Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Справедливый переход

Справедливый переход — это структура, разработанная профсоюзным движением[1] для охвата ряда социальных интервенционизмов, необходимых для обеспечения прав и средств к существованию трудящихся при переходе экономики к устойчивому производству, в первую очередь для борьбы с изменением климата и защиты биоразнообразия. Он был одобрен на международном уровне правительствами в различных сферах, в том числе Международной организацией труда (МОТ), Рамочной конвенцией Организации Объединённых Наций об изменении климата (РКИК ООН) в Парижском соглашении, а также Конференцией по климату в Катовице и Европейским союзом[2][3][4].

Механизм

Протестующая в Мельбурне (Австралия) призывает к справедливому переходу (2019 год)

Для профсоюзов термин «Справедливый переход» описывает переход к устойчивому изменению климата и низко углеродной экономике, которая максимизирует выгоды от действий по борьбе с изменением климата, сводя к минимуму трудности для работников и их сообществ. По данным Международной конфедерации профсоюзов, потребности, относящиеся к справедливому переходу, будут различаться в разных странах, хотя существуют общие стратегии, которые страны должны принять, в том числе[1]:

  • Надежные инвестиции сектора и технологии с низким уровнем выбросов и большим количеством рабочих мест. Эти инвестиции должны осуществляться путем надлежащих консультаций со всеми, кого это касается, с соблюдением прав человека и трудовых прав, а также принципов достойного труда.
  • Социальный диалог и демократические консультации с социальными партнерами (профсоюзами и работодателями) и другими заинтересованными сторонами (например, сообществами).
  • Исследование и ранняя оценка воздействия климатической политики на общество и занятость. Обучение и развитие навыков, которые имеют ключевое значение для поддержки внедрения новых технологий и стимулирования промышленных изменений.
  • Социальная защита наряду с активной политикой на рынке труда.
  • Планы диверсификации местной экономики, которые поддерживают достойный труд и обеспечивают стабильность сообщества в переходный период. Нельзя оставлять сообщества наедине с собой, чтобы управлять последствиями перехода, поскольку это не приведет к справедливому распределению затрат и выгод.

Климатические цели и соглашения об изменении глобального климата устанавливают стандарты чистой экономики. При этом такие отрасли, как энергетика, обрабатывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство, в которых работают миллионы рабочих, должны быть реструктурированы. Есть опасения, что периоды экономических структурных изменений в прошлом вынудили простых рабочих, их семьи и общины нести расходы, связанные с переходом к новым способам производства богатства, что привело к безработице, бедности и промышленной революции рабочего класса, в отличие от владельцев бизнеса, которые могут позволить себе переход[5]. Справедливый переход решает эту проблему, продвигая устойчивые действия, которые помогают работникам. Объединение социальной и климатической справедливости посредством Справедливого перехода означает удовлетворение требований угольных рабочих в угольно-зависимых развивающихся регионах, у которых нет возможностей трудоустройства помимо угля[6][7][8]; справедливость для работников в странах с развивающейся экономикой, которые требуют их доля «дивидендов индустриализации»; справедливость для тех, кто вынужден покинуть свои дома, когда уровень моря поднимается и захватывает прибрежные районы и острова в результате изменения климата; справедливость по отношению к населению, пострадавшему от загрязнения воздуха и более широкого воздействия на окружающую среду использования угля[9].

Определение и эволюция

Термин «справедливый переход» был впервые введен в употребление североамериканскими профсоюзами в 1990-х годах для описания системы поддержки рабочих, безработных из-за политики защиты окружающей среды. Эту концепцию можно рассматривать как экологическое приложение преобразования экономики, которое было разработано в 1980-х годах, когда антивоенные активисты стремились создать коалицию с военными и сделать их частью мирной экономики.

Одним из ранних сторонников был Тони Маццокки[10]:

В начале 1990-х годов, после подтверждения глобального потепления, вызванного ископаемым топливом, Маццокки возродил эту идею, назвав её «Суперфондом для рабочих» — игрой на недавно созданном Суперфонде по очистке от токсичных веществ. Суперфонд для рабочих обеспечит финансовую поддержку и возможность получения высшего образования для рабочих, перемещенных из-за политики защиты окружающей среды. Как сказал Маццокки в 1993 году: «Для грязи существует Суперфонд. Должен быть один для рабочих». […] Те, кто ежедневно работает с токсичными материалами, чтобы обеспечить мир энергией и материалами, в которых он нуждается, «заслуживают руки помощи, чтобы начать новую жизнь». […] «Позже защитники окружающей среды жаловались, что слово суперфонд имеет слишком много негативных коннотаций, и название плана было изменено на Just Transition». В своей речи 1995 года Леопольд изложил предложение Суперфонда для рабочих/Just Transition. «В основе справедливого перехода лежит простой принцип справедливости». Ни одного работника, связанного с токсичными веществами, нельзя просить «уплатить непропорционально высокий налог — в виде потери работы — для достижения целей» по охране окружающей среды. Вместо этого «эти затраты должны быть справедливо распределены в обществе».

