Тигран Геворгович Чухаджян Տիգրան Գեւորգի Չուխաճյան |
||
Основная информация | ||
---|---|---|
Полное имя |
Тигран Геворгович Чухаджян |
|
Дата рождения | ||
Место рождения | ||
Дата смерти | ||
Место смерти | ||
Страна | ||
Профессии |
композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог |
|
Жанры | ||
Награды |
|
Тигра́н Гево́ргович Чухаджя́н (арм. Տիգրան Գեւորգի Չուխաճյան[1], 1837, Константинополь — 11(23) марта 1898, Измир) — армянский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог[2], основатель армянского оперного искусства[2][3][4][5], армянского музыкального театра[6], один из основателей армянской национальной профессиональной музыкальной школы[7]. Автор первой оперы и оперетты в музыкальной истории Востока[8][9][10], основатель музыкального театра на Ближнем Востоке[2][11][12].
Содержание |
Родился в округе Пера (тур. Pera), Константинополь, в семье дворцового часовщика[11][13]. Его отец, Геворг, был любителем искусства, всячески поддерживал талантливого сына в стремлении получить музыкальное образование[14]. Уже в возрасте 15-16 лет молодой Чухаджян привлёк внимание музыкального сообщества своим исполнением фортепианных композиций[14]. В дальнейшем развитию его музыкальных способностей способствовал композитор Габриэль Еранян. Профессиональное музыкальное обучение началось под руководством итальянского пианиста Ч. Мандзони[15], у которого Чухаджян брал уроки фортепиано и теории музыки в течение нескольких лет. По совету последнего он отправился в Италию для совершенствования образования — в 1861—1864 учился в Милане[6][16]. Так Чухаджян стал одним из первых армянских композиторов, получивший высшее музыкальное образование в Европе[11]. Через некоторое время после возвращения из Италии композитор женился на певице Аник Абазян. С этого периода занимался также преподавательской деятельностью.
В 1860-х годах начал бороться вместе с другими передовыми представителями армянского населения Турции за развитие своей национальной культуры являясь главой прогрессивно настроенных музыкантов-армян, которые пропагандировали передовую европейскую музыкальную культуру, формы организации музыкального образования а также музыкально-общественной жизни[17]. Принимал участие в организации армянских музыкальных обществ, в частности, сотрудничал с музыкальной организацией «Армянская лира»[6] — первой в своем роде в музыкальной истории Ближнего Востока[18], и вместе с Габриэлем Ераняном участвовал в организации музыкального журнала «Армянская лира» (1861—1864)[2]. Принимал активное участие в организации общедоступных концертов, читал лекции[19], руководил армянским оркестром округа Хасгюх Константинополя.
В 1872 году Чухаджян становится основоположником армянского музыкального театра[6]. С 1877 года возглавлял музыкально-театральную труппу[11]. Организовал «Театр оттоманской оперы», которая позже была названа «Армянская труппа турецкой оперетты»[20]. Сотрудничал с музыкальным театром «Гусанергакан», особо плодотворным было однако его сотрудничество с театром «Аревелян татрон» (Восточный театр) Акопа Вардовяна[21], музыкальным руководителем которого он был в течение нескольких лет[22]. В 1891—1892 годах композитор побывал в Париже, где были поставлены его оперетты. Французская пресса называла его «восточным Оффенбахом»[21].
В 1896 году Чухаджян, из-за усилившихся антиармянских репрессии[23], вместе с семьей переехал из столицы в Измир. Вскоре после этого он скончался от рака в возрасте 61 года. Из-за скоротечной болезни и кончины композитора его последнее музыкально-театральное произведение остаётся не завершённым[24]. В последние годы жизни жил в нищете[25], похороны Чухаджяна были организованы «Обществом для нуждающихся». О его смерти армянская газета «Мшак» с горечью писала: «Смерть в бедности и славные похороны»[14].
Одна из его учениц так описывает Чухаджяна:
«Он отличался от всех, кого я знала. Он никогда не носил феску в помещении, его седеющие волосы напоминали о Бетховене. Он обладал неповторимым характером, горделивой осанкой и изящными манерами. Он хотел, чтобы его студенты вкладывали в игру всё сердце и душу. Альтруист и скромный человек, он всегда носил темно-серый фрак…»[14]— (Massis weekly, may 31, 2008)
По случаю подписания Сан-Стефанского мира Чухаджян был награждён орденом святого Станислава императором всероссийским Александром II[23][26].
Похоронен в армянском кладбище Измира. Через два года после кончины композитора его ученик А. Синанян ставит над могилой Чухаджяна его мраморный бюст.
