Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Мёртвый сезон (фильм, 1968)

Мёртвый сезон
Жанр

детективный фильм

Режиссёр

Савва Кулиш

Автор
сценария

Владимир Вайншток
Александр Шлепянов

В главных
ролях

Донатас Банионис
Ролан Быков
Сергей Курилов
Геннадий Юхтин

Оператор

Александр Чечулин

Композитор

Андрей Волконский

Кинокомпания

Ленфильм

Длительность

130 мин.

Страна

 СССР

Год

1968

IMDb

ID 0063332

«Мёртвый сезон» — советский двухсерийный детективный художественный фильм, снятый в 1968 году режиссёром Саввой Кулишом.

Содержание

История создания

«Мёртвый сезон» стал первым советским фильмом, посвящённым деятельности советской разведки в годы «холодной войны». Сценарий был написан известным режиссёром Владимиром Вайнштоком на основе материалов, предоставленных Комитетом госбезопасности. Прототипом главного героя, Константина Ладейникова, послужил знаменитый советский разведчик Конон Молодый; он же под псевдонимом Панфилов был одним из консультантов фильма.

На рубеже 50—60-х годов Конон Молодый под именем Гордона Лонсдейла работал в Англии, торговал игровыми автоматами (в фильме они превратились в музыкальные) и был весьма успешным предпринимателем: заработал немало денег для советской разведки. Объектом его профессиональных интересов в Англии была группа немецких учёных, занимавшихся разработкой военной продукции, когда-то верой и правдой служивших Гитлеру[1].

В 1961 году Молодый был арестован и приговорён к 25 годам заключения; но отсидел лишь три года: в 1964 году он был обменян на английского разведчика Гревилла Винна, связного Олега Пеньковского[2].

На главную роль Савва Кулиш пригласил Вячеслава Тихонова, актёр успел подружиться с разведчиком, однако на семейном совете Молодых было решено просить режиссёра пригласить на роль Ладейникова кого-нибудь, внешне более похожего на Молодого. Из известных актёров самым похожим оказался Донатас Банионис[3].

Основная натура фильма снималась в Эстонии при большом участии прибалтийских актёров, обладавших необходимой для «западного» сюжета неславянской внешностью, но и говоривших по-русски с сильным акцентом, отчего на озвучание пригласили русских актёров; Александр Демьяненко в те годы постоянно озвучивал роли Донатаса Баниониса. Сцена обмена агентами (см. Глиникский мост) снималась самой первой, причём на одном подмосковном шоссе. Поскольку в этой сцене Ладейникова меняют на некоего полковника Николса, которого сыграл Лаймонас Норейка, это стало предметом шуток на тему «как одного литовца на другого меняли».

По свидетельству Светланы Коркошко, роль Элис, совладелицы частного ресторана, в отснятом материале была существенно больше: «Увы, по цензурным соображениям — не может русский разведчик любить иностранку! — этот эпизод оказался спрессованным до нескольких мгновений»[4].

В начале фильма к зрителям с небольшим комментарием обратился старший коллега и друг Конона Молодого Рудольф Абель (Вильям Фишер), чья судьба имела немало общего с судьбой Молодого (провал в США из-за предательства напарника, приговор к длительному сроку заключения, обмен на американского разведчика); однако, по свидетельствам очевидцев, ни Абелю, ни Молодому фильм не понравился: если в первой серии ещё были эпизоды, напоминавшие то, чем занимались в действительности разведчики-нелегалы, то во второй от реальной деятельности разведчиков уже не осталось и следа[5].

Сюжет

В западном курортном городке Даргейте под вывеской фармацевтического центра немецкий военный преступник доктор Хасс заканчивает работу над новым психо-химическим оружием массового поражения — газом Эр-Эйч. Возможности газа таковы, что в малых дозах он стимулирует интеллектуальный потенциал человека, в больших — превращает его в послушного идиота, довольного жизнью, какой бы она ни была.

