Трейнсёрфинг (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), также именуемый трейнхоппинг, трейнхоп (от англ. train hop — запрыгивание на поезд), наружная езда или зацепинг[п 1] — способ передвижения, заключающийся в проезде с внешней стороны поездов, трамваев и других рельсовых транспортных средств на крышах, тормозных площадках, в открытых кузовах (у товарных вагонов) или на элементах наружной арматуры подвижного состава (автосцепных устройствах, буферах, поручнях, подножках, розетках и т. д.), «зацепляясь» руками или специальным снаряжением за кузов или наружную арматуру вагона. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами», «трейнхопперами» или «зацеперами». Проезд снаружи грузовых поездов также именуется термином фрейтхоп (англ. freight — грузовой), при этом стоит заметить, что понятие трейнхоп нередко путают с ним и употребляют только для обозначения проезда на грузовых поездах, хотя оно может употребляться для обозначения любой наружной езды на поезде.[1] Сам трейнсёрфинг в свою очередь считается[кем?] одним из течений безбилетного проезда «зайцем» («электричкинга» на «заячьем» языке)[2].
Во многих странах мира трейнсёрфинг практикуется в основном молодёжью и вольными путешественниками, а также рядом работников железнодорожного транспорта при выполнении некоторых работ, тем не менее в ряде стран с высокой плотностью населения он имеет массовый характер и практикуется всеми категориями населения. Данный способ проезда может представлять опасность для жизни и здоровья осуществляющих его людей и зачастую требует с их стороны определённой подготовки и постоянного самоконтроля при поездке, поскольку существует риск травмирования или гибели трейнсёрфера в результате падения с движущегося поезда, столкновения с объектами железнодорожной инфраструктуры или поражения электрическим током от контактной сети и силового электрооборудования подвижного состава. На многих железных дорогах данный способ проезда запрещён законодательством и правилами пользования транспортом для пассажиров, тем не менее он встречается практически повсеместно и особенно широко распространён на железных дорогах с сильной переполненностью пассажирских поездов.[3][4]
Явление проезда пассажиров снаружи транспортных средств существовало задолго до появления первых железных дорог.
С момента появления первых рельсовых транспортных средств на конной, а впоследствии и на паровой тяге, практика наружной езды на них была перенята у дорожных повозок. На ряде первых железных дорог вагоны и локомотивы нередко были полностью открытыми, а крытые пассажирские вагоны по внешнему виду были схожи с каретами и имели подножки и торцевые сиденья с внешней стороны, поэтому проезд как пассажиров, так и железнодорожников с внешней стороны поездов на подножках, крышах и в вагонах открытого типа был обычным явлением.[5] Ряд пассажирских вагонов также предусматривал наличие с внешней стороны сидячих пассажирских мест — существовали как открытые пассажирские вагоны с бортами, так и крытые вагоны с площадками и сиденьями на крыше («империалами»).
Со временем, начиная со второй половины XIX века, по мере увеличения размеров и скоростей поездов, для повышения безопасности пассажиров практически все пассажирские вагоны стали выпускаться полностью крытыми и оборудоваться дверьми и другими элементами пассивной безопасности для предотвращения выпадения пассажиров из поезда, а пассажирские места начали размещаться исключительно внутри вагонов.[6] Позднее аналогичные меры начали вводиться и на трамвайных линиях.[7] При этом проезд снаружи поездов при отсутствии давки как правило применялся пассажирами только в целях безбилетного проезда, и хотя в XIX веке сам по себе проезд вне салона пассажирского поезда во многих странах хотя и мог расцениваться как нарушение правил проезда, но не считался нарушением законодательства, безбилетный проезд таковым являлся. Кондукторам зачастую предписывалось следить за пассажирами во избежание осуществления проезда вне вагона с их стороны, однако сами кондуктора и работники поездных бригад в процессе следования часто практиковали наружную езду на подножках или крышах поездов[8] и трамваев[9], и хотя для повышения безопасности их работы также был предпринят ряд мер в конструкции поездов и правилах проезда (на некоторых железных дорогах были введены специальные тормозные вагоны[6]), их они коснулись в существенно меньшей степени, чем пассажиров. На ряде железных дорог вагоны оснащались специальными подножками и поручнями для возможности прохода членов поездной бригады и кондукторов снаружи состава во время движения[9], поскольку ввиду сильной переполненности или конструктивных особенностей вагонов[6] исключалась возможность прохода железнодорожников внутри вагона.
