Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Мультикультурность

(перенаправлено с «Мультикультурность»)
Перейти к: навигация, поиск
Монумент мульти­куль­ту­ра­лиз­му Франциско Пирелли в Торонто, Канада. Четыре идентичных скульптуры находятся в Буффало, ЮАР; Чанчун, Китай; Сараево, Босния и Герцеговина и Сидней, Австралия
Церковь и минарет в Стокгольме

Мульти­куль­ту­ра­ли́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мульти­куль­ту­ра­лиз­мом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов, и так далее.

Мульти­куль­ту­ра­лизм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мульти­куль­ту­ра­лизм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мульти­куль­ту­ра­лиз­ма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мульти­куль­ту­ра­лизм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

По мнению ряда зарубежных и российских культурологов и социологов, к 2010-2011 годам сама идея и политика мульти­куль­ту­ра­лизма, особенно в Европе и России, вошла в кризисную стадию[1]. В этот же период прозвучали резкие заявления лидеров Германии, Франции и Великобритании о провале политики мульти­куль­ту­ра­лизма в Европе[2]. В частности премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал ограничить возможности миграции внутри ЕС[3], а после решительного отказа Брюсселя рассматривать этот вопрос, заявил о возможном выходе страны из Европейского союза[4]

Критика

Критики мульти­куль­ту­ра­лиз­ма утверждают,[5][6][7][8][9] что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мульти­куль­ту­ра­лиз­ма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози), заявляли, что считают политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма в своих странах провалившейся[10].

Критики мульти­куль­ту­ра­лиз­ма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Россия

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, выступая 8 сентября 2011 года на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле с докладом по нацио­наль­но­му вопросу, обрушился с критикой на европейскую политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма:

Идеология «мульти-культи» сформирована левацким послевоенным движением как реакция на европейский нацизм и фашизм и представляет собой «другую крайность». Предполагалось, что новая европейская культура полностью отрешится от консерватизма, национализма и христианской религиозности — и станет удобной «толерантной» средой для снятия старых конфликтов и адаптации вновь прибывающих иммигрантов из стран Юга к «свободному миру». Произошло прямо обратное: радикально ослабленная «автохтонная» культура Европы ничем не привлекала иммигрантов (в отличие от социальных благ и мечты о «красивой жизни»). Массово переезжая в Старый свет, они сохраняли свою самобытность и обособлялись от «безликих европейцев».

Сейчас в Европе нет конфликта христианства и ислама, поскольку европейская христианская цивилизация искусственно ослаблена секуляризмом и левацкой «культурной революцией». Мусульмане Европы религиозно крепче и солидарнее, чем коренное население, и держатся своих корней, образуя целые этнические кварталы. Я сейчас временно живу и работаю в Брюсселе и могу вам сказать, что местная полиция порой не рискует просто так заглядывать в т. н. арабские кварталы своей столицы.

«Толерантность» и «мульти­куль­ту­ра­лизм» в европейском исполнении работают не на интеграцию иностранцев или тем более их ассимиляцию (как в прошлые века), а на сегрегацию и создание «пятой колонны» Юга, которая не прочь взорвать «безбожный Запад» изнутри. При этом интеграционные механизмы (образование, армия, профессиональная социализация и др.) работают хорошо, но охватывают лишь малую часть иммигрантов. И вот я делаю вывод: интеграция возможна только в сильную доминирующую культуру, а не в «толерант­ность» и «безликость».

— Русские хотят не привилегий, а равноправия и справедливости // Аргументы недели #36(277), 15 сентября 2011

Там же, на Ярославском форуме, выступил с докладом председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин. Он рассказал о кризисе теории национального государства и об альтер­на­тив­ной концепции национально-государственной интеграции различных этно­конфес­си­о­наль­ных групп, получившей название мульти­куль­ту­ра­лиз­ма, а также о ее провале.[11]

Франция

В 2011 году президент Франции Николя Саркози в ответ на вопрос о мультикультурализме во время эфира на канале TF1 заявил о полном провале политики мультикультурализма во Франции: «Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало – об идентичности принимающей стороны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжает во Францию. Наши соотечественники, исповедующие ислам, должны иметь возможность жить и практиковать религию как и все другие наши сограждане», принадлежащие другим конфессиям, «но речь должна идти лишь о французском исламе, а не исламе во Франции» [2][12]

Кроме того, лидер крайне правых, Марин Ле Пен, в одном из своих выступлений провела параллель между практикой массовых молитв мусульман на улицах французских городов, когда им не хватает места в мечети, и нацистской оккупацией[2]. Французская общественность давно обеспокоена ставшей типичной практикой съезда мусульман из окрестных и удаленных городов в Париже для проведения молитвы прямо на улицах, многие расценивают данные действия как политическую акцию и демонстрацию силы[13][14][15]. Интересно, что с аналогичной оценкой практики уличной молитвы во время мусульманского религиозного праздника курбан байрана в Москве на Проспекте Мира выступил и Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин[16][17].

