Такмак | |
Направление: |
баширская народная музыка |
---|---|
Истоки: |
народный жанр |
Место и время возникновения: |
18 век |
Годы расцвета: |
20 век |
Родственные: | |
Узун-кюй, кыска-кюй, частуушки |
Такмак (таҡмаҡ) - жанр баширского музыкально-поэтического фольклора.
Образцы такмака вперые записаны в конце 19 века С.Г.Рыбаковым и описаны в книге “Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта”. Первые запись на фонограф осуществлены в 1929—1931годы И.В.Салтыковым. Первые публикации - в книге “Башкорт халк йырдары”.
Такмак использовали во время обрядов исуеления, как песенные вставки, в эпосах (“Караюрга”) и сказках о животных (“Дүрт дуҫ” — “Четыре друга”), во время плясок.
Испоняются в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), предметов быта (ложка, скалка, ведро, поднос).
Такмак исполняется в речитативном и песенно речитативномй мелодическом стиле. Поэтические тексты такмака - четверостишия с разделяющимися на двустишия из 8—7 слогов, реже трёхстишия. Текстам соответствуют 2 частные напевы, опирающиеся на. ангемитонные звукоряды и имеющие амбитус в пределах октавы, реже — децимы.
Такмаки различаюся на восхваляющие (“Карабай”), высмеивающие (“Сонайым”), такмаки -приглашения на танец (“Бейер ул” — “Спляшет он”); по связи с обрядовым или игровым действиями — свадебные (“Йыуаса” — “Юаса”, “Сыбыртҡылау” — “Ритуальное изгнание гостей”) и хороводно игровые (“Ай, дубр, дубая”, “Аҡ стакан” — “Белый стакан”, “Косилка, молотилка”, “Сума өйрәк, сума ҡаҙ” — “Ныряет утка, ныряет гусь”, “Шэл бэйлэнем” и т.д.).
Башҡорт халыҡ ижады. Йырҙар. 2 се кит. Өфө, 1977; Баимов Б.С. Башкирские народные такмаки. Уфа, 2001.
http://xn--p1acf.xn----7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/prosmotr/2-statya/3729-takmak
Такмак (жанр).