Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России только учащиеся в ВУЗах. . В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.
В большинстве случаев студенты посещают высшие или средние специальные учебные заведения (колледжи, в учреждениях же начального профессионального образования обучаются "учащиеся"), участвуют в семинарах и слушают лекции. Исключением из правил являются студенты-заочники, которые приезжают в учебное заведение для сдачи экзаменов или являются слушателями сжатого курса лекций.
В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры, название студент применяется для обоих ступеней, напр.:: студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.
В России и ряде других стран лиц, обучающихся в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, называют учащимися. (В широком смысле это название относится ко всем людям, обучающимся где-либо.)
В России до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, ещё не имеющих опыта практической работы
.
Содержание |
Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства. Студентов в те времена называли школярами (scholaris — ученик, от лат. schola — школа). Этот термин все ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам, а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями.
В ранний период Нового времени появилось обозначение лат. studiosus («интересующийся»). Немного позднее появилось слово studente (причастие настоящего времени), которое и по настоящий момент служит в русском языке[1] обозначением для учащегося высших учебных заведений.
Студент как человек определённого возраста и как личность может характеризоваться с трёх сторон:
А. Л. Дмитриев: «Каждый студент жулик, с низменными страстями…исчадие ада!»[2]
Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное накопление специальных знаний и умения их применять в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества как целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, то есть формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определённым кругом логических операций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счёт повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учёбы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
В статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливается понятие студента вуза: «Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения».
Специального Федерального закона, регулирующего сферу среднего профессионального образования, в Российской Федерации не существует.
В законе РФ «Об образовании» понятие «студент» не прописывается, используется более общий термин, применимый ко всем уровням среднего и профессионального образования — «обучающийся».
Песни:
student.aspu.ru - студенческий портал
Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Квалификации, степени и звания в науке и образовании | |
---|---|
Выпускники вузов |
Бакалавр • Специалист • Магистр • Лиценциат |
Учёные степени |
Кандидат наук • Доктор наук • Доктор философии (PhD) |
Учёные звания |
Доцент • Профессор • СССР: научный сотрудник (младший • старший) • ассистент • Российская империя: адъюнкт • приват-доцент • адъюнкт-профессор • экстраординарный профессор • ординарный профессор • заслуженный профессор |
Студенчество.