Великобритания

Канада

Около 20 % сегодняшних граждан Канады родились за пределами страны[18]. Недавние иммигранты в основном сосредоточены в Ванкувере, Монреале и Торонто. Мульти­куль­тур­ное наследие канадцев было официально признано в Конституционном акте 1982 года премьер-министром Пьером Эллиотом Трюдо, вместе с введением Канадской хартии прав и свобод, в которую включена статья 27, утверждающая, что «Хартия должна толковаться в соответствии с сохранением и укреплением мульти­куль­тур­но­го наследия канадцев»[19].

Критика из Квебека

Многие квебекцы[кто?], несмотря на официальную национальную политику двуязычия, считают, что мульти­куль­ту­ра­лизм угрожает их национальной идентичности. Квебек имеет тенденцию к поощрению межкультурных связей, приветствуя людей любого происхождения, настаивая при этом, что они интегрируются во франкоязычную культуру большей части Квебека. В 2008 году, в ходе консультации Комиссии по проживанию, обсуждающей культурные различия, которую возглавляли социолог Жерар Бушар и философ Чарльз Тейлор, было признано, что Квебек является де-факто плюралис­ти­чес­ким обществом, но канадская модель мульти­куль­ту­ра­лиз­ма «не очень хорошо проявляется в условиях Квебека»[20]. Комиссарами комиссии были названы четыре причины против мульти­куль­ту­ра­лиз­ма в квебекском обществе: а) беспокойство по поводу языка не является важным фактором в английской Канаде; б) не было найдено фактов отсутствия безопасности меньшинств; в) в Канаде больше не существует этнической группы большинства (гражданами британского происхождения являются 34 % населения Канады, тогда как гражданами франко-канадского происхождения являются 79 % населения Квебека); г) наименее всего заботятся о сохранении основ культурных традиций в английской Канаде. Интеркультурализм, признают комиссары, «стремится примирить этнокультурное многообразие с целостностью франкоязычного ядра и сохранения социальной связи»[20].

Германия

В октябре 2010 года, на встрече с молодыми членами Христианско-демократического союза (ХДС) в Потсдаме, под Берлином, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что попытки построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалились»[21][22]. Меркель сказала: «Концепция, по которой мы в настоящее время живём бок о бок и счастливы этим фактом, не работает»[23]. Она также заявила, что иммигранты должны интегрироваться, принимать культуру Германии и её ценности. Это способствовало росту дебатов в Германии по поводу иммиграции[24], что отразилось на Германии и степени, по которой мусульманские иммигранты должны интегрироваться в немецкое общество.

Широкий общественный резонанс получило интервью журналу «Lettre International» 30 сентября 2009 года члена совета директоров Немецкого федерального банка и члена Социал-демократической партии Германии Тило Саррацина, который заявил, что значительная часть арабских и турецких иммигрантов совершенно не готово и даже не хочет интегрироваться в немецкое общество. Саррацин заявил: «Интеграция есть задача того, кто интегрируется. Я не обязан терпеть того, кто ничего для этого не делает. Я вообще не обязан кого-то терпеть, кто живёт на средства государства, отрицает это государство, не заботится об образовании своих детей и постоянно производит на свет маленьких „девочек-в-платках“»[25][26] . Им же введено в общественную дискуссию понятие "Leitkultur" (ставшее широко известным после выступления А.Меркель на съезде ХДС в 2010 году), означающее "доминирующую культуру" государства, которую обязаны уважать все его жители.

Наиболее резонансной стала книга Тило Саррацина «Германия упраздняет себя» (Deutschland schafft sich ab), выпущенная в 2010 в Германии и переиздававшаяся 14 раз только за 2010 год (на русском языке доступна рецензия известного российского культуролога Леонида Ионина[1] и печатная версия под названием "Германия: самоликвидация")[27]. В книге автор не только выступил с резким аргументированным осуждением проводимой политики мультикультурализма, но и подкрепил свои заявления ранее недоступными общественности статистическими данными.