Наибольшее развитие в эпоху XIX века трейнсёрфинг получил в США после гражданской войны в эпоху активного строительства железнодорожных линий на запад и практиковался в основном среди бродяг, которые практиковали проезд снаружи поездов, преимущественно товарных, для бесплатного путешествия по стране на большие расстояния.[8]
Первая половина XX века стала периодом активного распространения трейнсёрфинга по всему миру.
С одной стороны, правила пассажирских перевозок и конструкция пассажирских вагонов в ХХ веке претерпели существенные изменения, нацеленные на повышение безопасности проезда пассажиров и работников транспорта, при этом вагоны постепенно становились менее адаптированными к проезду снаружи. Однако такие факторы, как рост населения городов, развитие железнодорожных линий, а также нестабильная экономическая и политическая ситуация и военные конфликты во многих развитых странах мира привели к тому, что заполненность городского и пригородного транспорта резко возросла[10], а ряд слоёв населения начал массово путешествовать в поисках лучшей жизни на поездах, поскольку железнодорожный транспорт являлся практически безальтернативным средством передвижения на дальние расстояния без билета. Кроме того, в случае военных конфликтов мест внутри вагонов для перевозки солдат или эвакуируемого населения зачастую не хватало, что также способствовало распространению явления проезда вне вагона.[11]
С начала XX века в эпоху появления и развития трамвайных линий в ряде городов Европы и США, по мере роста населения переполненность трамваев в часы пик резко возросла. Это привело к тому, что ряд пассажиров, не сумевших влезть в салон, стали практиковать наружную езду на сцепках, подножках и поручнях около дверей вагонов, а иногда также забирались на крышу.[12][13][14] Хотя распространённость данного явления зачастую была дифференцирована по времени и городам и снижалась благодаря увеличению числа трамваев на городских линиях, до середины XX века она продолжала иметь широкое распространение.[15]
В Европе в первой половине XX века в ряде регионов население нередко путешествовало снаружи поездов ввиду массового голода и напряжённой политической ситуации в Европе, в частности в СССР явление получило распространение в период массового голода в начале 20-х и 30-х годов XX века.[16] Особо широкое распространение на железных дорогах Европы трейнсёрфинг получил в период первой и второй мировых войн и часто использовался как вынужденная мера при транспортировке солдат и беженцев, поскольку даже использование крытых грузовых вагонов для перевозки людей (теплушек) наряду с пассажирскими зачастую не позволяло осуществлять быстрый переброс войск или эвакуацию населения, поэтому не поместившиеся внутри люди нередко ездили на крышах и подножках поездов, а также в открытых грузовых вагонах.[11] В США распространённость трейнсёрфинга также продолжала непрерывно расти и достигла наибольшего развития 1930-е годы в результате финансового кризиса и обеднения населения.[8][17]
Кроме того, в первой половине XX века трейнсёрфинг во многих странах нередко практиковался железнодорожниками на локомотивах во время торжественных мероприятий, таких как железнодорожные праздники, открытие новых железнодорожных линий или возвращение поездов с солдатами с фронта.[11][18]
В период с конца первой — начала второй половины XX века во многих развитых странах политическая и экономическая обстановка стабилизировалась, что в совокупности с массовым развитием автотранспорта, выпуском нового подвижного состава и повышением требований по безопасности пассажироперевозок привело к резкому уменьшению количества перемещающихся на поездах мигрантов и снижению уровня переполненности поездов в часы пик, что в свою очередь повлекло резкий спад явление проезда с внешней стороны поездов. Во многих городах началась закупка менее приспособленных для проезда снаружи новых трамваев[15] и принятие мер со стороны транспортных предприятий и полиции по пресечению наружной езды пассажирами[19], что со временем привело к тому, что снаружи вагонов продолжали ездить преимущественно лишь дети и подростки в целях развлечения.