Тигран Чухаджян оставил значительное творческое наследие — несколько опер и оперетт, первые камерные, симфонические и фортепианные[27] сочинения в армянской музыке[28], а также песни и романсы, музыку к драматическим спектаклям. Его фортепианные пьесы охватывали различные жанры и формы такие как развернутые фантазии, парафразы, фуги и танцы, хотя наиболее многочисленны были пьесы танцевального характера[27]. Среди других произведений «Большой вальс», «Ориентальная лира» и некоторые другие по своей импровизационности и виртуозности близки к характеру парафраз и фантазий романтической музыки Листа и Тальберга[27]. Чухаджян стремился овладеть наиболее необычными музыкальными жанрами и формами[14]. В своих произведениях композитор мастерски сочетает методы европейского музыкального выражения с ладомелодическими элементами западноармянской городской народной музыки, армянской духовной музыки[29], с мелодиями восточной музыки в целом, проявляя высокое мастерство полифонии. Именно в творчестве Чухаджяна впервые в армянской музыке появились самостоятельные полифонические формы[27]. Считается, что в его музыке еще не присутствуют мелодии армянского народного фольклора — деревенских народных песен и т.д.. Это движение в армянской классической музыке начинается только с 1880-х годов[8].
Будучи широко одарённым композитором, Чухаджян ходил по улицам города, слушая и отмечая фрагменты мелодий и ритмические мотивы для использования их в своих произведениях[21]. В формировании его музыкального стиля значительное влияние оказала школа итальянской оперы и французская оперетта[21]. В 1868 году Чухаджян пишет оперу «Аршак II» — первую армянскую национальную оперу[11][30][31].
Начиная с 1870-х годов Чухаджян работает над музыкальными комедиями, опереттами. В них композитор тонко скрывает национальные, социальные и политические намёки, вынося на первый план бытовые и сатирические элементы, романтические переживания. Именно в опереттах особенно отмечается влияние армянского городского музыкального фольклора. Он начинает сотрудничать с армянскими и итальянскими либреттистами, в частности с Т. Наляном, Алборето и другими. В 1872 году на основе сюжета «Ревизора» Гоголя композитор пишет оперетту «Ариф» (либретто на турецком языке) — первую в истории армянской классической музыки, в 1873 году оперетту «Кёса кёхва» («Плешивый староста», автор либретто Геворг Рштуни), который был поставлен в том же году в театре Вардовяна. «Кёса кёхва» уже в первый период был поставлен более чем в 60 раз[14]. Наиболее популярной его опереттой становится «Леблебиджи», работу над которой Чухаджян завершает в 1875 году. Большую популярность этим опереттам принесли лиризм музыки, стремительность развития действия и остроумие, живость и меткость характеристик[32]. Как отмечает Е. Барварт в своих опереточных произведениях Чухаджян носил влияние западноевропейских мастеров оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и Ф. Зуппе[25]. Согласно «Оксфордскому оперному словарю» в этих произведениях ощущается армянский быт и нравы своего времени[15]. Многие его произведения были опубликованы уже в 1870—1880-х годах[21]. В 1890 году композитор завершает работу над оперой-феерией «Земире»[16]. Большинство этих произведений ставилось при его жизни[32]. Симфонические произведения Чухаджяна исполнялись также оркестром Синаняна[33]. В 1897 году в армянской прессе появляется информация о завершении Чухаджяном оперы «Индиана»[6][34]. Начиная с периода миланской учёбы, на дальнейшее творчество композитора большое влияние оказала музыка Дж. Верди.
Музыкальный критик Адольфо Талассо о творчестве Чухаджяна пишет:
«Тигран Чухаджян был первым композитором, который применил европейскую музыкальную технику к восточной музыке. Его высоко оригинальные идеи, свежесть музыкального языка, яркость оркестровки — всё пропитано светом Востока. Его композиции полны власти и очарования, отличаются своим совершенством гармонии и взаимодополнения»[21]— (Revue Theatrale, 1904 Paris, No. 16 )
Он является также автором музыкальной драмы «Алексиназ» из истории сербско-турецкой войны[32]. Согласно музыкальному критику П. Хертеленди, Чухаджян главным образом являлся композитором бельканто. Своими музыкальными влияниями его творчество колеблется между Беллини и Бородиным становясь истинной смесью Востока и Запада. Композитор сосредотачивается в основном на дуэтах и ариях, редко излагая детали драматических моментов[35].
Согласно авторам «Краткой истории оперы»[3] и «Оксфордского оперного словаря»[15], являясь активным сторонником освобождения Армении от турецкого ига, Чухаджян внёс дух национализма в свое искусство.