Дальнейшая эволюция термина описана в статье, опубликованной в Международном журнале исследований труда[11]. В 1998 году канадский профсоюзный активист Брайан Колер опубликовал то, что должно было стать одним из первых упоминаний концепции справедливого перехода в бюллетене профсоюзов[12]. Это была попытка объединить усилия профсоюзного движения по обеспечению рабочих достойными рабочими местами и необходимость защиты окружающей среды. Как ясно заявил Колер ранее:

«Настоящий выбор — не работа или окружающая среда. И то, и другое или ни то, ни другое».

За десять лет восприятие профсоюзным движением экологических проблем изменилось, а вместе с ним и определение, границы и масштабы необходимого «справедливого перехода». Сегодня «Справедливый переход» можно понимать как концептуальную основу, в которой рабочее движение отражает сложности перехода к низкоуглеродной и устойчивой к климату экономике, подчеркивая потребности государственной политики и стремясь максимизировать выгоды и минимизировать трудности для работников и их сообщества в этой трансформации.

В документе, подготовленном Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), «Справедливый переход» определяется как «инструмент, которым профсоюзное движение делится с международным сообществом, направленный на сглаживание перехода к более устойчивому обществу и вселяющий надежду на потенциал зелёная экономика для поддержания достойных рабочих мест и средств к существованию для всех».

Важно отметить, что «Справедливый переход» — это поддерживающий механизм климатических действий, а не бездействия. Справедливый переход не противоречит экологической политике, а дополняет её. Это утешает идею о том, что экологическая и социальная политика не противоречат друг другу, а, наоборот, могут усиливать друг друга.

Такой подход к концепции справедливого перехода был единодушно принят на 2-м Конгрессе МКП в 2010 году, когда Конгресс объявил «Справедливый переход» «подходом» к борьбе с изменением климата:

Конгресс привержен продвижению комплексного подхода к устойчивому развитию посредством справедливого перехода, когда социальный прогресс, защита окружающей среды и экономические потребности включены в рамки демократического управления, где соблюдаются трудовые и другие права человека и достигается гендерное равенство (МКП, 2010).

Другие глобальные федерации профсоюзов, представляющие работников конкретных секторов экономики, присоединились к этому политическому подходу. Международная федерация транспортников (МФТ) приняла на своем Конгрессе в 2010 году резолюцию, в которой говорится, что «хотя безотлагательное принятие этой политики жизненно важно для решения проблемы изменения климата, МФТ и её членские организации должны защищать интересы транспортников, борясь за их защиту», обеспечить реализацию этих политик таким образом, чтобы защитить рабочие места и создать новые в процессе справедливого перехода". Свою позицию по «Справедливому переходу» высказали и федерации промышленных рабочих. Международная федерация профсоюзов работников химической, энергетической, горнодобывающей промышленности и разнорабочих, например, заявляет, что «с помощью справедливого перехода мы можем достичь общественного согласия в отношении перехода к более устойчивому производству».

Структура справедливого перехода — это пакет предложений по политике, которые затрагивают различные аспекты, связанные с уязвимостью работников и их сообществ: неопределенности в отношении воздействия на рабочие места, риски потери рабочих мест, риски недемократических процессов принятия решений, риски регионального или местного экономического спада, среди прочего.

Расширение использования

В последние годы ряд организаций применили концепцию справедливого перехода в отношении экологической и климатической справедливости[13]. Когда профсоюзы начали включать концепцию справедливого перехода в переговоры по РКИК ООН и движение за изменение климата, справедливый переход превратился в преднамеренный толчок к переходу как к экологически, так и к социально устойчивым возможностям трудоустройства и экономике. Иногда довольно близко относятся к трудовому компоненту Справедливого перехода[14][15], в то время как другие игнорируют его. В последнем случае «просто» просто означает необходимость защиты окружающей среды как общественного блага от частных предприятий, которые ухудшают её здоровье в долгосрочной перспективе.

Термин «справедливый» также применялся к озабоченности по поводу прекращения войны и построения экономики мирного времени.

Концепция справедливого перехода к низко углеродной и устойчивой к изменению климата экономике позже, в частности, профсоюзами, использовалась также в связи с цифровой трансформацией[16][17][18].