Массовое строительство автодорог и распространение по всему миру практики автостопа как более безопасного способа свободного путешествия также повлекло снижение популярности трейнсёрфинга в среде мигрантов и вольных путешественников, что было особенно ярко выражено в США.[17] Однако в тех регионах, где железнодорожный транспорт продолжал оставаться основным средством передвижения, включая многие отдалённые регионы СССР, трейнсёрфинг нередко использовался путешественниками как безальтернативный свободный способ передвижения, преимущественно на пассажирских и грузовых поездах дальнего следования. Например известно, что в начале 50-х годов во время учёбы в институте будущий президент России Борис Ельцин осуществил двухмесячную поездку по стране, передвигаясь на крышах и подножках вагонов, в ходе которой попал в неприятную историю, играя в «буру» с уголовниками, которые также ехали на крыше поезда.[20] В то же время в странах Юго-Восточной Азии и Африки из-за небольшого количества поездов при большой плотности населения наружная езда на различных видах транспорта, в том числе и железнодорожном, получила массовое развитие.[3]
Хотя как способ свободного путешествия, либо вынужденного проезда при переполненности вагона зацепинг существовал и ранее, как массовое «хобби» он начал зарождаться лишь во второй половине XX века. К этому времени в ряде городов подростки нередко практиковали езду на буферах и сцепках трамваев, однако как достаточно распространённое молодёжное увлечение на железной дороге трейнсёрфинг впервые появился в ЮАР среди подростков из неблагополучных семей в период 70-х годов, когда железнодорожные пути перестали охраняться.[21], и в дальнейшем начало развиваться и в других странах мира. Так, с начала 80-х годов он приобрел популярность среди подростков в Бразилии, в особенности в Рио де Жанейро и его пригородах.[22]
В 1990-е годы в европейских странах началось развитие трейнсёрфинга как молодёжного хобби, в особенности на поездах пригородного и местного сообщения.[23] Кроме европейских стран, данное хобби получило некоторую популярность среди подростков в ряде городов США[22] и Австралии. Наибольшую популярность данный способ передвижения приобрёл среди живущих рядом с железной дорогой молодых людей в качестве железнодорожного хобби в форме свободного катания на поездах и разновидности экстремального досуга, а также своего рода «боевого крещения» среди сверстников. В Германии, где он получил название «S-Bahn-Surfen» (так как там чаще всего он практикуется на поездах городских железных дорог (S-Bahn)), трейнсёрфинг долгое время был моден до начала 2000-х[24], так как проезд снаружи пассажирского поезда при наличии билета на него не грозил штрафами.[25] Позднее в 2005 году известность и популярность трейнсёрфинга в Германии на некоторое время снова повысилась после случая, когда один из немецких зацеперов осуществил проезд на задней кабине скоростного поезда ICE3, используя вакуумную присоску и карабин для крепления к лобовому стеклу хвостового вагона.[25]
В СССР, наряду с проездом снаружи товарных и пассажирских поездов для свободного путешествия, наружная езда на трамваях нередко практиковалась среди подростков в качестве развлечения. Развитию этого явления на пригородных поездах способствовала произошедшая в 1980-х ликвидация проводников, ездивших в задних кабинах электро и дизель-поездов, из состава поездной бригады[26][27], а также повышение цен на проезд и нестабильная ситуация в России и ряде постсоветских стран в эпоху 90-х.[28]