Опера «Аршак II» — первая армянская национальная опера[12][15][28][30][32][36] и крупнейшее[6] произведение Чухаджяна. Работу над оперой композитор закончил в 1868 году в Константинополе, автор двуязычного (армянский, итальянский) либретто поэт и драматург Товмас Терзян, опера издана в 1871 году[37]. По своему стилю либретто Терзяна относится к лирико-драматическому жанру. Записка о завершении оперы в книге Терзяна на итальянском языке обозначила рождение армянской национальной оперы[21].
Первая постановка осуществилась 10 марта 1868 года[38] (произведение исполнялось в отрывках[15]) в театре «Наум» итальянской оперной труппой. Композитор планировал поставить оперу целиком в следующем 1869 году[24], однако как из-за неблагоприятных условий Османской империи[39], так и из-за отсутствия нужных материальных ресурсов, осуществить эту идею не удаётся. При жизни автора отдельные номера из оперы звучали в концертном исполнении[32] в Константинополе (исполнялось под названием «Олимпия»), Венеции и Париже[21]. В 1873 году фрагменты из оперы[16] были представлены в Всемирной выставке в Вене[40].
Монументальный «Аршак II» написан в традициях итальянской историко-романтической оперы первой половины XIX века — Россини, Беллини и особенно раннего Верди[19][32]. Воплощая лирическую идею либретто, Чухаджян тонко раскрывает также героические и драматические линии оперы. Главные действующие лица ― царь Великой Армении Аршак II, царица Олимпия, княгиня Парандзем, князя Гнел, Тирит и другие[41]. Сюжет из истории Армении основан на сведениях древнеармянских историков Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бузанда[42]. Действия разворачиваются в 365—367 годах в Армавире в эпоху сложных взаимоотношений Великой Армении, Персии и Рима. Музыкально-литературной идеей опера отражает также стремление армянского народа XIX века к национальному и социальному освобождению[32]. По своему жанру «Аршак II» относится к европейской «большой опере» (Grand opera), где используется большой симфонический оркестр, хоровой и духовой ансамбль, развёрнутые массовые сцены.
После смерти Чухаджяна его оригинальные рукописи были отправлены в Армению в 1920 годах его вдовой А. Абазян[43]. Они были обнаружены музыковедом Г. Тиграновым в 1942 году[44], после чего началась вторая жизнь этого произведения. Целиком опера была представлена широкой публике 29 ноября 1945 года[45]. Для новой постановки либретто оперы было обработано А. Гулакяном, дирижёром выступил М. Тавризян. «Аршак II» был поставлен в Неаполе, Вене и других городах мира[46]. В 1956 году опера была поставлена в Большом театре Москвы[46]. В 2001 году «Аршак II» был поставлен в США[47].
Музыкальный руководитель оперы Сан-Франциско, музыковед Клифорд Кранна пишет об «Аршаке II»:
«Своими бесподобными дворцовыми переворотами, попытками убийства и любовной враждой опера „Аршак II“ предлагает всё, что можно ожидать от настоящей драмы.»[47]
Говоря об «Аршаке II» музыкальный критик Д. Стивенс отмечает влияние итальянской оперы середины XIX столетия, подчеркивая сильную лирическую выразительность произведения и идиому с творчеством Верди[48].
«Земире» — последняя масштабная опера Чухаджяна, написана в 1890 году[16]. Автор либретто — Тигран Келамджян. Опера состоит из четырёх действий. В основе сюжета лежит арабская сказка. Первоначальное название — «Ebudia e Zemire».
Опера поставлена в Константинополе силами французских и итальянских трупп[11]. Впервые «Земире» была полностью представлена 12 апреля 1891 года во французском театре «Concordia»[3][49]. Несколькими годами позже был сделан итальянский перевод (Т. Франсини) для европейской премьеры оперы. Есть данные о постановке оперы итальянской театральной компанией в театре «French Palais de Crystal Theater» в 1894 году Томассо Франсини. Согласно сообщениям тогдашней константинопольской прессы, планировалось также поставить произведение в Вене, а затем в Париже, однако эти планы остаются не осуществлёнными[49]. Несмотря на успех «Земире», она не приносит автору материального благополучия.
Опера-феерия содержит элементы комедии и относится к жанру semiseria, то есть «полусерьезному». «Земире» — трогательная история любви с фантастическим сюжетом, где присутствуют и такие персонажи, как мистические творения и всемогущий Великий волшебник. Главные действующие лица: Земире (дочь вождя племени Бенезар), Эбудия (Великий волшебник), Элсантур (сын вождя племени Эбулгана) и другие[49]. В 1965 году Б. Саккилари была сделана попытка поставить произведение в Ереване. Были записаны также отдельные фрагменты оперы[50]. В 2008 году «Земире» была поставлена в США[51]. Данная постановка стало первой полноценной постановкой оперы через более чем столетнего перерыва[52].
