Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Противолодочный крейсер

Вертолётоносец класса «Москва», спроектированный как противолодочный крейсер
(подпалубный ангар вмещает 14 вертолётов)

Противолодочный вертолётоносец — разновидность противолодочных кораблей, специализированных для несения противолодочных вертолётов.

Содержание

Возникновение

Бурное развитие подводных сил после Второй мировой войны вызвало необходимость усиления противолодочных сил. Подводная скорость лодки выросла настолько, что одиночный корабль просто не мог её преследовать, не теряя гидроакустического контакта. Появившиеся к началу 60-х гг., атомные подводные лодки, в том числе ракетные, уже физически обогнали надводные корабли по скорости. Одним из путей решения вопроса считался ввод в боевой состав флотов специальных вертолётоносных кораблей способных вести эффективный поиск ПЛ на большом удалении от берега. Разница в скорости корабля и лодки при этом уже не имела большого значения. Способность вертолетов к зависанию давала выгоды по сравнению с самолетами, как собственно при поиске ПЛ, так и удобством базирования на корабле.

Первыми вертолетоносцами стали переоборудованные авианосцы времен войны. В США это были три бывших авианосца типа «Эссекс». Их авиагруппа была дополнена противолодочными вертолетами, добавлено оборудование для их ремонта и обслуживания. В остальном корабли остались без изменений. Они не превратились в чисто вертолетные корабли, сохранив противолодочные самолеты. В дальнейшем состав авиагруппы варьировался. Их стали обозначать CVS (англ. Carrier, aViation, anti-Submarine). Подобное переоборудование прошли и британские легкие авианосцы, в том числе переданные Франции (Arromanches), Канаде (Bonaventure), Австралии (Melbourne) и Нидерландам (Karel Doorman II).

Опыт их использования, и параллельный рост возможностей ПЛ, привели к парадоксальному выводу. Специализированный вертолетонесущий корабль ПЛО хорошо справлялся с наступательной ролью: преследования и уничтожения лодок, район действия которых был приблизительно известен. Но возможности по вскрытию подводной угрозы отставали. Проще говоря, шансы корабля оказаться в нужном месте были недостаточны. С другой стороны, такой крупный и ценный корабль сам требовал охранения. Поэтому был выбран оборонительный путь: снабжение всех кораблей (по крайней мере океанской зоны) возможностью нести вертолеты.

Противолодочные вертолётоносцы стали рассматривать как ядро специализированных поисково-ударных групп (КПУГ).

Противолодочные крейсера-вертолётоносцы

США, располагавшие большим количеством специализированных противолодочных авианосцев, не нуждались в постройке специальных кораблей такого типа, поэтому крейсера-вертолётоносцы появились во флотах европейских стран и СССР.

Резкий рост боевых возможностей атомных ракетных подводных лодок, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами, привёл к заметному снижению эффективности данного типа кораблей. В результате чего СССР отменил постройку 12 из 14 запланированных противолодочных крейсеров-вертолётосцев. А надводным кораблем ПЛО для удаленных районов стал большой противолодочный корабль во всех его вариантах. В корпусе ракетного крейсера, это был проект 1134, в размере эсминца проект 61, затем 1155, а проект 1135 за время службы переклассифицировался из сторожевого корабля в большой противолодочный и обратно.

Со временем, и с изменением приоритетов в строительстве флота, противолодочное оружие стали получать все советские надводные корабли, независимо от класса. Эта тенденция стала особенно заметной с появлением противолодочных ракет «Метель» и «Водопад» составляющих заметную часть вооружения тяжёлых атомных крейсеров проекта проекта 1144 «Орлан» (к которому также относится и «Пётр Великий»)

Jeanne d’Ark (R97)

Европейские крейсера-вертолётоносцы

Первым кораблём — противолодочным вертолётоносцем специальной постройки (CVH) стал французский крейсер Жанна д’Арк, вступивший в строй в 1964 г. и способный также действовать в качестве десантного вертолётоносца и учебного корабля. В том же году Итальянский флот получил два крейсера типа Caio Duilio, а позднее их увеличенную версию Vittorio Veneto. Последний мог принимать на борт до 9 противолодочных вертолётов. Поскольку они несли ракетное оружие, их классифицировали как ракетные крейсера-вертолётоносцы (CGH). Британский флот в 1964-69 гг. перестроил три чисто артиллерийских крейсера типа Tiger в крейсера-вертолётоносцы (CCH), принимавшие по 4 вертолёта.

