Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Псковитянка (опера)

Опера
Псковитянка

Эскиз сцены вече из первой постановки оперы
Композитор

Николай Римский-Корсаков

Автор(ы)
либретто

Николай Римский-Корсаков

Источник сюжета

Лев Мей — драма «Псковитянка»

Жанр

Драма

Количество действий

три

Год создания

18711872, редакция 1894

Первая постановка

1 (13) января 1873

Место первой постановки

Петербург, Мариинский театр

«Псковитя́нка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. В опере три действия, шесть картин. Либретто написано самим композитором на сюжет одноимённой драмы Льва Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году.

Содержание

Действующие лица

  • Иван Грозный — бас;
  • Князь Токмаков, посадник во Пскове — бас;
  • Ольга, его приёмная дочь — сопрано;
  • Боярин Матута — тенор;
  • Боярыня Степанида Матута (Стеша) — сопрано;
  • Михайло Туча, посадничий сын — тенор;
  • Князь Вяземский — бас;
  • Бомелий, царский лекарь — бас;
  • Юшко Велебин, гонец из Новгорода — бас
  • Власьевна, мамка (меццо-сопрано);
  • Перфильевна, мамка (меццо-сопрано).

Бояре, опричники, народ.

Содержание

Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году.

Действие первое

Картина первая. Сад близ дома князя Токмакова, царского наместника и степенного посадника во Пскове. Мамки Власьевна и Перфильевна ведут разговоры о том, что на вольный Псков идёт грозный царь московский Иван Васильевич, разгромивший новгородскую вольницу. Девушки играют в горелки, в которых не участвует приёмная дочь Токмакова, Ольга, шепчущаяся с подругой Стешей о любовном свидании с посадничьим сыном, Михайлом Тучей. Власьевна рассказывает девушкам сказку, но слышен свист Тучи. Все уходят в терем. К Туче тайком выходит на свидание Ольга. Между ними происходит нежная сцена. Услышав шум приближающихся шагов, Туча перелезает через забор, а Ольга прячется в кусты. Входят князь Токмаков со старым боярином Матутой, сватающим Ольгу. Токмаков сообщает Матуте, что Ольга — его приёмная, а не родная дочь, что её мать — боярыня Вера Шелога, а отца он не знает. Слышен звон, созывающий на вече. Ольга потрясена вестями, которые она подслушала.

Картина вторая. Площадь во Пскове. Сбегается народ. На площади новгородский гонец Юшка Велебин, он рассказывает о том, что Новгород взят, и что царь Иван Грозный приближается ко Пскову. Народ в замешательстве. Токмаков и Матута призывают псковичей к покорности. Туча протестует против этого решения, взывает к сопротивлению и удаляется со псковской молодёжью (вольницей) при звуках старинной вечевой песни. Толпа замечает слабость «вольницы», предвидит её гибель и скорбит о том, что «тяжка рука у грозного царя».

Действие второе

Картина первая. Большая площадь во Пскове. У домов — столы с хлебом-солью, в знак покорной встречи. Толпа в страхе и ожидании прибытия царя. Ольга сообщает Власьевне семейную тайну, которую она подслушала. Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй!».

Картина вторая. Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который относится к ней милостиво, заметив в неё сходство с матерью. Девушки славят царя. После того, как они уходят, царь, расспросив Токмакова, окончательно убеждается в том, что Ольга — его дочь, и, потрясённый воспоминаниями юности, объявляет: «Псков хранит Господь!»

Действие третье

Финальная сцена оперы, постановка 1896 года, в роли Грозного — Фёдор Шаляпин

Картина первая. Дорога в Печерский монастырь, глухой лес. В лесу царская охота. Начинается гроза. По дороге проходят девушки с мамками. От них отстала Ольга, которая затеяла странствие в монастырь лишь для того, чтобы по дороге встретиться с Тучей. Происходит встреча влюблённых. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Туча падает раненым; лишается чувств Ольга — её на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.

Картина вторая. Царская ставка под Псковом. Царь Иван Васильевич в одиночестве предаётся воспоминаниям. Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве и не слушает Матуту, пытающегося оговорить Тучу. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздражённо говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и её ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Внезапно Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. Царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу привести к нему. Однако тому удаётся избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сражённая чьей-то пулей. Ольга умирает. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери. Народ плачет о падении великого Пскова.

Интересные факты

  • В работе над либретто к опере некоторую помощь Римскому-Корсакову оказал П. И. Чайковский, приславший Корсакову уже готовое либретто по драме Мея, из которого Римский-Корсаков решил использовать некоторые фрагменты в третьем действии своего либретто.
  • Тексты двух женских хоров из третьего действия написал М. П. Мусоргский.
  • «Псковитянка» была первой оперой в Большом театре, поставленной под управлением Евгения Светланова в 1954 году, постановка этой же оперы в 1999 году стала последней работой Светланова в театре[1].

Постановки

За рубежом:

Другие зарубежные постановки: Милан (1912), Лондон (1913, на рус. яз.; 1917), Манчестер (1918), Крефельд (1924), Барселона (1927, на рус. яз.), Бирмингем (1955), Брюссель (1956), Палермо (1959).

На советской сцене:

Среди исполнителей на рус. и сов. сцене: А. Пирогов, Яшугин (Иван Грозный), Трезвинский, Серебряков (Токмаков), Успенский, Угринович (Матута), Куза, Жуковская, Кашеварова (Ольга), Донской, Ершов (Туча) и др.

Аудиозаписи

Примечания

  1. Evgeny Svetlanov

Ссылки

  • «Псковитянка» на сайте belcanto.ru
  • «Псковитянка»: ноты на IMSLP

Псковитянка (опера).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93