Пла́нер или[1] планёр летательного аппарата (фр. planeur) — структурная часть самолёта или вертолёта без силовой установки.
Состоит из следующих частей: фюзеляж, гондолы двигателей (при наличии таковых), крыло, оперение, киль, шасси.
Современными авиационными специалистами отмечается существенное влияние характеристик планера самолёта на весовую эффективность конструкции самолёта в целом:
Масса планера составляет основную часть массы конструкции самолёта и, следовательно, существенным образом влияет на эффективность самолёта.Масса конструкции планера самолёта зависит от его назначения и летно-технических характеристик. Так, например, на долю конструкции планера приходится:
- 25-32 % взлетной массы дозвуковых пассажирских магистральных самолётов;
- 29-31 % взлетной массы дозвуковых пассажирских самолётов местных авиалиний;
- 32-34 % взлетной массы спортивно-пилотажных самолётов;
- 18-28 % взлетной массы бомбардировщиков;
- 28-32 % взлетной массы истребителей.
— [2]
Действующие в настоящее время требования к элементам конструкции планера самолёта изложены в Международных авиационных правилах редакции 2004 года[3].
Планеры первых самолётов изготовлялись из дерева и ткани. В дальнейшем применялась специальная фанера. Первый цельнометаллический самолет в мире — моноплан Junkers J-1 — был построен в 1915 году. Первый в мире цельнометаллический серийный бомбардировщик-моноплан — советский ТБ-1 (1925). Первый цельнометаллический пассажирский и военно-транспортный самолёт — немецкий Junkers Ju 52 (1931).
Отделяемая носовая часть фюзеляжа (вместе с герметической кабиной) впервые была реализована в советском Су-17 (1949) (в дальнейшем такой принцип был реализован на американских F-111).
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Планер самолёта.