По политическим соображениям, и будущие лёгкие авианосцы типа Invincible первоначально тоже назывались «крейсерами-вертолётоносцами со сквозной палубой» (англ. Through-deck Antisubmarine Cruiser).

Советские крейсера-вертолётоносцы

Первые предложения по строительству крейсеров-вертолётоносцев были выдвинуты в 1958 г. как попытки спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис за счёт их перестройки в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Однако размеры крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными и разработка проекта 1123 «Кондор» началась в 1960 г. с «чистого листа». Отмечалось, что новаторство достигало даже таких фундаментальных сторон конструкции, как общее расположение и деление на отсеки. Не имея подходящей классификации для подобных кораблей, западные источники относили их к чистым вертолетоносцам (CVH).

Корабль строился для определенной задачи: борьбы со стратегическими ракетными лодками противника в восточном Средиземноморье. В то время дальность их баллистических ракет заставляла НАТО выдвигать районы их патрулирования далеко вперед.

Первый крейсер проекта, «Москва» вступил в строй в 1967 г. и оказался достаточно эффективным для целей ПЛО благодаря наличию 14 противолодочных вертолётов и мощной ГАС. Второй крейсер «Ленинград» вошёл в состав флота спустя два года. Всю свою службу корабли провели в составе Черноморского флота, действуя обычно в акватории Средиземного моря. Опыт использования показал, что корабль оказался не до конца уравновешенным: из-за перегруза в носовой части он плавал с некоторым дифферентом на нос, был склонен зарываться в волну, и в целом мореходность для подобного размера (около 17 000 т) оставляла желать лучшего. С другой стороны, большая остойчивая платформа создавала хорошие условия для эксплуатации вертолетов.

Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных ПЛ, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами вынудил ограничиться двумя кораблями. Для поиска ПЛ за пределами Средиземного моря проект был неэффективен. Строительство третьего крейсера проекта 1123 было отменено в 1968 г. ещё до закладки. Тем не менее, «Кондоры» сыграли важную роль в развитии отечественных авианесущих кораблей.

Стоит напомнить, что авианесущие крейсера типа «Киев» (проект 1143 «Кречет») на стадии проектирования также назывались противолодочными. А их преемственность с проектом 1123 подчеркивалась официально.

Противолодочные эсминцы-вертолётоносцы

Эскадренный миноносец типа «Сиранэ» несущий на борту 3 противолодочных вертолёта

Японские вертолетоносцы строились под влиянием оборонительной доктрины страны, прежде всего положений о не-наступательности морских сил, и делении их на военно-морские районы. По этим положениям, каждой флотилии эскортных кораблей требуется лидер — корабль с усиленной противолодочной авиагруппой.

Роль лидеров исполняли эсминцы-вертолётоносцы типа «Харуна», затем «Сиранэ», по два каждого типа. По размерам они действительно представляли собой несколько увеличенные эсминцы. Соответственно и число несомых вертолетов ограничилось тремя.

По опыту их эксплуатации Япония приступила к строительству двух противолодочных вертолётоносцев со сплошной полетной палубой типа «Хиюга». По размерам они сравнимы с советскими кораблями пр. 1123, являются фактически универсальными десантными кораблями[источник не указан 586 дней], а также потенциальными авианосцами[источник не указан 586 дней], так как способны нести как вертолеты, так и самолёты, но классифицируются по-прежнему как эсминцы-вертолётоносцы (DDH). Головной корабль вступил в строй в марте 2009.

См. также

Противолодочный крейсер.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93