Муртазин-Иманский (Мортазин) Валиулла Гайназарович | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
д. Имангулово Мурапталовской вол. Оренбургского уезда Оренбургской губ. (Октябрьского р-на Оренбургской обл). |
Дата смерти: | |
Профессия: | |
Гражданство: | |
Театр: |
1-й Башкирский государственный театр драмы |
Награды: |
Народный артист Башкирской АССР (1922г.), заслуженный артист РСФСР (1935г.). |
Муртазин-Иманский (Мортазин) Валиулла Гайназарович (4.12.1885 - 10.7.1938) — выдающийся театральный деятель, теоретик театра, основатель башкирского национального театра, народный артист БАССР.
Содержание |
Муртазин-Иманский (Мортазин) Валиулла Гайназарович[1] родился 4 декабря 1885 года в деревне Имангулово Мурапталовской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии, сейчас - Октябрьского района Оренбургской области.
В 1905 году он поступил на работу актером в театральную труппу передвижного театра татарского музыканта и театрального деятеля Мурзы Ильяс-бека Батыргареевича Кудашева-Ашказарского[2][3], затем с 1907 по 1915 в г. Уральске - в антрепризе "Сайяр" («Путешественник»)[4], в 1912-1915 годах - в труппе первой мусульманской актрисы С.Г. Гизатуллиной-Волжской "Нур" (Луч), гастролировавшей в Казани и Оренбурге.
В 1915 году создал вместе с М. Мутиным антрепризу "Ширкэт", которая в 1917 году была преобразована в "Театр Муртазина-Иманского" при Культпросветкомиссии Башкирского правительства, а к 1920 году - в Мусульманскую труппу при политотделе 1-й Революционной Армии.
В 1919 г. Муртазин сформировал государственную театральную труппу - 1-й Башкирский государственный театр драмы (современный Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури), где работал актером, режиссером-постановщиком, был директором и художественным руководителем.
В 1919-1937 годах Муртазин входил в правительство БАССР, был заведующим Художественным отделом Башнаркомпроса, начальником управления театрально-зрелищными предприятиями БНКП, начальником Управления по делам искусств при СНК БАССР.
Народный артист Башкирской АССР (1922г.), заслуженный артист РСФСР (1935г.).
Арестован В.Г. Муртазин 21 октября 1937 года. Приговорен: обвинения: по статьям 58-2, 58-8, 58-11. Приговор: ВМН. Расстрелян 10 июля 1938 года. Реабилитирован 26 июля 1957 г.
В начале 20-х годом ХХ века в театральном искусстве Башкортостана складывается театральная система Иманского. Принципы этой системы на практике были реализованы в работе Башкирского передвижного театра.
Система Иманского представляет собой театральный метод, представляющий собой синтез последовательного реализма, экспрессионизма и конструктивизма. Иманским было создано учение о художественном ансамбле как театрально-сценическом отражении народного обряда. Учение Иманского развивали в теории и на практике И.Зайни, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова.
Системой Иманского с его теоретическими основами руководствовались в Сибайском театре драмы, позже - в Салаватском драматическом театре.
Система Иманского отличалась от системы Станиславского и генеральной линии партии в искусстве, поэтому в начале 30-х годов в Башкортостане предпринимаются акции на нейтралицацию системы и ликвидацию национальных особенностей театральной культуры Башкортостана. В 1931 году Баширский обком ВКП(6) прининял "Резолюцию о развитии башкирского национального театра". Резолюция указала на необходимость придерживаться "пролетарской классовой линии" в искусстве Башкортостана и бороться с реакционно-националистическими тенденциями.
Результат такой борьбы обернулся унификацией театрального творчества, искоренением самобытных форм национального театра. Театры стали руководствоваться эстетическикми доктринами А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда и в основном К.С.Станиславского. Проводником этих доктрин становится реформатор башкирского театра М.А.Магадеев[5]. Башкирский театр перешел на метод социалистического реализма. Театральные теоретики подверглись репрессиям.
Мортазин сыграл в театрах более 500 ролей:
Роли Альмансура (одноим.трагедия Г.Гейне), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Карл и Франц Мооры ("Разбойники", обе - Ф.Шиллера), Хлестаков ("Ревизор" Н.В.Гоголя), Альмансур (одноим. трагедия Г.Гейне в пер. С.Сюнчелея), Егор Булычов ("Егор Булычов и другие" А.М.Горького); Салават Юлаев в одноим. произв. Ф.Сулейманова (см. Инан) и Д.Юлтыя, в собств. трагедии того же назв., в драме К.Тренева "Пугачевщина" в собств. ред.; Юмагул ("Ашкадар" М.Бурангулова), Юлдыкай ("Ыийыкай и Юлдыкай" Х.Габитова), Иблис (собст. инсценировка сатирич. поэмы Ш.Бабича "Газазил").
Как режиссер он поставил в антрепризах "Сайяр", "Нур", "Ширкэт" спектакли по пьесам Г.Исхаки, Г.Камала, Ф.Амирхана, С.Рамиева, Ф.Сайфи-Казанлы[6] и др. На профессиональной он поставил мелодраму М.Файзи "Галиябану", инсценировал поэму Бабича "Газазил".
Поставил спектакли: «Неравные» Ф. Амирхана (1915 г.), «Галиябану» М. Файзи, «Учительница» Г. Исхаки (оба в 1917 г.) и др.
Народный артист Башкирской АССР (1922г.), заслуженный артист РСФСР (1935г.).
Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с.
Башкирская энциклопедия. т. 5, Уфа, 2006.
Башкирский государственный академический театр драмы. Сост. В.Г.Галимов, С.С.Саитов. Уфа,1969.
Книга памяти Республики Башкортостан.
http://stalin.memo.ru/spiski/pg08309.htm
Муртазин, Валиулла Гайназарович.