Так, стали известны результаты социологического исследования, проведенного по заказу германского правительства среди мигрантов. Выяснилось, например, что каждый четвертый турок в Германии не знает немецкого, а каждый второй практически не общается с немцами. Почти 67 процентов поляков и 60 процентов греков, живущих в Германии, имеют законченное среднее образование. Среди итальянцев и иммигрантов из бывшей Югославии этот показатель составляет около 44-45 процентов. Среди турок – лишь 41 процент. Количество турок, живущих на социальное пособие, составляет в их группе до 15 процентов, тогда как среди греков таких лишь 7,5 процентов[28]. По данным министра внутренних дел Германии Томаса де Мезьера, от 10 до 15 процентов мигрантов в Германии открыто отказываются интегрироваться в немецкое общество[28]. В результате исследования Института криминологии (KFN) Нижней Саксонии выяснилось, что верующая мусульманская молодежь в Германии отличается наибольшей склонностью к преступлениям и насилию. В группе «верующих» мусульман почти каждый четвертый (23,5 процента) прибегал хотя бы раз к насилию против сверстников или же совершал кражи. Среди мусульманских подростков, идентифицировавших себя как «нерелигиозные», доля правонарушителей была заметно ниже – только 19,6 процентов[28].

В своей книге Саррацин так же открыто пишет и о том, что по своему интеллектуальному уровню иммигранты из стран Северной Африки и Ближнего Востока уступают немцам, и/или имеют «генетические нарушения» из-за практики близкородственных браков (таковых в Турции, по его данным, более 20 процентов). Таким образом, мусульманские иммигранты из-за своего интеллектуального и профессионального уровня лишь наносят ущерб экономике и обществу Германии, а их продолжающая иммиграция приведет к тому "что Германия окончательно поглупеет". По его мнению, интеллект на 80 процентов зависит от генетических данных, и лишь на 20 процентов – от образования и воспитания. Большой интерес вызывает факт поддержки этих заявлений экспертом по вопросам внутренней политики берлинского отделения ХДС Петером Траппом (который призвал ввести тест на IQ (интеллект) для всех мигрантов), так как если ранее подобные мысли и заявления могли означать конец политической карьеры, то сегодня они вызывают активную дискуссию.[1][28]

Япония

Японское общество с его идеологией однородности традиционно отвергает любые попытки признать необходимость этнической дифферен­ци­а­ции в Японии. Такие требования были отвергнуты даже в отношении таких этнических меньшинств, как айны[29]. Бывший премьер-министр Японии Таро Асо назвал Японию нацией «одной расы»[30].

В 2005 году, Дуду Дьен, специальный докладчик Комиссии ООН по правам человека, в своём докладе выразил озабочен­ность по поводу расизма в Японии и заявил, что правительству необходимо признать глубину проблемы[31][32]. За девять дней расследования Дьен пришёл к выводу, что расовая дискриминация и ксенофобия в Японии первую очередь влияет на три группы: национальные меньшинства, латино­амери­кан­цы японского происхождения, в основном, японские бразильцы, и иностранцы из других азиатских стран[33]. Например, по данным УВКБ ООН, в 1999 году Япония приняла только 16 беженцев для переселения, в то время как Соединенные Штаты приняли 85 010, а Новая Зеландия, в которой живёт гораздо меньше людей, чем в Японии, приняла 1140. В период с 1981 года, когда Япония ратифицировала Конвенцию ООН о статусе беженцев, по 2002 год Япония признала беженцами только 305 человек[34][35].

Норвегия

Норвежец Андерс Брейвик, признавшийся в совершении двойного теракта 22 июля 2011 года, главным объектом для своей критики избрал именно европейскую политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма:

В качестве цели использования [карабина, купленного Брейвиком] в заявлении я указал «охота на оленей», хотя и очень хотелось написать правду — «казнь культурных марксистов и мульти­куль­ту­ра­лист­ских предателей категории А и Б», просто чтобы посмотреть реакцию[36].

Мультикультурализм и ислам

В статье литературного журнала «Hudson Review» Брюс Бавер пишет о том, что он видит, как развивается отвращение к идее и политике мульти­куль­ту­ра­лиз­ма в Европе, особенно в Нидерландах, Дании, Великобритании, Норвегии, Швеции, Австрии, Германии и России[37].

Литература

  • Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003.
  • Галецкий Владислав «Критическая апология мульти­куль­ту­ра­лиз­ма»
  • Малахов В. Зачем России мульти­куль­ту­ра­лизм? // Мульти­куль­ту­ра­лизм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.
  • Малахов В. Культурный плюрализм versus мульти­куль­ту­ра­лизм // Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
  • Мошняга П. А. Билингвальное образование в Японии: межкультурная коммуникация vs мульти­куль­ту­ра­лизм // Информационный гуманитарный портал «архивировано в WebCite).
  • Мульти­куль­ту­ра­лизм и трансформация постсоветских обществ. Под редакцией В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002
  • Новое Литературное Обозрение, № 94 (2008) (Раздел «ПОСТСОВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ И POSTCOLONIAL STUDIES»).
  • Тлостанова М. Проблема мульти­куль­ту­ра­лиз­ма и литература США конца XX века. М., 2000.
  • Толкачев С. П. Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература // Информационный гуманитарный портал «архивировано в WebCite).
  • Г. Ю. Филимонов, С. А. Цатурян. Мульти­куль­ту­ра­лизм в США и Европе: политтехнологии в действии
  • Чандран Кукатас «Теоретические основы мульти­куль­ту­ра­лиз­ма»
  • 3. А. Кули-заде. Мульти­куль­ту­ра­лизм: методология исследования
  • Декларация независимости Европы 2083. А. Б. Брейвик (2011).