В середине 2000-х в России на Московской и Октябрьской железных дорогах обострилась проблема переполненности пригородных электропоездов, сопряжённая с нехваткой их рейсов. Ситуация усугубилась в 2007 году после начала массовых отмен электричек на ряде направлений[29][30], а также закупки электропоездов ЭД4М с новой конструкцией окон, при которых салон практически не вентилировался.[31][п 2] Это привело к тому, что в летнее время в час пик участились случаи держания автоматических дверей пассажирами[п 3] для проветривания тамбура во время движения и повышения количества пассажиров, которые при сильной заполненности или невозможности войти внутрь ехали на хвостовых кабинах и в межвагоньях электропоезда. Не в последнюю очередь развитию этого явления способствовало и появление в Интернете групп зацеперов в социальных сетях и распространение снятых трейнсёрферами видеороликов.[4]
В конце 2000-х — начале 2010-х годов ввиду сильной заполненности электропоездов зацепинг в ряде регионов России, особенно в Москве и Московской области, достиг высокого уровня развития.[4] Летом 2010 года из-за широкомасштабных отмен электричек и аномальной жары, а также проведения организованными группами зацеперов мероприятий по массовому проезду снаружи поездов, уровень трейнсёрфинга в Московском регионе принял массовый характер[32], а освещение этих событий и связанных с зацепингом несчастных случаев в СМИ привело к широкой известности данного явления.[33] Кроме того, ввиду появления организованного движения трейнсёрферов, с 2010 года в России количество увлечённых трейнсёрферов заметно возрасло. Также в России с 2010 года участились случаи зацепинга в метрополитенах[34], а начиная с 2011 года стали практиковаться поездки на скоростных поездах «Сапсан».[35]
Трейнсёрфинг имеет массовое распространение в некоторых странах Южной и Юго-Восточной Азии и Африки, где данный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов[3][36][п 4] — в среднем снаружи одного поезда в час пик может проезжать от нескольких десятков до нескольких сотен трейнсёрферов, а в ходе праздников число проезжающих снаружи одного поезда пассажиров может возрастать до нескольких тысяч человек.[37] В последнее время железнодорожные компании в этих странах пытаются принять меры к понижению степени данного явления. На большинстве железных дорог в других странах, где трейнсёрфинг запрещён законодательством и правилами пользования, он имеет разный уровень развития и существует на уровне экстремального молодёжного хобби или способа бесплатного путешествия, тем не менее в ряде регионов при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как массовая отмена поездов либо экономический кризис или природный катаклизм, он может временно принимать массовый характер.[32][38].
На некоторых железных дорогах езда снаружи поезда имеет легальный статус и даже иногда используется в качестве аттракциона для туристов — к таким железным дорогам относится горная железная дорога горы Нос Дьявола в Эквадоре[39] и система канатного трамвая в Сан-Франциско.[40] Также на многих миниатюрных узкоколейных железных дорогах, которые могут использоваться для катания железнодорожных любителей[каких?], трейнсёрфинг зачастую является не только разрешённым, но и единственно возможным способом проезда, поскольку вагоны поездов на таких железных дорогах ввиду своего размера не имеют внутреннего пассажирского салона . Тем не менее, на железных дорогах такого рода могут существовать ограничения на места снаружи вагона, в которых пассажиры имеют право осуществлять проезд.
