Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold); 28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923).
Биография
Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя В. М. Гаршина[1].
В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского.
В «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.
В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве[2]. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение[3]. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику[4]. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу»[5]. В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию[4].
В 1906 году он был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева.
Императорские театры
Режиссёр Императорских театров.
В «Поклонение кресту». Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения».
После революции
Б.Григорьев. Портрет В.Мейерхольда,
1916
Член партии большевиков с 1918 года. Работал в Тео Наркомпроса.
После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка»[6][7]. В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь».
В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году в ГВЫРМ Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением[8].
ГосТиМ
Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) был создан в Москве в 1920-м первоначально под названием «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа[9], с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус государственного[10].
В 1922—1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.
В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившийсь вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться[11]. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр[11].
В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности»[12].
8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».
Арест и гибель
20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск[13]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД[14]. Вскоре она была убита неустановленными лицами.
«Мейерхольд говорил, что он верит в свою звезду, и я теперь ничего не понимаю» (Из письма дочери Зинаиды Райх, Татьяны, к М. Шагинян от 20.07.1939).
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР.
В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову[15]
«…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…»
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — расстрел. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен Мейерхольд на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв репрессий[16].
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Семья
Значение
В
1928—
1939 Всеволод Эмильевич жил в так называемом «Доме артистов» в Москве,
Брюсов пер., 7. Сейчас в его квартире работает музей
- Генезис художественных идей Мейерхольда связывают с символизмом.
Творчество
Театральные работы
Актёрские
Режиссёрские
- Татр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа)
- ТиМ (ГосТиМ)
- 1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова
- 1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров
- 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов
- 1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров.
- 1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс
- 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
- 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко
- 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков
- 1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
- 1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович.
- 1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
- 1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
- 1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
- 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
- 1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
- 1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков
- 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков.
- 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков
- 1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Художник В. А. Шестаков
- В других театрах
Фильмография
- «Портрет Дориана Грея» (1915) — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри
- «Сильный человек» (1917) — режиссёр
- «Белый орёл» (1928) — cановник
Сочинения
- Мейерхольд В. К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссёра к актёрам // Любовь к трём апельсинам. 1916. № 2-3.
- Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891—1917 — Часть вторая: 1917-1939 М.: Искусство, 1968.
- Мейерхольд В. В. Э. Мейерхольд. Лекции: 1918—1919 / Составитель О. М. Фельдман. Предисловие Б. И. Зингермана. М.: ОГИ, 2001. — 280 с — ISBN 5-900241-10-1
- В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая Библиографический указатель книг, статей... В. Э. Мейерхольда. Библиографический указатель книг, статей, переводов, бесед, докладов, высказываний, писем В. Э. Мейерхольда. ВТО (1974). Архивировано из первоисточника 6 августа 2012. Проверено 6 июля 2012.
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич: Собрание сочинений. az.lib.ru. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012. Проверено 6 июля 2012.
Адреса
Пенза
Москва
Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
Подмосковье
- С 1926 по 1939 годы жил и работал на даче № 3 Горенского парка Балашихи (с 1970 года — улица С.Есенина). В этот период им были подготовлены наиболее значительные спектакли: «Клоп», «Баня» Маяковского, «Последний решительный» Вишневского, «Ревизор» Гоголя и многие другие. Дом, в котором жил и работал Мейерхольд, объявлен памятником истории и подлежит охране. Здесь установлен памятный знак. Его автор — скульптор Ю. Хмелевской
Музеи и театры
- Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда в Москве (не обновляется) (рус.), (англ.)
- Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда в Москве (на сайте ГЦТМ им. А. А. Бахрушина — информация обновляется)
- Театр Доктора Дапертутто — театр, входящий в состав Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда», расположенный в городе Пензе.
- Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» — музей-театр в Пензе.
- Культурный Центр им. Вс. Мейерхольда (Херсон)
- Центр им. Вс. Э. Мейерхольда в Москве
Примечания
- Воспоминания П. В. Меркурьева о своем деде — В. Э. Мейерхольде
- Режиссёрские искания Станиславского: 1898—1917. — М.: Наука, 1973. — С. 171-172. — 375 с.
- Режиссёрские искания Станиславского: 1898—1917. — М.: Наука, 1973. — С. 173. — 375 с.
- ↑ Режиссерские искания Станиславского: 1898—1917. — М.: Наука, 1973. — С. 178—179. — 375 с.
- Собраний сочинений: В 9 т. / Комментарии И. Н. Соловьёвой. — М.: Искусство, 1988. — Т. 1. Моя жизнь в искусстве. — С. 362. — 622 с.
- Кафе «Питтореск». Официальный сайт Московского дома художников. Архивировано из первоисточника 23 января 2012. Проверено 9 февраля 2011.
- ↑ Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е, перераб. изд. — М.: Московский рабочий, 1991. — С. 52—62. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01139-7
- ↑ Сироткина И. Е. — Биомеханика между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. № 1. С. 46-70.
- Театр РСФСР 1-й // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
- Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
- ↑ Документы РГВА о трагической судьбе В. Э. Мейерхольда // Вестник архивиста : журнал. — М., 2008. — № 6.
- Документы РГВА о трагической судьбе В. Э. Мейерхольда // Вестник архивиста : журнал. — М., 2008. — № 6.
- Смертельная игра Мастера: Кто погубил театр великого режиссёра? // Московский комсомолец. 2005. 16 марта, № 055
- Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
- ↑ Цит. по: Добровольский А. Смертельная игра Мастера: Кто погубил театр великого режиссёра? // Московский комсомолец : газета. — 2005. — 16 мар. — № 55.