«В течение всего представления со мною оставался чувство восхищения к огромному опыту и мастерству Чухаджяна, как он владеет оперным жанром и проникает его самые глубины …»
Как отмечают Э. Уегель Уильямс и Д. Джай Гроут, премьера «Земире» в Константинолопе практически стало началом развития традиций оперного искусства в Турции[3].
Наименее известное из оперных произведений Чухаджяна, по разным мнениям написано в 1897-ом[34] или во второй половине 1870-гг.[53]. Либретто Иозефа (Овсепа) Язычяна[53], написано по мотивам одноименного произведения Абуюлхак Гамида[53]. По своему жанру «Индиана» — патриотическая опера[53], по мнению музыковеда А. Асатрян, один из лучших произведений композитора[53]. Рукописи оперы хранятся в архиве Чухаджяна Ереванского музея литературы и искусства[53]. Опера изучена также музыковедами Г. Степаняном[23] и М. Мурадяном[54].
«Леблебиджи» («Продавец гороха») — вторая и самая популярная оперетта Чухаджяна, написана в 1875 году[11]. Автор либретто — Тагвор Налян. Произведение первоначально была исполнена на турецком языке, для обхода официальной цензуры, хотя либретто оперетты была переведена на армянский язык уже при жизни Чухаджяна[20]. Премьера оперетты произошла 17 ноября 1875 года в театре «Français»[20]. Сразу после первой постановки оперетта имела огромный успех, в Константинополе и в Закавказье была исполнена более чем 100 раз[14]. Произведение сочетает черты бытовой комедии с социальной сатирой на буржуазно-аристократическое общество XIX века. Популяризации «Леблебиджи» и других оперетт Чухаджяна способствовала также профессиональная опереточная труппа Серовбе Бенкляна (Пенкляна)[55] — организатора (совместно с Чухаджяном[55]) первой на Ближнем Востоке постоянно действующей профессиональной опереточной труппы[56][57]. В начале XX века оперетта была переведена на греческий и немецкий языки[58]. «Леблебиджи» была представлена на разных сценах Франции, Египта, Балкан, Ближнего Востока и других регионов, принося автору общественное признание[14][32].
В 1943 году Т. Сарьяном оперетта была впервые поставлена в Армении. Тогда же был предложен новое название произведения — «Каринэ». Были переименованы также имена главных героев и героинь кроме Гор-гор ага.
В 2011 году оперетта была показана в знаменитом марсельском театре «Одеон»[59].
Чухаджян — автор ряда музыкальных произведений для театральных постановок и пьес. Его сочинения, национальные по тематике и по музыкальному языку, проникнуты патриотизмом. Наиболее известны его музыкальные произведения для спектаклей «Роза и лилия» П. Дуряна, «Ара Прекрасный, или Любовь и родина» Т. Галемчяна, «Сандухт» Т. Терзяна, «Трдат Великий и Григорий Просветитель» С. Тхляна. В этом периоде его творчества особенно примечательна музыка для постановки «Вардан Мамиконян — спаситель Отчизны» (1867) Р. Сефечяна, представление которой превратилось в политический митинг против режима, существовавшего в Османской империи. Согласно Е. Барварт произведение «Мы есть сыны армянской нации» также являлось протестом против турецкого господства[25]. Его «Театральная песня» получает значение и ценность манифеста армянского театра. Чухаджян также автор романса «Весна»[60] (на слова М. Пешикташляна), одного из первых в армянской классической музыке[31], и «Марша зейтунцев», получившего значение гимна национально-освободительной борьбы[7]. Согласно А. Асатрян это произведение было представлено Арамом Хачатуряном в качестве варианта гимна Армянской ССР[7]. Тема национально-освободительной борьбы занимала важное место в творчестве композитора. Ш. Перинчек отмечает:
«Марш Гамидие», написанный Чухаджяном, был направлен, в основном, против султанского режима. «Родина или Силистра», «Эгейские народные марши» также написаны этим композитором[61].
Автор «Реквиема» в память константинопольсого армянского патриарха Нерсеса Варжапетяна. Кроме того, его перу принадлежит комическая опера «Зейбеглер», рукописи которой, впрочем, ныне утеряны[62].
