Сьюзи Сью | |
Страна | |
---|---|
Коллективы | |
SiouxsieMantaray.com |
Сьюзен Джанет Баллион (англ. Susan Janet Ballion)[1][2][3], она же Сьюзи Сью (англ. Siouxsie Sioux) (р. 27 мая 1957) — британская певица и автор песен, согласно Allmusic — «одна из самых влиятельных британских рок-исполнительниц»[4]. Сьюзи Сью приобрела наибольшую известноть как вокалистка Siouxsie and the Banshees, английской группы, начинавшей в глубинах панк-андеграунда, но впоследствии усложнившей стиль и ставшей одним из самых влиятельных коллективов новой волны, пост-панка и готического рока[5].
Содержание |
Сьюзен Баллион родилась в клинике Guy’s Hospital в Саутуорке, Лондон. Она была младшей из троих детей. Отец и мать познакомились в бельгийском Конго: она была секретаршей-переводчицей, он — техником в медицинской лаборатории, добывавшей змеиный яд[3].
Отец Сьюзен был запойным алкоголиком. Сьюзен рассказывала, что ненавидела, а однажды попыталась отравить его, всыпав смесь соли и перца в стакан. По отношениею к младшей дочери он был груб лишь словесно, но старшая сестра впоследствии рассказывала страшные истории о ножах, разбитой посуде и сломанных оконных рамах[3].
При этом, будучи трезвым, Баллион был остроумен и интеллигентен; он любил книги: сам читал Сартра, дочери рекомендовал Киплинга. Сьюзен училась в школе для девочек Mottingham Secondary Modern School в графстве Кент. Когда одноклассницы спрашивали, чем занимается её отец, Сьюзен придумывала разнообразные истории; она не могла признаться, что он сидит и беспрерывно пьёт. Из-за этого она никого не приглашала к себе домой[3].
В детстве и ранней юности Сьюзен не любила мальчиков. Она участвовала в играх со сверстниками (типа «Поймай и поцелуй», «Kiss and Chase»), но если другие девочки, когда их ловили, позволяли себя целовать, то она впихивала поймавшему пук травы с землёй в рот. Позже, в клубах, когда сзади к ней подходил и притрагивался мужчина, она тут же оборачивалась и немедленно била его в лицо[3].
Когда Сьюзен было 14 лет отец умер от последствий алкоголизма. Вскоре после этого она тяжело заболела; перенесла приступ язвенного колита и некоторое время была при смерти. Сьюзен говорила, что болезнь совершенно «демистфицировала тело в её сознании»[6]. От отца Сьюзен унаследовала любовь к книгам и ненависть к профессии медика (он называл врачей «шарлатанами»). Отсюда же — её глубокое презрение к алкоголикам и наркоманам (пользователей героина она называла «такими же алкоголиками — скучными и раздавленными»)[3].
Сьюзен в юности была одинока; слушала музыку Дэвида Боуи, Лу Рида, Roxy Music, T.Rex, The Velvet Underground, The Stooges, и посещала местную гей-дискотеку. Здесь сказалось влияние старшей сестры: та училась в художественном колледже и общалась со многими мужчинами нетрадицинной сексуальной ориентации. Геи стали первыми мужчинам в жизни Сьюзен, с которыми она стала чувствовать себя комфортно, освобожденной от ожидания сексуальной агрессии или пьяного хамства[3].
К середине 1970-х годов Сьюзен стала одной из самых заметных фигур в только нарождавшемся панк-сообществе. Во многом именно Сьюзен повлияла на развитие панк-имиджа своими одеяниями, в которых использовались глэм- и фетиш-атрибутика. Однажды она вошла в автобус в прозрачной юбке, потребовала себе за это 50%-ю скидку и получила её. В другой раз вошла в винный бар Pips в Бромли — с приятелем по имени Берлин, ведя его на поводке, в собачьем ошейнике. Некоторое время Сюзен хотела стать моделью, но для такой работы выглядела слишком необычно. Она подумывала о карьере секретарши, но дело кончилось работой в клубе. В одном из заведений Бромли, на пати, где кокаин предлагалось «снюхивать» с вращавшихся пластинок, на официанте-Сьюзи, вооруженной кожаной плетью, был лишь пластиковый фартук, и больше ничего[3]. При этом мужчины не осмеливались к ней и приблизиться, настолько угрожающе она выглядела. Как писал позже «Гардиан», «…где-то между прогулками по Стрэнду[~ 1] и первым знакомством с альбомом Патти Смит Horses Сьюзен Баллион превратилась в Siouxsie»[3].
В середине 1970-х годов появился термин «Контингентом Бромли» (англ. Bromley Contingent): так журналистка Кэролайн Кун назвала группу эксцентричных подростков, фанатов Sex Pistols, которые в каком-то смысле на развитие панк-имиджа повлияли не меньше, чем сама группа. В числе участников «контингента» были Сьюзи и Стив Северин. Сьюзи вспоминала: мать ночные похождения дочери волновали лишь в том смысле, что дочь в чулках-сеточках и на шпильках замёрзнет («Возьми свитерок», — постоянно повторяла она)[3].[~ 2]
В сентябре 1976 года Bromley Contingent направился во Францию сопровождать Sex Pistols. Здесь Сьюзи подверглась физическому нападению со стороны некоего араба — за повязку со свастикой, которую носила на руке. Впоследствии она говорила, что нацистская атрибутика была призвана «шокировать буржуазию» и не имела целью сделать конкретное политическое заявление[7]. В этом был элемент чёрного юмора. «Нацисты были не только антисемиты, они были анти-все-кто-непохож-на-других, они были анти-такие-как я», — замечала она. Режиссёр Джон Мэйбери[~ 3] рассказывал, что видел её со свастикой на концерте Sex Pistols и — «это была фантастика». «Следует помнить, что первые панки были студентами арт-колледжей, склонными к диким шуточкам… Свастика ушла впоследствии как результат политической чистки, но тогда это было очень весело, портить <таким образом> людям настроение»[3], — замечал он.