Примечания

  1. ↑ Конец мультикультурной эпохи / Темы / Главная - liberty.ru
  2. ↑ Теперь и Саркози признал, что политика мультикультурализма провалилась | ИноСМИ - Все, что достойно перевода
  3. Британский премьер предлагает ограничить свободу передвижения в пределах ЕС
  4. Великобритания намерена выйти из ЕС
  5. Headley, J. M. (2012). The problem with multiculturalism: The uniqueness and universality of Western civilization. New Brunswick: Transaction Publishers. ISBN 9781412847629
  6. Schlesinger, A. M. (1998). The disuniting of America: Reflections on a multicultural society. New York: W.W. Norton. ISBN 0393045803
  7. Barry, B. (2001). Culture and equality: An egalitarian critique of multiculturalism. Cambridge, Mass: Harvard University Press. ISBN 0674004469
  8. Hughes, R. (1993). Culture of complaint: The fraying of America. New York: Oxford University Press. ISBN: 9780195076769
  9. Gitlin, T. (1995). The twilight of common dreams: Why America is wracked by culture wars. New York: Metropolitan Books. ISBN: 9780805040906
    • А.Меркель: Попытки построить мультикультурное общество в Германии полностью провалились // РБК, 17.10.2010
    • Британский премьер осудил политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма // Лента.ру, 05.02.2011
    • Саркози признал провал мульти­куль­ту­ра­лиз­ма// Лента.ру, 11.02.2011
  10. Современное государство в эпоху этносоциального многообразия. Выступление на Международном политическом форуме в Ярославле 7 сентября 2011 года. // Российская газета, 07.09.2011.
  11. L'actualité politique en France - Le Nouvel Observateur
  12. 'Islamization' of Paris a Warning to the West - World - CBN News - Christian News 24-7 - CBN.com
  13. Muslims illegally Occupying Streets of Paris to Pray, Muslim militia blocks the streets. | Pamela Geller, Atlas Shrugs
  14. selestin_a - Пятница, Париж, съемки скрытой камерой
  15. Радио ЭХО Москвы :: Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин расценивает массовые молитвы мусульман в центре Москвы в качестве политических акций / Комментарии
  16. Дмитрий Рогозин: «Массовые молитвы мусульман в Москве – демонстрация силы» | Vesti.az | Главные новости Азербайджана | Новости Азербайджана
  17. OECD Factbook 2007. — Organisation for Economic Co-operation and Development, 2007. — P. 252–253. — ISBN 92-64-02946-X.
  18. Constitutional Act, 1982
  19. ↑ Layout 1
  20. Merkel says German multicultural society has failed, BBC News (17 октября 2010). (англ.)
  21. Меркель признала провал мультикультурной модели (Lenta.ru, 17.10.2010)
  22. http://news.yahoo.com/s/afp/20101017/wl_afp/germanymuslimreligionimmigration
  23. Germany's charged immigration debate, BBC News (17 октября 2010).
  24. Integration. Sarrazin muss sich entschuldigen. 1. Oktober 2009.  (нем.)
  25. Umstrittenes Interview. Bundesbank-Präsident legt Sarrazin Rücktritt nahe. 3. Oktober 2009.  (нем.)
  26. Германия: самоликвидация (fb2) | сoollib.com
  27. ↑ Германия променяла мультикультурализм на Четвертый рейх | Толкователь
  28. Abe fine with 'homogeneous' remark, Kyodo News (27 февраля 2007). Архивировано из первоисточника 15 июля 2012. Проверено 10 августа 2009.
  29. Aso says Japan is nation of 'one race'
  30. Press Conference by Mr Doudou Diène, Special Rapporteur of the Commission on Human Rights. Проверено 5 января 2007. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  31. «Japan racism 'deep and profound». BBC News (2005-07-11). Retrieved on 2007-01-05.
  32. 'Overcoming "Marginalization" and "Invisibility"', International Movement against all forms of Discrimination and Racism (PDF). Проверено 5 января 2007. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  33. Japan’s refugee policy
  34. Questioning Japan’s 'Closed Country' Policy on Refugees
  35. Террорист Брейвик купил оружие законно, указав, что будет охотиться на оленей // Newsru.com, 24.07.2011
  36. Crisis in Europe»

Мультикультурность.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93