариус Петипа. Мемуары балетмейстера, статьи и публикации о нём / Игнатенко А.. — СПб.: Союз художников, 2003. — 480 с. — 3000 экз.
Балетмейстер Мариус Петипа. Антология / О. Федорченко, Ю. Смирнов, А. Фомкин. — СПб.: Фолиант, 2006. — 376 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88990-057-9.
Hormigón L. Marius Petipa en España, 1844—1847: memorias y otros materiales. — Madrid: Danzarte Ballet, S.L., 2010. — 468 с. — ISBN 8-49359-500-4.
Плещеев А. М. И. Петипа // Всемирная иллюстрация : журнал. — СПб., 1896. — № 1454. — С. 611.
Н. Б[езобразов]. М. И. Петипа (К 50-летию его артистической деятельности) // Новое время : газета. — СПб., 1896. — № 23 ноября.
Свой. К юбилею М. И. Петипа // Биржевые ведомости : газета. — СПб., 1896. — № 8 декабря.
Б. Юбилей М. И. Петипа // Петербургская газета : газета. — СПб., 1896. — № 9 декабря.
Свой. Бенефис М. И. Петипа // Биржевые ведомости : газета. — СПб., 1896. — № 10 декабря.
М. И. Петипа, к 50-летию арт. деятельности // Нива : журнал. — СПб., 1897. — № 7. — С. 162.
Н. М. Б[езобразов]. М. И. Петипа (Биографический очерк к 50-летию сценической деятельности) // Ежегодник императорских театров : журнал. — СПб., 1896—1897. — С. 426—433.
М. И. Петипа // Балет : газета. — СПб., 1907. — № 3.
60-летний юбилей М. И. Петипа // Петербургская газета : газета. — СПб., 1907. — № 7 марта.
Плещеев А. М. И. Петипа (1847—1907. К 60-летию его хореографической деятельности в Петербурге) // Исторический вестник : журнал. — СПб., 1907. — С. 561—568.
Сег. "Отец русского балета" // Театр : журнал. — СПб., 1907. — № 28. — С. 7—8.
Юбилей М. И. Петипа // Биржевые ведомости : газета. — СПб., 1907. — № 29 мая.
Волынский А. Мариус Петипа // Жизнь искусства : журнал. — М., 1922. — № 12.
Бахрушин Ю. Петипа // Экран : журнал. — М., 1922. — № 29.
Франгопуло М. Мариус Петипа // За советское искусство : газета. — Л., 1940. — № 10 декабря.
Солянников Н. Мои воспоминания о Мариусе Ивановиче Петипа // За советское искусство : газета. — Л., 1945. — № 14 октября.
Лопухов Ф. Зачинатель русского балета // За советское искусство : газета. — Л., 1947. — № 22 мая.
Солянников Н. Что давал Мариус Петипа исполнителю // За советское искусство : газета. — Л., 1947. — № 22 мая.
Слонимский Ю. Как Петипа оказался в России? // Нева : журнал. — Л., 1968. — № 3. — С. 198—204.
Слонимский Ю. Чародей танца. К 150-летию со дня рождения М. Петипа // Вечерний Ленинград : газета. — Л., 1968. — № 11 марта.
Примечания
↑Такое ударение принято в наше время. Настоящее имя Петипа — французское Мариу́с, с ударением на последнем слоге (см., напр.: Лихачёв Д. С. Воспоминания. — Изд. 2-е — СПб.: «LOGOS», 1999. — С. 70—96.)
Биография в проекте Санкт-Петербургских захоронений