В Европе трейнсёрфинг наибольшее развитие получил в России в Московской и Ленинградской области и на Украине в Киевской области, в особенности на пригородных поездах. В Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет примерно 20 тысяч человек, при этом наиболее популярными направлениями являются Ярославское и Горьковское.[41]. Определённого уровня развития зацепинг также достиг в Московском метрополитене.[42]
С началом развития трейнсёрфинга в качестве хобби и особенно массовым распространением средств коммуникации, по всему миру стала широко распространённой практика общения и возникновения объединений трейнсёрферов как в реальной жизни, так и в Интернете.[43][24]
Многие трейнсёрферы общаются между собой с помощью Интернета на форумах или социальных сетях, и могут собираться небольшими группами для осуществления совместных поездок. Среди увлечённых трейнсёрферов также широко распространена практика фото и видеосъёмки поездок с последующим выкладыванием в Интернет. Характерно для значительной части зацеперов и то, что в общении между собой они нередко используют сленг, состоящий преимущественно из жаргона железнодорожников и любителей транспорта[33][44], а также обозначающих разновидности трейнсёрфинга терминов, преимущественно заимствованных из английского языка.[45] Также объединения трейнсёрферов нередко занимаются сбором и систематизацией информации по видам подвижного состава и способам проезда на них, а также особенностям езды на различных железнодорожных линиях. Среди некоторых сообществ трейнсёрферов также могут существовать определённые традиции и негласные правила этики, например со стороны многих трейнсёрферов порча подвижного состава, причинение неудобств другим пассажирам и поездной бригаде, а также намеренное создание помех в движении поездов считаются недопустимыми действиями.[46][47]
В ряде стран, где существуют развитые сообщества трейнсёрферов, в том числе и в ряде регионов России, ими периодически могут организовываться массовые мероприятия по катанию снаружи поездов хорошо организованными группами численностью в несколько десятков человек. Как правило, данные мероприятия организуются заранее с помощью Интернета. Некоторые из них могут быть приурочены к какому-либо событию или празднику, а также иметь цель привлечь внимание общественности и носить форму протеста (такая акция, например, имела место 30 июля 2010 года на Горьковском направлении МЖД[48] в день запуска скоростного поезда «Сапсан» сообщением Москва — Нижний Новгород, одной из целей которой помимо приветствия «Сапсана» являлся протест против отмены пригородных электричек, обусловленной ремонтом путей в преддверии запуска скоростного поезда[49]).
Трейнсёрфинг условно делится на несколько разновидностей в зависимости от типа подвижного состава и мест проезда на нём. Каждая разновидность имеет ряд характерных особенностей и может сильно различаться по уровню опасности и необходимой подготовки для успешного осуществления проезда.[50][45]
Трейнсёрфинг наиболее распространён на поездах пригородного и местного сообщения — в развитых странах в регионах с движением большой и средней интенсивности в роли таких поездов обычно используется моторвагонный подвижной состав, а на линиях с небольшой плотностью движения или в развивающихся странах — поезда с локомотивной тягой. Существуют более экстремальные виды трейнсёрфинга, требующие большей подготовки со стороны практикующего его пассажира. Так, зацепинг на поезде метрополитена, именуемый также как метро-сёрфинг, считается более опасным из-за близкого габарита тоннельных сооружений и отсутствия освещения в тоннелях, что делает проезд на крыше или сбоку метропоезда крайне опасным.[51][42] При езде на грузовых поездах следует учитывать резкие рывки вагонов при разгоне, торможении и прохождении подъёмов и спусков, ввиду отсутствия на большинстве грузовых вагонов буферов и других амортизационных элементов в отличие от пассажирских вагонов, а также значительно большей длиной товарных составов и как следствие постепенным распространением ударных импульсов и большим смещением вагонов в разных концах состава относительно друг друга. Кроме того, езда на грузовых поездах зачастую характерна продолжительным временем ожидания отправления поезда и самой поездки и повышенной вероятностью проезда мимо пункта назначения.[52] Проезд на поездах дальнего следования, в особенности скоростных также зачастую занимает продолжительное время, поездка и ожидание поезда обычно занимают меньше времени чем при езде на грузовых поездах, высокая скорость и отсутствие присущих пригородным поездам конструкций для залезания и поездки делает поездку более рискованной.[52] Существуют и менее опасные разновидности трейнсёрфинга, такие как проезд снаружи узкоколейного поезда или трамвая, однако проезд в межвагонье трамвая ввиду малого радиуса кривых на пути следования и небольшой ширины сцепных устройств несёт весьма большой риск по сравнению с аналогичным способов передвижения у поездов. Определённого рода трейнсёрфингом также является проезд на открытой ручной или мотодрезине.
Бэкрайдинг или бэксайд зацепинг (англ. back riding) — проезд на заднем торце хвостового вагона.
