«Тояма-Мару» | |
---|---|
«富山丸» | |
Флаг | |
Класс и тип судна | Пассажирское |
Спущен на воду | 20 марта 1915 |
Введён в эксплуатацию | 11 июня 1915 года |
Выведен из состава флота | 29 июня 1944 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 18.500 т |
Длина | 135,64 м |
Ширина | 17,68 м |
Осадка | 8,12 м |
Скорость хода | 10 узлов (крейсерская 14,5) |
Экипаж | 63 чел. |
«Тояма-Мару» (яп. 富山丸) — японское сухогрузное судно, построенное в 1915 году на заводе Russell & Company для Nihon Yunsen.
Во время Второй мировой войны передано флоту, использовалось как войсковой транспорт. Потоплено 29 июня 1944 года американской подводной лодкой «Sturgeon».[1].
В 1913 году Япония заключила контракт с британской фирмой Russel на покупку четырёх сухогрузных судов по проекту компании Nihon Yunsen и постройку согласно с тем же проектом других судов, которые были бы конструктивно приспособлены к быстрому переоборудованию в десантный корабль (посредством установки носовых люков и аппарели). При тоннаже 7500 брт, эти суда должны были развивать скорость в 11 узлов.
Из шести судов на верфи фирмы Russell были построены «Такада-Мару», «Цусима-Мару» и «Тоёока-Мару»; фирма Kawasaki — «Тоёхаси-Мару» и «Токуяма-Мару». «Тояма-Мару» строился в Нагасаки на верфи Мицубиси. Постройка серии была завершена в 1915 году, затем эти суда несли службу на европейских маршрутах. Во время Первой мировой войны они перевозили продовольствие и боеприпасы для стран Антанты.
Поскольку названия всех перечисленных судов начинались с «Т» в дальнейшем так был назван целый тип судов, строившихся для других японских фирм с некоторыми отклонениями от проекта.
Далее, до 1930 года эти суда базировались в Сиэттле. С 1933 «Тояма-Мару» ходил в Бомбей, а затем по маршруту Кобе-Сурабайя и в 1937 был продан токийской компании Nanyo Kaiun.
С сентября 1941 года судно было передано армии и осуществляло войсковые перевозки (чему способствовало наличие десантного отделения площадью 578 кв.м.) во все южные районы Тихого океана, в частности, в Сёнан (Сингапур).
Также оно участвовало в перевозке 500 канадских военнопленных из Такао (на Формозе) в Японию для использования их принудительного труда в декабре 1943 года.
Когда, в соответствии с замыслом Императорской ставки, решено было укрепить оборону островов Нансэй, необходимые подкрепления планировалось перебросить с острова Окинава, в частности, часть подразделений 45-й пехотной и 44-й отдельной смешанной бригад вместе с их вооружением и грузовыми машинами. В этой операции участвовало 12 судов (общим тоннажем 23777 брт), в том числе и «Тояма-Мару», на котором разместили 4600-6000 солдат и офицеров, загрузили покрытие для взлётной полосы и 1500 бочек с бензином (которые разместили на палубе). 27 июня 1944 года эти судна вышли из порта Кагосимы по направлению в Надзе. 29 июня, в 7 часов 25 минут (по токийскому времени), к востоку от Токуносимы, «Тояма-Мару», как наибольшее судно конвоя, было атаковано американской подводной лодкой «Sturgeon». По судну было выпущено 4 торпеды, и которых попали три, поразившие среднюю часть трюма, машинное отделение и нос судна. Кроме этого, от взрывов вспыхнул бензин на палубе, растёкшийся затем по воде, что существенно затруднило спасение людей, пребывавших на борту судна.
Известны имена 3874 погибших военных и 53 членов экипажа. Спаслось лишь около 600 человек; считается что погибло до 5500. Ставка засекретила информацию об этой трагедии, как и о гибели других судов, сопровождавшихся значительными потерями личного состава флота и армии.
29 июня 1964 года в Камэтоку (Токуносима) был возведён военный мемориал, а 20 лет спустя, 30 июня 1985 года памятный знак установлен в населённом пункте Кония.
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Тояма-Мару.