Марсианские хроники |
|
The Martian Chronicles | |
|
|
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: | |
Переводчик: |
Л. Жданов |
Издательство: | |
Выпуск: |
«Марсиа́нские хро́ники» (англ. The Martian Chronicles ) — научно-фантастический роман Рэя Брэдбери, принёсший автору широкую известность. Фактически содержание книги представляет собой нечто среднее между собранием коротких историй и эпизодических новелл, включая ранее опубликованные в литературных журналах во второй половине 40-х годов рассказы. В «Марсианских хрониках» отражены основные проблемы, волнующие американское общество в начале 1950-х: угроза ядерной войны, тоска по более простой жизни, реакции против расизма и цензуры.
Идея создания «марсианского» цикла относится еще к детским годам писателя. Как вспоминает сам Брэдбери в одном из своих интервью: «В двенадцать лет я не мог позволить себе купить продолжение „Марсианского воина“ Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьей… и тогда написал свою собственную версию».
В 1949 году Рэй Брэдбери, уже всерьёз занимающийся писательской деятельностью, но ещё не получивший признания, отправляется в Нью-Йорк. В большом городе он в течение достаточно долгого времени безуспешно «бегает по редакциям»[1], предлагая всем свои короткие научно-фантастические рассказы. Исследователь Л. Бутяков неуспех Брэдбери объясняет тем, что его проза не соответствовала «литературной моде»: «Рассказы в те годы не пользовались популярностью, публика хотела комиксов и романов „с продолжением“»[2]. Судьбу писателя решило знакомство с его однофамильцем — опытным редактором издательской фирмы «Doubleday» Уолтером Брэдбери[~ 1], который уловил тематическую общность в большинстве рассказов о «красной планете» (они должны были составить костяк нового задуманного сборника) и предложил автору аранжировать их в некое подобие романного повествования, основным объектом которого стал бы таинственный и недостижимый для современного человечества Марс[3]. Рэй Брэдбери решил последовать совету, объединив «марсианские рассказы» в одно произведение. Он придумал новые названия, позволяющие читателям принять новеллы за главы романа, ввёл хронологию событий и озаглавил все это — «Марсианские хроники»[2]. Спустя год произведение было опубликовано и принесло Брэдбери сначала национальную, а затем и мировую известность.
Впервые «Марсианские хроники» были опубликованы в 1950 году в США.
В 1951 году книга была издана в Великобритании под названием «Серебряная Саранча» (The Silver Locusts), с несколько отличающимся от оригинала содержанием. В некоторых изданиях отсутствовала глава «Эшер II» (Usher II), место которой занимала новелла «Огненные шары» (The Fire Balloons)[4].
В испаноязычной версии произведению предшествовало предисловие, написанное аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом.
В 1997 году при переиздании «Хроник» была изменена датировка событий — развитие действия было перемещено на 31 год вперёд. Таким образом, новые временные рамки в произведении — с 2030 по 2057 год. Также в переиздание была включена новелла «Огненные шары» (The Fire Balloons), ранее не входившая в состав романа[~ 2]; вместо главы «…Высоко в небеса» (Way in the Middle of the Air), менее актуальной в 1997, чем в 1951, была помещена новелла «Пустыня» (The Wilderness). По всей вероятности, решение изменить датировку событий было обусловлено тем, что изначальные временные рамки (с 1999 по 2026) оказались слишком приближенными к действительности, тогда как данное научно-фантастическое произведение, согласно замыслу автора, повествует о будущем.
Более поздние переиздания «Хроник» включают также предисловие («Долгая дорога на Марс» / The Long Road to Mars, 1990) и послесловие («Как я написал эту книгу» / How I Wrote My Book, 2006) автора.
Роман «Марсианские хроники» в летописной форме описывает историю колонизации людьми Марса, противостояние аборигенов «незваным гостям», а также повествует о начале и последствиях Третьей мировой войны на Земле.
(January 1999/2030. Rocket Summer)
Впервые опубликован в журнале Planet Stories (en), весна 1947.
(February 1999/2030. Ylla)
Впервые опубликован под названием «I'll Not Ask for Wine» в журнале Maclean's (en), 1 января 1950.
(August 1999/2030. The Summer Night)
Впервые опубликован под названием «The Spring Night» в журнале The Arkham Sampler (en), зима 1948.
(August 1999/2030. The Earth Men)
Впервые опубликован в журнале Thrilling Wonder Stories (en), август 1948.
(March 2000/2031. The Taxpayer)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(April 2000/2031. The Third Expedition)
Впервые опубликован под названием «Mars is Heaven!» в журнале Planet Stories (en), осень 1948.
(June 2001/2032. —And the Moon Be Still as Bright)[~ 3]
Впервые опубликован в журнале Thrilling Wonder Stories (en), июнь 1948.
(August 2001/2032. The Settlers)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(December 2001/2032. The Green Morning)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(February 2002/2033. The Locusts)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(August 2002/2033. Night Meeting)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(October 2002/2033. The Shore)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(November 2002/2033. The Fire Balloons)
Впервые опубликован под названием «…In This Sign» в журнале Imagination (en), апрель 1951.
(February 2003/2034. Interim)
Впервые опубликован в журнале Weird Tales (en), июль 1947.
(April 2003/2034. The Musicians)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(May 2003/2034. The Wilderness)
Впервые опубликован в журнале The Magazine of Fantasy and Science Fiction (en), ноябрь 1952.
(June 2003/2034. Way in the Middle of the Air)
Впервые опубликован в журнале Other Worlds (en), июль 1950.
