Термоплан — проект огромного дирижабля гибридного типа, прототип которого был построен на Ульяновском заводе
Содержание |
В конце 80-х — начале 90-х в России появился проект «Термоплан», особенностью которого являлось использование для создания подъёмной силы помимо гелиевой секции дирижабля и секции с воздухом, нагреваемым двигателями (идея высказанная К.Э.Циолковским в 90-х гг. XIX века). Благодаря этому был снижен вес непроизводительного балласта на 70-75 % в сравнении с дирижаблями других конструкций и повышена экономичность. Этому дирижаблю не нужны закрытые эллинги и причальные мачты, что резко снизило бы стоимость обслуживания. Дискообразная форма корпуса позволяет осуществлять полет при боковом и встречном ветре в 20 м/с.
В конце 1980-х комиссия экспертов Госплана предложила программу освоения труднодоступных районов Крайнего Севера и Сибири с помощью дирижаблей комбинированного типа. Проект получил название «Термоплан». В 1991 году на Ульяновском авиазаводе был собран прототип этого устройства — эллипсоидный аэростат диаметром 40 и высотой 16 метров. Он имел название АЛА-40. Внутри жёсткого корпуса было два отсека, один для гелия, другой для отработанных выхлопных газов двигателей. Развал СССР и последовавший экономический кризис привели к окончанию финансирования этого проекта[1].
Прошло почти 30 лет прежде, чем к проекту обратились вновь. Необходимость транспортировки больших грузов на дальние расстояния может вернуть в использование дирижабли. Проект «Локомоскайнер» является продолжением проекта «Термоплан».
Спроектированы аппараты грузоподъёмностью 4, 40, 60, 120, 240, 600 тонн, предполагают использовать для перевозки грузов и пассажиров, аэрогеографической разведки, мониторинга и контроля[2].
В течение 2010 года компания рассчитывает изготовить экспериментальный образец аппарата на имеющейся в Ульяновске промышленной базе[3].
Прототип термоплана
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Термоплан.