Самаркандский трамвай | |
276px | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирско-грузовая |
Дата открытия |
1 мая 1947 |
Дата закрытия |
28 августа 1973 |
Количество маршрутов |
1 |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество вагонов в период максимального развития |
33 |
Ширина колеи |
1524 мм |
Тип питания |
электрическое питание |
Самаркандский трамвай — трамвайная система, функционировавшая в Самарканде с 1947 по 1973 годы.
В 1907 году властная администрация вознамерилась открыть в Самарканде трамвайное движение. Трамвай, по их мнению, должен был стать не только пассажирским транспортом, но и осуществлять грузовые перевозки с железнодорожной станции на товарные склады. Специально для этой цели были заказаны в России специальные открытые вагоны-платформы. Первоначально было решено построить рельсовую дорогу от вокзала до центра города. Однако возникшие финансовые проблемы, а затем и другие обстоятельства помешали городской администрации решить назревшую транспортную проблему[1].
В 1924 году Самарканд стал столицей Узбекистана. В связи с этим местными властями было принято решение в кратчайшие сроки проложить узкоколейку от железнодорожного вокзала до центра города. Работа шла ударными темпами и уже к осени того же года была завершена. Открытие линии было приурочено к очередной годовщине большевистской революции. 7 ноября 1924 года под звуки революционных маршей, первый поезд торжественно проделал свой путь[1].
Трамвая в Самарканде нет. Его заменяет доблестно отслуживший все сроки на афганской границе и только в прошлом году оттуда привезенный паровичок. Вагончики клацают по узкой колее и стремглав несутся в город.— Илья Ильф «Глиняный рай», 1925[2]
Состав поезда, состоящий из паровоза с открытыми и закрытыми пассажирскими вагонами, курсировал от вокзала до улицы Ленина. Чуть позже линию продлили до крепости.
Проработал этот паровик, названный местными жителями кукушкой, недолго. В 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент. И возможно поэтому вскоре движение по узкоколейке было прекращено.
В 1942 году по трассе бывшей узкоколейки была проложена железнодорожная ветка широкой колеи, которая служила для доставки пассажиров и товаров с вокзала на Сиабский рынок. К 1947 году в районе Сиабского рынка построили трамвайное депо, электрифицировали линию, сделали разъезды и закупили в Ташкенте старый трамвайный подвижной состав[3].
1 мая 1947 года состоялось торжественное открытие движения электрического трамвая. Поначалу на линии осуществлялось совместное движение трамваев и железнодорожных составов[4].
28 августа 1973 года стал последним днем работы самаркандского трамвая. После прекращения движения трамвайная линия и депо были разобраны, подвижной состав списан.
Подвижной состав самаркандского трамвая поначалу состоял из моторных и прицепных вагонов, прошедших капитальный ремонт в трамвайном депо № 2 города Ташкента. Всего из Ташкента поступило 16 таких вагонов[3].
Позже, в 1950—1960-х годах, в город поступали только новые трамвайные поезда с Усть-Катавского завода:
КТМ/КТП-1 (9 поездов) и КТМ/КТП-2 (7 поездов).
Самаркандский трамвай.