Из симфонических и фортепианных произведений известны его «Гавот» (для скрипки, виолончели, фортепиано и гармониума), «Четыре фука» (для струнного оркестра и квартета)[63] «Аве Мария» (фортепиано)[64] и так далее. Его фортепианные произведения были изданы уже в 1870—1880-е годы[27]. Наиболее известная токката «Cascade de Couz» была опубликована в Константинополе в 1887 году[65].
Из произведений Тиграна Чухаджяна впервые был экранизован «Леблебиджи» в 1916 году польским режиссёром еврейского происхождения Зигмундом Вейнбергом и Фуатом Узкинаем[66]. Этот фильм стал одной из первых работ в истории кинематографа Турции[67]. В 1923 году фильм по «Продавцу гороха» был снят Мухсин-Беем Эртугрулом[68]. В 1934 году тем же режиссёром была сделана новая экранизация «Леблебиджи», причём картина получила второй приз Венецианского кинофестиваля[61].
Первая экранизация произведений композитора в Армении была осуществлена в 1954 году созданием музыкального фильма «Армянский киноконцерт». Наряду с операми «Алмаст», «Ануш», балетом «Гаяне», в фильме впервые были сняты отрывки из оперы «Аршак II»[69].
В 1967 году режиссёром Арманом Манаряном была предпринята первая в Армении экранизация оперетты «Леблебиджи» под новым названием «Каринэ»[70]. Вокальные партии главных героев исполняли Гоар Гаспарян и Тигран Левонян. Фильм насыщен национальным колоритом константинопольских армян, представляется как весёлая и живая комедия-буфф[71]. В 1970 году в студии киноактера «Мосфильм» фильм был дублирован на русский язык.
В 1988 году по заказу Центрального телевидения Гостелерадио СССР Тигран Левонян создает полную экранизацию оперы «Аршак II» (2 серии)[72].
После смерти Тиграна Чухаджяна многие его рукописи и партитуры были разбросаны по разным странам мира. Усилиями Ереванского музея литературы и искусства им. Чаренца, а также Института искусства АН Армении эти ценные рукописи были собраны в Армении.
Чухаджян боролся за развитие национальной культуры[19], наряду с Комитасом, Спендиаровым, Хачатуряном, признан одним из наиболее видных деятелей в армянской музыке[14]. Будучи одним из крупнейших армянских композиторов XIX века[27] и крупнейшим композитором эпохи среди западных армян[13] он решил одну из важнейших творческих проблем своего времени — создание национальной оперы[32] а также сыграл прогрессивную роль в создании армянской национальной музыкальной школы[27]. Его оперные произведения сыграли важную роль в истории развития музыки всего Востока и армянской классической музыки в частности. Опера «Аршак II» ознаменовала начало профессионального оперного искусства как в армянской музыке, так и на всём Ближнем Востоке[8]. Тигран Чухаджян — основоположник армянского музыкального театра, и в то же время создатель музыкального театра в Османской Турции и в целом на Ближнем Востоке[2][12]. Чухаджян внёс значительный вклад в развитии традиции оперного искусства в Турции[3][73][74][75].
В Армении его именем названы улицы и музыкальные школы. Во Франции действует исследовательский центр «Тигран Чухаджян», который занимается популяризацией произведений композитора в Европе[76][77].
«Тигран Чухаджян является одним из титанов армянской национальной музыки. Признанный как отец армянской оперы, он стал первым среди армянских музыкантов использовавший классические западные стандарты в своих музыкальных произведениях.»— Анкине Кешишян-Мурадян [14]
Вклад Чухаджяна в том числе в развитие турецкой культуры в своё время оценили представители прогрессивной турецкой интеллигенций. В 1872 году, после премьеры оперетты «Ариф» видный турецкий поэт и журналист Намык Кемаль писал в газете «Ибрет»:
Это — первая работа на нашем оперном языке. Его строение красива и его музыка прекрасна. Турецкий язык подходит для музыкальных произведении. Композиции придана форма соответствующая его лирике. Мы содействуем Гюллу Агоп — основателю оттоманского театра, авторов лирики и музыки оперетты Альберто и Тиграну Чухаджяну за их усилия а также актёров за мастерскую постановку.
Жизни и творчеству Чухаджяна посвящены отдельные исследования Н. Тагмизяна, А. Асатряна, Г. Тигранова, Г. Геодакяна, М. Мурадяна, Г. Степаняна и др..
Среди учеников Тиграна Чухаджяна был будущий языковед, академик Грачья Ачарян[79].
Оперные произведения Тиграна Чухаджяна | |
---|---|
Оперы | Аршак II • Земире • Индиана |
Оперетты | Леблебиджи • Ариф • Кёса кёхва |