Справедливый переход от угля поддерживается Европейским банком реконструкции и развития[19].

Достижения

Справедливый переход обсуждается на COP22

В 2015 году МОТ опубликовала «Руководящие принципы справедливого перехода к экологически устойчивой экономике и обществу для всех», включая руководящие принципы справедливого перехода, такие как необходимость прочного социального консенсуса и социального диалога, а также важность развития международного сотрудничества[20]. Руководящие принципы основываются на четырёх основных направлениях Программы достойного труда МОТ: социальный диалог, социальная защита, права трудящихся и занятость, подчеркивая роль работников, работодателей и правительства как основных активных партнеров в обеспечении справедливого перехода[5]. Этот документ призывает международные правительства интегрировать принципы справедливого перехода в методы достижения Целей устойчивого развития Организации Объединённых Наций, расширить доступ к данным о рынке труда, поощрять сотрудничество между соответствующими национальными министерствами и т. д.[21].

В апреле 2015 года Фонд семьи Рокфеллеров и Сеть спонсоров Аппалачей сформировали Фонд справедливого перехода, чтобы помочь общинам, затронутым изменяющимся угольным сектором, воспользоваться инициативой президента Обамы POWER. Благодаря прямым инвестициям и прямой технической помощи гранты Фонда помогли направить почти 24 миллиона долларов федеральных средств на проекты переходного периода[22].

На конференции Организации Объединённых Наций по изменению климата 2015 года в Париже, Франция, или COP 21, профсоюзы и сторонники справедливого перехода убедили стороны включить формулировки, касающиеся справедливого перехода и создания достойных условий труда в преамбулу Парижского соглашения[23][24][25].

На конференции Организации Объединённых Наций по изменению климата 2018 года в Катовице, Польша, или COP 24, главы государств и правительств приняли Силезскую декларацию солидарности и справедливого перехода, подчеркнув важность справедливого перехода, как указано в Парижском соглашении, Руководящих принципах МОТ и Повестка дня Организации Объединённых Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года[26]. В Декларации содержится призыв ко всем соответствующим учреждениям Организации Объединённых Наций приступить к её осуществлению и рассмотреть вопрос о справедливом переходе при разработке и реализации Национально определяемых вкладов сторон, или ОНВ[27][28][29].

Европейский Союз принял «Справедливый переход» как основную часть своей европейской «зеленой» сделки, чтобы помочь регионам Европейского Союза, зависящим от ископаемого топлива, перейти к более «зеленой» экономике[30].

«Новый зелёный курс» предлагает справедливые переходные механизмы для США.

Примечания

  1. ↑ «Climate Frontlines Briefing — No Jobs on a Dead Planet». Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  2. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@ed_norm/@relconf/documents/meetingdocument/wcms_223785.pdf Resolution concerning sustainable development, decent work and green jobs] (англ.). Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  3. Guidelines for a just transition towards environmentally sustainable economies and societies for all (англ.). www.ilo.org (2 февраля 2016). Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
  4. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  5. ↑ Архивировано 20 марта 2021 года.
  6. Архивировано 9 мая 2021 года.
  7. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  8. Архивировано 24 апреля 2021 года.
  9. Making the Green New Deal Work for Workers (англ.). inthesetimes.com. Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 9 марта 2021 года.
  10. Архивировано 23 апреля 2021 года.
  11. Архивировано 14 мая 2021 года.
  12. http://oldsite.cep.ca/+journal/1998_summer/9808just.html Climate change and labour: The need for a “just transition”].
  13. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  14. Архивировано 29 мая 2018 года.
  15. https://wayback.archive-it.org/9650/20200403040737/http://p3-raw.greenpeace.org/international/Global/international/briefings/climate/COP20/A-just-transition-to-100-renewable-energy.pdf The solution to the climate crisis: a just transition to 100% renewable energy for all by 2050]. Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 3 апреля 2020 года.
  16. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  17. just transition partnership.
  18. Архивировано 10 мая 2021 года.
  19. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  20. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/documents/publication/wcms_432859.pdf Guidelines for a just transition towards environmentally sustainable economies and societies for all]. Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 17 апреля 2021 года.
  21. Архивировано 24 апреля 2021 года.
  22. Архивировано 10 мая 2021 года.
  23. Архивировано 17 апреля 2021 года.
  24. Архивировано 19 марта 2021 года.
  25. Архивировано 13 мая 2021 года.
  26. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  27. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  28. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  29. Архивировано 9 мая 2021 года.
  30. Архивировано 8 марта 2021 года.

Справедливый переход.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93