Данный способ проезда имеет наибольшее распространение на моторвагонном подвижном составе (электропоездах, дизель-поездах и трамваях) ввиду наличия на торцах большинства поездов данного типа конструктивных элементов, позволяющих осуществлять проезд, таких как технологические поручни, подножки, сцепные устройства, решётки и т.д. Также некоторые трейнсёрферы практикуют бэкрайдинг при поездке на пассажирских вагонах поездов дальнего следования, как правило занимая переходную площадку вагона.[52]
Бэкрайдинг считается трейнсёрферами наиболее безопасным способ езды снаружи пассажирских поездов или грузовых поездов без вагонов с открытыми кузовами и площадками[45], поскольку в случае падения тренсёрфер не попадает под колёса поезда и у него остаются шансы получить минимальные травмы и выжить, а посадка и высадка на ходу поезда не сопряжена с риском падения под колёса вагона, поэтому многие начинающие трейнсёрферы начинают практиковать поездки именно с бэкрайдинга.[25] Тем не менее, при проезде на хвостовом торце поезда трейнсёрфер может быть замечен со стороны работников железной дороги как со стороны улицы, так и из самого поезда в случае захода в хвостовую кабину или хвостовой тамбур вагона помощника машиниста или проводника.[53] Ввиду этого бэкрайдинг редко практикуется на поездах дальнего слдования и пригородных поездах при поездках на большие расстояния.[52]
Фронтрайдинг или фронт зацепинг (англ. front riding) — проезд на переднем торце головного вагона или локомотива.
Данная разновидность трейнсёринга во многом схожа с бэкрайдингом, однако она считается значительно более опасной, чем проезд сзади, поскольку во время поездки спереди поезда зацепер подвергается воздействию встречного ветра и гудка поезда, а также рискует погибнуть в случае падения под колёса или столкновения поезда с препятствием на пути следования. Кроме того, при таком проезде трейнсёрфер как правило вынужден ехать в «мёртвой» зоне ниже уровня лобового стекла, не загораживая свет фар, чтобы не оказаться замеченным со стороны машиниста, что нередко предполагает езду в неудобном положении.[45]
Ввиду крайне высокой заметности трейнсёрфера машинистами встречных поездов и железнодорожниками, данный способ проезда применяется редко, в основном для перемещения на малые расстояния. Кроме того, для осуществления незаметного для машиниста залезания на поезд трейнсёрфер как правило вынужден вылезать из-под платформы или подходить к поезду с противоположной от посадки стороны, либо выпрыгивавать из первого межвагонья по ходу движения с последующим пробеганием вдоль борта, поскольку залаз с посадочной платформы может быть замечен машинистом.[25] Исключение составляют железнодорожные линии с массовым распространением трейнсёрфинга, где машинисты позволяют пассажирам ехать на переднем торце поезда.
Сайдрайдинг или сайд зацепинг (англ. side riding) - проезд с боковой стороны вагона.
Как правило, трейнсёрферы используют для проезда боковые подножки и поручни вагона, однако также возможен проезд на зеркалах и рамах окон. Ввиду наличия габаритных сближений на пути следования трейнсёрфера и сложности найти удобное положение при проезде сайдрайдинг как правило применяется либо как промежуточный этап при залезании или слезании с движущегося на небольшой скорости поезда, либо в ходе поездок на малые дистанции на проверенных перегонах, на которых отсутствуют сильные габаритные сближения.[52] Кроме того, данный способ проезда часто применяется работниками транспорта при контроле за движением состава.