(2004—05/2035—36. The Naming of Names)
Впервые появился в «Марсианских хрониках». Не следует путать с одноимённым рассказом «The Naming of Names», впервые опубликованном в журнале Thrilling Wonder Stories (en), август 1949, и впоследствии переименованным в «Dark They Were, and Golden Eyed» («Были они смуглые и золотоглазые»).
(April 2005/2036. Usher II)[~ 4]
Впервые опубликован под названием «Carnival of Madness» в журнале Thrilling Wonder Stories (en), апрель 1950.
(August 2005/2036. The Old Ones)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(September 2005/2036. The Martian)
Впервые опубликован в журнале Super Science Stories (en), ноябрь 1949.
(November 2005/2036. The Luggage Store)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(November 2005/2036. The Off Season)
Впервые опубликован в журнале Thrilling Wonder Stories (en), декабрь 1948.
(November 2005/2036. The Watchers)
Впервые появился в «Марсианских хрониках».
(December 2005/2036. The Silent Towns)
Впервые опубликован в Charm, март 1949.
(April 2026/2057. The Long Years)
Впервые опубликован под названием «Dwellers in Silence» в журнале Maclean's (en), 15 сентября 1948.
(August 4, 2026/2057. There Will Come Soft Rains)[~ 5]
Впервые опубликован в журнале Collier's (en), 6 мая 1950.
(October 2026/2057. The Million-Year Picnic)
Впервые опубликован в журнале Planet Stories (en), осень 1946.
Сам Брэдбери не без юмора назвал «Марсианские хроники» «нечаянным романом» («an accidental novel»)[5]. Известны также авторские определения «троюродный брат романа» и «сборник рассказов, который делает вид, что он — роман». Тем не менее, определение жанра произведения как «роман» не раз вызывало споры среди литературоведов. По всей видимости, источник этих споров связан с «искусственной» природой создания «Хроник».
Большинство исследователей отмечают художественную «неоднородность» романа: Марс Брэдбери «то обитаем, то безнадежно мертв, по знаменитым его каналам либо журчит живительная вода, либо сухо скрипит горючий песок»[6]. С одной стороны, определённые сюжетные несоответствия в романе есть, и всё же нельзя говорить о том, что новеллы ничто не объединяет. «Хроники» связывает общая тема — все они повествуют о завоевании и колонизации планеты Марс[7]. Помимо тематики необходимо учитывать идейное содержание произведения, которое также служит объединению новелл в единое целое.
«Отдельные, слабо связанные между собой новеллы повествуют об этапах освоения человеком Марса». Так часто пишут в издательских аннотациях. Это и верно, и не верно. Хроники глухо перекликаются между собой, порой противоречат друг другу, плетя гротескный узор пленительной и страшной красоты. <…> Его [Брэдбери] Марс — не столько ближайшая к нам планета Солнечной системы, сколько глубоко символический испытательный полигон. Все, что волнует писателя на Земле, он переносит на Марс, в идеальные, свободные от всяких осложняющих помех условия. Он подвергает исследованию человеческую нетерпимость и человеческое упорство, ненависть и самопожертвование, благородство и тупость. И в зависимости от поставленной задачи он меняет не только марсианские декорации, но и свои беллетристические средства. Блистательный изобретательный диапазон! От прозрачно-радостной, как первый, просвечивающий в утреннем солнце клейкий листочек, хроники «Зеленое утро» до жуткой и беспощадной «Третьей экспедиции»[6].
В защиту оригинальной формы «Марсианских хроник» выступают и другие исследователи, отмечая, что сюжетная неоднородность произведения позволяет автору свободно обращаться к разнообразным темам, волнующим его и его современников:
Условная форма хроник никак не связывает фантазию автора (как и последние научные данные о Марсе), ведущего поэтический рассказ о столкновении двух культур, начавшемся с ксенофобии и взаимного непонимания; о трагической гибели обитателей Марса в результате занесенной землянами эпидемии; о «первопроходческой» деятельности не обремененных уважением к чужой культуре американцев; о гибели в результате ядерной войны оставленной ими на Земле цивилизации; о новом старте этой цивилизации на опустевшей планете-соседке[8].
Перу Брэдбери принадлежит также ряд новелл о «красной планете», которые по той или иной причине не были включены в «Марсианские хроники». Некоторые из них очень близки к событиям, описанным в произведении, другие же противоречат созданной в «Хрониках» картине событий.
Произведения Рэя Брэдбери | |
---|---|
Романы и повести: | 451 градус по Фаренгейту • Вино из одуванчиков • Надвигается беда • Канун всех святых • Смерть — дело одинокое • Зелёные тени, белый кит • Из праха восставшие • Лето, прощай! |
Марсианские хроники: | Будет ласковый дождь |
Авторские сборники рассказов: | Тёмный карнавал • Человек в картинках • Золотые яблоки солнца • Октябрьская страна • Нескончаемый дождь • Лекарство от меланхолии • Р — значит ракета • Механизмы радости • К — значит космос • Электрическое тело пою! • Далеко за полночь • Воспоминания об убийстве • К западу от октября • В мгновенье ока • Вождение в слепую • Полуночный танец дракона • Высоко в небеса. 100 рассказов • Кошкина пижама • Летнее утро, летняя ночь |
Рассказы: | Жила-была старушка • Ревун • И грянул гром • Здравствуй и прощай • Запах сарсапарели • Берег на закате • Всё лето в один день • Диковинное диво • Завтра конец света • Секрет мудрости |
Марсианские хроники.