Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Самаркандский трамвай

Перейти к: навигация, поиск
Самаркандский трамвай
276px
Трамвайная система
Страна

Узбекистан

Город

Самарканд

Тип системы

пассажирско-грузовая

Дата открытия

1 мая 1947

Дата закрытия

28 августа 1973

Количество маршрутов

1

Количество трамвайных парков

1

Количество вагонов в период максимального развития

33

Ширина колеи

1524 мм

Тип питания

электрическое питание

Самаркандский трамвайтрамвайная система, функционировавшая в Самарканде с 1947 по 1973 годы.

История

Первые проекты

В 1907 году властная администрация вознамерилась открыть в Самарканде трамвайное движение. Трамвай, по их мнению, должен был стать не только пассажирским транспортом, но и осуществлять грузовые перевозки с железнодорожной станции на товарные склады. Специально для этой цели были заказаны в России специальные открытые вагоны-платформы. Первоначально было решено построить рельсовую дорогу от вокзала до центра города. Однако возникшие финансовые проблемы, а затем и другие обстоятельства помешали городской администрации решить назревшую транспортную проблему[1].


Паровой трамвай

В 1924 году Самарканд стал столицей Узбекистана. В связи с этим местными властями было принято решение в кратчайшие сроки проложить узкоколейку от железнодорожного вокзала до центра города. Работа шла ударными темпами и уже к осени того же года была завершена. Открытие линии было приурочено к очередной годовщине большевистской революции. 7 ноября 1924 года под звуки революционных маршей, первый поезд торжественно проделал свой путь[1].

Трамвая в Самарканде нет. Его заменяет доблестно отслуживший все сроки на афганской границе и только в прошлом году оттуда привезенный паровичок. Вагончики клацают по узкой колее и стремглав несутся в город.

Илья Ильф «Глиняный рай», 1925[2]

Состав поезда, состоящий из паровоза с открытыми и закрытыми пассажирскими вагонами, курсировал от вокзала до улицы Ленина. Чуть позже линию продлили до крепости.

Проработал этот паровик, названный местными жителями кукушкой, недолго. В 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент. И возможно поэтому вскоре движение по узкоколейке было прекращено.

Электрический трамвай

В 1942 году по трассе бывшей узкоколейки была проложена железнодорожная ветка широкой колеи, которая служила для доставки пассажиров и товаров с вокзала на Сиабский рынок. К 1947 году в районе Сиабского рынка построили трамвайное депо, электрифицировали линию, сделали разъезды и закупили в Ташкенте старый трамвайный подвижной состав[3].

1 мая 1947 года состоялось торжественное открытие движения электрического трамвая. Поначалу на линии осуществлялось совместное движение трамваев и железнодорожных составов[4].

28 августа 1973 года стал последним днем работы самаркандского трамвая. После прекращения движения трамвайная линия и депо были разобраны, подвижной состав списан.

Подвижной состав

Подвижной состав самаркандского трамвая поначалу состоял из моторных и прицепных вагонов, прошедших капитальный ремонт в трамвайном депо № 2 города Ташкента. Всего из Ташкента поступило 16 таких вагонов[3].

Позже, в 1950—1960-х годах, в город поступали только новые трамвайные поезда с Усть-Катавского завода:
КТМ/КТП-1 (9 поездов) и КТМ/КТП-2 (7 поездов).

Литература

  • Коссой Ю. М. Городской электрический транспорт в России, СССР и РФ. Энциклопедический справочник. — Н. Новгород: Штрих-Н, 2007. — С. 368 — ISBN 978-5-91099-009-2

Примечания

  1. Рубен Назарьян. Как Самарканд трамваем обзавелся.
  2. Илья Ильф. Глиняный рай, 1925
  3. Мерзлов Д. C. Ташкентскому трамваю 100 лет..
  4. Транспорт в России

Ссылки

  • Самарканд // СТТС
  • Самарканд (трамвай) // ЭМБ
  • По Самарканду — д/ф 1930 год.

Самаркандский трамвай.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93