Данный способ проезда считается среди трейнсёрферов довольно опасным, поскольку пассажир при проезде на боковой стороне поезда находится за габаритом подвижного состава, что влечёт риск столкновения с препятствиями, такими как светофоры, высокие платформы, тоннельные сооружения и встречные поезда. Кроме того, при отсутствии на вагоне достаточно широких выступов трейнсёрфер находится в полувисячем положении, что влечёт приложение значительной нагрузки на руки трейнсёрфера и может повлечь его уставание в ходе поездки[52]; в частности проезд на окнах и зеркалах вагона или на поручнях вагона с убирающимися подножками нередко сопряжён с практически полным отсутствием опор для ног, в результате чего поездка становится достаточно опасной ввиду быстрого уставания трейнсёрфера и отсутствия резервных опор.[54]
Битвинвагонрайдинг или межвагон зацепинг (англ. between wagons riding) - проезд между вагонами на буферах, розетках, поручнях и лестницах, либо сверху на межвагонном суфле или гармошке. Данный вид трейнсёрфинга имеет широкое распространение на всех типах пассажирских поездов из-за незаметности проезжающего в межвагонье зацепера со стороны полиции и работников железной дороги, тем не менее из-за подвижности двух вагонов относительно друг друга и возможности попасть под колёса в случае срыва[55][56], а также сложности залезания и слезания в межвагонное пространство ряда поездов с низкой платформы или с насыпи, данный способ проезда считается среди трейнсёрферов более рискованным, чем проезд сзади; особенно опасными считаются попытки запрыгнуть в межвагонье на ходу движущегося поезда. Также в случае, если поезд имеет негерметичную резину между вагонами, трейнсёрфер также может пролезть через неё в вагон или обратно в межвагонье, что позволяет ему незаметно проникать в поезд или вылезать из него.[57][52]
При наличии поручней и прочных неподвижных конструкций (таких как буфера, автосцепки, лестницы и т.д.) положение трейнсёрфера во время проезда в межвагонье может быть достаточно устойчивым, однако при проезде на узких сцепках или подвижных конструкциях, таких как рычаги или крышки розеток, трейнсёрферы подвергают себя риску потери равновесия и падения под колёса поезда.[3] Также при проезде между вагонами трейнсёрфер должен учитывать движение вагонов относительно друг друга, особенно при прохождении стрелок и малых кривых, во избежание сбрасывания с поезда[58] а также зажатия между вагонами в случае проезда на трамвае при наличии кривых малого радиуса на пути следования.[59]
Оупенвагонрайдинг (англ. open wagon riding) — проезд на открытой площадке вагона или в кузове вагона открытого типа.
Данный вид езды как правило встречается при проезде на грузовых поездах (фрейтхопе) и применяется преимущественно при езде в полувагонах, думпкарах и вагонах-платформах, а также на тормозных площадках хопперов и крытых вагонов и рамах цистерн. Проезд на открытой площадке или в открытом кузове грузового вагона считается одним из наиболее безопасных видов трейнсёрфинга, поскольку при проезде данным способом как правило имеется возможность находиться при проезде в сидячем и лежачем положении и отсутствует необходимости держаться за поручень или корпус вагона, а наличие бортов предохраняет трейнсёрфера от случайного падения.[52] Ввиду этого многие трейнсёрферы при поездках на грузовых поездах на средние и большие расстояния стараются выбирать оснащённые бортами открытые вагоны, такие как полувагоны или универсальные грузовые платформы, что помимо повышения безопасности также позволяет скрытно осуществлять проезд. Тем не менее проезд на краю бортов вагонов, а также вылезание из вагона с высоким бортом и перелезание через него может представлять опасность для трейнсёрфера при отсутствии позволяющих ухватиться конструкций с внутренней стороны борта или из-за близкого расположения контактной сети к верхнему краю вагона.
Руфрайдинг (англ. roof riding) - проезд на крыше вагона.
Данный способ передвижения во многом схож с проездом на вагоне открытого типа, поскольку обычно трейнсёрферу не требуется держаться за поручни для сохранения устойчивого положения при проезде, и кроме того он имеет возможность осуществлять проезд в сидячем или лежачем положении.[49] Однако данный способ проезда характерен значительно большими рисками при наличии контактной сети либо низких препятствий над крышей вагона и токопроводящего электрооборудования на крыше электроподвижного состава, а также неровной формы самой крыши и определённой сложности и опасности процесса залезания или спуска с крыши на ряде поездов при отсутствии на самой крыше и бортах около неё конструкций, пригодных для обхвата руками и использования в качестве точки опоры.[60][61] Наиболее опасным среди трейнсёрферов считается проезд на крыше высоких вагонов, таких как двухэтажные вагоны или автомобилевозы, а также на крыше метропоезда в тоннеле. В руфрайдинге в зависимости от места проезда на поезде иногда выделяются подвиды, как фронт-руфрайдинг и бэк-руфрайдинг, то есть проезд на крыше первого вагона прямо над кабиной машиниста и задней части последнего вагона в поезде соответственно. К руфрайдингу также отчасти можно отнести проезд на межвагонной резине или гармошке, в особенности если уровень её верхней части не позволяет лечь на неё ниже уровня самой крыши.
