Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Нату-Ла

Нату-Ла

Лестница, идущая от границы с индийской стороны перевала.
27°23′09″ с. ш. 88°49′53″ в. д. / 27.385833° с. ш. 88.831389° в. д. (G) (O) (Я)27°23′09″ с. ш. 88°49′53″ в. д. / 27.385833° с. ш. 88.831389° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Нату-Ла
Нату-Ла
Категория на Викискладе
Расположение города Гангток (звёздочка) и перевала Нату-Ла (кружок).

Нату-Ла (кит. 乃堆拉山口, непальск. नाथू ला, IAST: Nāthū Lā; тиб. རྣ་ཐོས་ལ་) — горный перевал в Гималаях, расположенный на индо-китайской границе и соединяющий индийский штат Сикким с Тибетским автономным районом.

Высота этого исторического перевала, через который в древности проходил Шёлковый путь, составляет 4310 м над уровнем моря. Название перевала в дословном переводе с тибетского означает «место, где самый сильный снег и ветер»[1]. Другие варианты написания названия: Натула, Натху-Ла и Натхула.

Перевал Нату-Ла является одним из трёх приграничных торговых пунктов Индии и Китая, другие два — это Шипки-Ла в штате Химачал-Прадеш и Липу-Лех в штате Уттаракханд[2]. Перевал был закрыт после Китайско-индийского конфликта 1967 года и в течение долгих лет использовался лишь для еженедельной доставки почты тибетским пастухам, находящимся по обе стороны границы[3].

Открытие перевала произошло в 2006 году после заключения между странами ряда совместных торговых соглашений. Ожидается, что возобновление торговли приведёт к процветанию региона — в настоящее время стороны договорились об экспорте 29 типов товаров со стороны Индии и 15 со стороны Китая.

Перевал также сокращает путь при паломничестве к важным индуистским и буддистским святыням региона, например к монастырю Румтек и к тибетскому озеру Манасаровар.

Содержание

История

Британская экспедиция под руководством майора Янгхазбенда.

Нату-Ла расположен на 563-километровом Старом Шёлковом пути (ответвление от исторического Шёлкового пути), который соединял столицу Тибета город Лхаса и равнины Бенгалии. В 1815 году, после захвата британцами территорий Непала и Бутана, в регионе начала развиваться торговля. В 1873 году в отчёте заместителя комиссара города Дарджилинг указывается на стратегическую важность горных перевалов между Сиккимом и Тибетом.[4]

Перевал Нату-Ла сыграл важную роль в британской экспедиции в Тибет 1903—1904 годов, целью которой было предотвращение распространения влияния Российской империи на Тибет. В 1904 году майор Фрэнсис Янгхазбенд провёл успешную операцию по захвату Лхасы, в результате которой британцы получили контроль над долиной Чумби и торговыми пунктами Гьянце и Гарток.

В 1947 году при премьер-министре Джавахарлале Неру Сикким получил статус протектората и его границы, в том числе перевал Нату-Ла, стали охранять индийские войска.

После захвата Тибета Китаем в 1950 и подавления восстания в 1959 году через перевалы Сиккима на территорию Индии ушли беженцы. В ходе Китайско-индийского конфликта 1967 года в районе перевала Нату-Ла произошло несколько стычек между Народно-освободительной армией Китая и вооружёнными силами Индии. В 1975 году Сикким вошёл в состав Индии, хотя Китай отказался это признать. Официальное признание Китаем принадлежности Сиккима Индии произошло 6 июля 2006 года, вместе с открытием перевала.[3]

Транспорт

Вид на перевал со склона.

Перевал находится в 54 км к востоку от столицы штата Сикким Гангток и в 430 км от столицы Тибета Лхасы в долине Чумби. Через перевал проходит одна из самых высоких в мире дорог, которая зимой полностью завалена снегом.

Со стороны Тибета два шоссе из Канмара в Ядун и из Ядуна к Нату-Ла были внесены Министерством транспорта, развития и реформ Китая в список строительства 2006 года. Кроме того, были озвучены планы организовать автобусное сообщение от Гангтока до Лхасы и довести Цинхай-Тибетскую железную дорогу до Ядуна в следующее десятилетие.[5][6]

Примечания

  1. Газета «Жэньминь жибао» — Индия и Китай вновь открыли горный перевал Нату Ла для приграничной торговли, закрытый более 40 лет назад
  2. Nathula reopens for trade after 44 years
  3. ↑ Inopressa: Китай и Индия готовы открыть пограничный переход Натула
  4. China Tibet Information Center — Historical Review
  5. Roundup: "Silk Road" rejoins at Nathu La Pass after 44 years, People's Daily Online (7 июля 2006). Проверено 19 августа 2008.
  6. China to build three railways in Tibet, China Daily (29 июня 2006). Проверено 19 августа 2008.

Ссылки

  • Горные перевалы Сиккима  (англ.)

Нату-Ла.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93