Позже, чтобы защититься от обвинений в сочувствии к нацистам, Сьюзи написала песни «Metal Postcard (Mittageisen)», посвящённая художнику-антифашисту Джону Хартфилду, а также «Israel», песню, которая была выпущена синглом.
Впервые на телевидении Сьюзен появилась в декабре 1976 года в программе Today, куда ведущий Билл Гранди пригласил Sex Pistols. Именно попытка ведущего флиртовать со Сьюзен вызвала резкую реакцию участников группы: Стив Джонс обозвал ведущего «грязным ублюдком» (англ. dirty fucker)[8], и это — наряду с некоторыми другими репликами участников — прозвучало в прямом эфире. Малкольм Макларен рассказывал (критику Джону Сэвиджу): «Когда мы вошли в Зеленую комнату, там находились Стив (Джонс) и Сьюзи: они хватали трубки беспрестанно звонивших телефонов и кричали: Да, это Thames, отойди от телефона, тупой старый п***н»[9]. В комнату ворвался через вращающиеся двери шофер EMI: «За мной, ребята, срочно вывозим вас. Сейчас здесь разразится буря!»[3] Последовавший скандал во многом сформировали отношение к Sex Pistols и панк-року в консервативных общественных кругах. «С этого дня всё изменилось: прежде была музыка, теперь начались — СМИ»[3], — вспоминал Джонс.
В сентября 1976 года Сьюзи и Стив Северин образовали Siouxsie and the Banshees. Они и прежде планировали создать коллектив с Билли Айдолом, но тот «изменил» проекту, присоеднившись к Chelsea (затем — к Generation X). Спонтанный дебют группы состоялся 20 сентября 1976 года на сцене лондонского 100 Club в рамках 100 Club Punk Festival, организованного Макольмом Маклареном, по предложению которого за ударные и был усажен Сид Вишес. Выступление было неотрепетированным: у группы не было репертуара, и базовой стала композиция на тему молитвы «Отче наш», которую Сьюзи помнила наизусть[10].
«Стена шума» иллюстрировала отношение музыкантов к музыке: никто из них не умел ни на чём играть.[~ 4] Группа двадцать минут импровизировала на тему «Отче наш» и сошла со сцены просто потому, что это занятие ей наскучило. Сьюзи говорила, что и в мыслях не держала когда-нибудь зарабатывать себе этим на жизнь. Один из обозревателей назвал выступление группы «невыносимым». «Она была великолепна»[3], — написала о Сьюзи Кэролайн Кун.
Первым коммерческим успехом группы стал выпущенный два года спустя сингл «Hong Kong Garden», ставший хитом и получивший высокие оценки критиков, в частности в NME[11]. Cтоль же восторженно был встречен дебютный альбом группы[12]. Впоследствии еженедельник называл пластинку одной из лучших в истории, ставя её в один ряд с Horses, альбомом Патти Смит[13].
В 1983 году Сьюзи и Баджи образовали сторонний проект Creatures (дебютировавший с Wild Things EP), дуэт, в своих музыкальных экспериментах в большей степени полагавшийся на ритмические структуры и этнические мотивы. К концу 1980-х годов Сьюзи Сью окончательно изменила имидж, сделавшись по-голливудски грандиозным, «недосягаемым образом», исполненным «холодной сексуальности» и «вампирического великолепия»[4].
Начиная с середины 1990-х годов Сьюзи регулярно сотрудничала с другими музыкантами. В 1994 году она записалась дуэтом с Моррисси: синглом была выпущена «Interlude», кавер-версия песни, первоначально исполненной Тими Юро.
В 1995 году Сьюзи выпустила песню «The Lighthouse», которая вошла в альбом французского продюсера Эктора Зазу Chansons des mers froides(англ. Songs from the Cold Seas). В основу текста было положено стихотворение английского поэта Уилфреда Уилсона Гибсона.
В феврале 1998 года Сьюзи в дуэте с Джоном Кейлом, организатором фестиваля With a Little Help From My Friends, прошедшего в клубе Paradiso, Амстердам, исполнила свою прежде не издававшуюся песню «Murdering Mouth». Союз обоим исполнителям показался столь удачным, что они решили провести летом того же года совместные гастроли по США.
В 2003 году Сью написала песню для Basement Jaxx, «Kish Kash»: она вошла в одноименный альбом и получила Грэмми в категории ance/electronic.[14].
В 2004 году Сью провела первое турне как сольная исполнительица, исполняя песни Banshees и Creatures. Записаный на последнем, лондонском концерте DVD Dreamshow при участии Millennia Ensemble, вышел в августе 2005 года и возглавил британские DVD-чарты.[15].
В 2007 году Сьюзи выпустила первый сольный альбом MantaRay 2007, поднявшийся до # 39 в UK Albums Chart и получивший высокие оценки критиков[16][17][18].
В 1991 году Сьюзи вышла замуж за Баджи, барабанщика Siouxsie & the Banshees. Год спустя супруги переехали на юго-запад Франции[19]. В августе 2007 года Сьюзи в интервью Sunday Times объявила о разводе.
Сью, Сьюзи.