В аэропорту одной из европейских стран убит связной между доктором Хассом и западногерманской разведкой; в кармане убитого обнаружена шифровка о закупке сырья для массового производства газа Эр-Эйч, которая помогает советской разведке выйти на след военного преступника. Делом Хасса поручено заняться советскому разведчику полковнику Константину Тимофеевичу Ладейникову; он попадает в поле зрения западных спецслужб, но просит разрешения у своего руководства остаться в стране и продолжить работу.

Но у Ладейникова нет портрета Хасса; с помощью бывших узников немецкого концлагеря, в котором Хасс проводил свои эксперименты, руководство советской разведки пытается составить фоторобот Хасса, но это не удаётся: показания свидетелей расходятся. Необходим человек, способный опознать Хасса на месте; им мог бы стать актёр детского театра, отец двоих детей Иван Павлович Савушкин: в 1944 году он бежал из концлагеря и, в отличие от других узников, не подвергался обработке газом; к тому же он прекрасно владеет немецким языком. Савушкин, не имеющий ни малейшего опыта работы в разведке, пытается отказаться, но, поскольку кроме него помочь Ладейникову разоблачить военного преступника некому, в конце концов соглашается.

Вместе с Ладейниковым Савушкин включается в смертельно опасную игру с Хассом; доктору покровительствует местная полиция, которую, в свою очередь, поддерживает резидентура ЦРУ в Даргейте, возглавляемая американским контрразведчиком Дрейтоном. По прибытии в курортный городок Савушкин сразу попадает в поле зрения Дрейтона, предлагающего ему свои услуги в качестве гида. Попытки Савушкина выйти через него на Хасса терпят неудачу.

Кадр из фильма: обмен на мосту

Тем временем от местного священника Ладейников узнаёт, что работающий в фармацевтическом институте профессор О'Рейли серьёзно озабочен тем, что происходит в институте; желая поговорить с О'Рейли, Ладейников приходит к нему в дом и находит профессора мёртвым.

Во время отпевания О'Рейли Савушкин опознаёт Хасса; но и Хасс узнаёт Савушкина. После панихиды Дрейтон почти насильно усаживает его в свою машину и привозит к Хассу.

Ладейникову удается проникнуть в дом Хасса, спасти Савушкина, изобличить врача-садиста и навсегда прекратить его эксперименты, но сам он при этом попадает в руки ЦРУ. Ладейников отказывается от сотрудничества с американской разведкой, хотя на протяжении длительного времени подвергается сильнейшему психологическому давлению. Поняв всю бесперспективность попыток завербовать разведчика, ЦРУ соглашается на его освобождение — в обмен на американского резидента, в свою очередь попавшего в руки советской контрразведки. На нейтральной территории происходит долгожданный обмен, эта сцена становится ключевым моментом фильма.

В московском аэропорту огромная возбуждённая толпа приветствует героев спорта; не встречаемый никем, кроме нескольких близких друзей, на том же самолёте возвращается на родину неизвестный герой «холодной войны»...

В ролях

Съёмочная группа

Технические данные

  • Производство: Ленфильм
  • Художественный фильм, в двух частях, телевизионный, чёрно-белый

Награды

Примечания

  1. Долгополов Н. М. Конон Молодый // Элита русской разведки. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — С. 434—435. — ISBN 5-235-02774-4
  2. Долгополов Н. М. Конон Молодый // Элита русской разведки. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — С. 436. — ISBN 5-235-02774-4
  3. Долгополов Н. М. Конон Молодый // Элита русской разведки. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — С. 438—439. — ISBN 5-235-02774-4
  4. За Калужской заставой. МХАТ им. Горького (официальный сайт) (2 марта 2000). Архивировано из первоисточника 6 августа 2012. Проверено 30 июля 2012.
  5. Долгополов Н. М. Конон Молодый // Элита русской разведки. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — С. 438. — ISBN 5-235-02774-4
  6. 1 2 Издание фильма на DVD киновидеообъединением «Крупный план», 2006 год

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Мёртвый сезон (фильм, 1968)

См. также

Мёртвый сезон (фильм, 1968).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93