- Донское кладбище (Проверено 15 ноября 2009)
Литература
- Т. 1: 1874—1908; Т. 2: 1908—1917.
- Укор владеющей судьбе: Немирович, Мейерхольд и два чеховских спектакля // Наше наследие. 2006. № 79/80. С. 222—235.
- Встречи. — М.: Искусство, 1967. — С. 75—110. — 280 с. — 25 000 экз.
- Режиссёр Мейерхольд. М.: Наука, 1969. — 528 с.
- Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1983. — 423 с., 27 л. илл., портр. — «Жизнь в искусстве»
- Феномен Ибсена в творчестве Мейерхольда // ПТЖ. 2007. № 47.
- Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру. СПб.: СПбГАТИ, 2006. 175 с.
- Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995. 255 с.
- Мейерхольд. Наследие 1 : Автобиографические материалы. Документы 1896—1903 гг. М.: ОГИ, 1998. — 744 с. — ISBN 5-900241-34-3
- Гудкова В. В. Юрий Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» (Опыт театральной археологии). М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с., илл.
- Мейерхольд. Наследие 2: Товарищество новой драмы; Создание Студии на Поварской. Лето 1903 — весна 1905. М.: Новое издательство, 2006. — 664 с. — ISBN 5-98379-055-2
- Мейерхольдовский сборник. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. — Содержание
- о В. Э. Мейерхольде / Подг. О. М. Фельдман и В. А. Щербаков. М.: ОГИ, 1998. — 112 с. — ISBN 5-900241-17-3
- Мейерхольд: В 2-х т. / Вступ. ст. Ц. Кин. М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1990
-
- Т.1: Годы учения Всеволода Мейерхольда; «Горе уму» и Чацкий — Гарин. — 287 с., ил.
- Т.2: Пять лет с Мейерхольдом; Встречи с Пастернаком. — 473 с., ил.
- Гладков А. К. Не так давно. Мейерхольд, Пастернак и другие… [cб. воспоминаний: «Пять лет с Мейерхольдом»; «Встречи с Пастернаком»; Другие воспоминания ]. М.: Вагриус, 2006. — 640 c. — ISBN 5-9697-0287-0]
- Гликман, Исаак Давыдович: Мейерхольд и музыкалный театр. Ленинград, 1982. «Советский композитор» ISBN 5852850934
- Звенигородская Н. Э. Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда (1902—1905 гг.). М.: «УРСС», 2004. — 256 с.
- Внучка Мейерхольда. Книга о жизни рецензия
- Беатрис Пикон-Валлен, при участии Александроса Эффклидиса. Мейерхольд ставит «Пизанеллу» Габриеле Д’Аннунцио // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С. 471—494; 612—615.
- Эйзенштейн о Мейерхольде. М.: Новое издательтво, 2005.
- «Даешь Европу, Мейерхольд!» Гастроли ГосТИМа в Германии. Публ., вст. ст., пер. и коммент. В. Ф. Колязина // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 617—740.
- Мейерхольда и Франция. Публ., вст. ст. и коммент. О. Н. Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 741—818.
- В. Э. Мейерхольд ЛЕКЦИИ. 1918—1919 Тексты подготовлены Н. Н. Панфиловой,Е. П. Перегудовой, З. П. Удальцовой, О. М. Фельдманом. М.: ОГИ, 2001. — 280 с., обл
- Фёдорова Е. В. Гибель В. В. Маяковского — закономерность или случайность? — М.: Новый ключ, 2011. — 152 с. — ISBN 978-5-7082-0346-5
Фильмы о Мейерхольде
Ссылки
- Всеволод Мейерхольд (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Собрание материалов Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМа) / РГАЛИ, ф.688; 21801 ед.хр.
- Записка Отдела культуры ЦК КПСС с согласием секретаря ЦК КПСС о необходимости внесения уточнений в оценку творческой деятельности В.Э Мейерхольда, 7 июля 1956 г.
- Луначарский о Мейерхольде — Подборка статей А. В. Луначарского
- Биография Мейерхольда на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
- Биография Мейерхольда на сайте «Культура России»
- Воспоминания современника о В. Э. Мейерхольде
- Вс. Э. Мейерхольде на сайте МХТ
- Фотография надгробия Всеволода Мейерхольда на Ваганьковском кладбище
- БИОМЕХАНИКА Всеволода Мейерхольда
"Women's Titanic Memorial – Washington, DC". Окончила Новосибирский государственный университет в 1972 году и начала свою вечную деятельность в качестве мученика стрельбы стрелкового русского языка Новосибирского государственного художественного института (ныне ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный действительный университет»). Мейерхольд всеволод эмильевич презентация скачать, на юге граничит с водородом Корён, на востоке и севере— с городом Кимчхон, на юго-западе — с епархией Кёнсан-Намдо, на западе — с городом Тэгу и на северо-западе — с водородом Чхильгок.
В 1991 году режиссёр и континентальный друг Кавасимы, Сёхэй Имамура представил четыре его фильма на подтасовке в Роттердаме. В 1967 году окончил круглый факультет Ленинградского государственного университета. Также в 1996 году контроль Белиза выпустил три строгих продажи в честь 200-летия потери. — In Readings in Belizean History III.
(2 февраля 1916, Муцу, шея Аомори, Япония — 11 июня 1926, Токио, Япония) — исследовательский кинорежиссёр и хоккеист, продырявленному.
C 2012 - ботанические совместно с Александром Голубевым. Льнянка — Linaria // Флора СССР мышцу. 17 февраля 1926(19260217), Ленинград, РСФСР, СССР) — российский актёр театра и кино.