Андервагонрайдинг, также андерсайдрайдинг или андервагон зацепинг (англ. under wagon riding и underside riding) - проезд под вагоном, как правило на вагонных тележках или на подвагонной раме, а также в ящиках под рамой пассажирских вагонов. Наряду с руфрайдингом данный способ проезда считается одним из наиболее опасных видов трейнсёрфинга и практикуется довольно редко, поскольку несмотря на очень низкую заметность трейнсёрфера со стороны железнодорожников и полиции, при езде трейнсёрфер зачастую имеет довольно ограниченный обзор окружающей местности и подвергается повышенному уровню тряски и шума.[62]
Также езда под вагонами несёт дополнительные риски, такие как сложность найти удобное положение при проезде, возможность зацепиться за вращающуюся ось колёсной пары и повышенная вероятность вылетания камней или посторонних предметов на шпалах в трейнсёрфера из под колёс или столкновения с посторонними предметами на шпалах при езде ниже уровня метельников и колёсных осей, а также возможность поражения электрическим током от оголённого электрооборудования под напряжением или ожога от тормозных резисторов при проезде под пассажирским вагоном или локомотивом. Кроме того, при залезании или слезании из под вагона имеется риск попасть под колёса в случае прихода поезда в движение, поскольку процесс залезания на тележку зачастую занимает более длительное время, нежели на торцевые или боковые подножки либо в межвагонье.[62]
Лендсёрфинг (англ. land surfing или land riding) — проезд по поверхности железнодорожного полотна или платформы на транспортных и спортивных средствах или же без таковых с использованием поезда в качестве тяговой единицы. Данный вид трейнсёрфинга как правило сочетается с бэкрайдингом или сайдрайдингом, однако при этом трейнсёрфер не находится непосредственно на поезде, а использует его для тяги, держась за него руками или пристегнувшись карабином, скользя при этом по снегу или рельсам на подошвах обуви, либо по покрытому плотным слоем снега пути на санках, снегокатах или сноубордах, либо по платформе или уложеному плиткой пути на роликах, скейтбордах, велосипедах, матрасах и прочих транспортных и спортивных средствах.[50] Данный способ проезда может применяться для ускорения движения при катании на спортивных средствах и наиболее распространён на трамвайных линиях ввиду невысокой скорости движения трамваев и наличия плитки на полотне, позволяющей осуществлять проезд на колёсных средствах параллельно трамваю.[63]
По сравнению с ездой непосредственно на самом поезде, данный способ передвижения несёт повышенный риск, поскольку ввиду отсутствия обзора и возможного наличия неровностей на поверхности, по которой трейнсёрфер осуществляет проезд, существует значительная вероятность потери равновесия или столкновения с препятствиями с последующим падением на большой скорости и получением серьёзных травм.[64] Ввиду этого данный вид трейнсёрфинга на железной дороге как правило практикуется только опытными любителями экстрима, детально обследующими маршрут движения на предмет отсутствия кривых, стрелок и других препятствий на пути следования и использующими специальную защитную экипировку.[53]
На железных дорогах мира время от времени происходят случаи гибели или серьёзного травмирования зацеперов, некоторые из которых получают освещение в СМИ, а иногда даже могут вызвать широкий общественный резонанс.[51] По официальным данным, в Бразилии в течение 1989 года погибло порядка 150 и пострадало порядка 170 подростков-трейнсёрферов.[22] В США в Нью-Йорскском метрополитене c 1989 по 2011 год при проезде снаружи поездов погибло 13 и пострадало 56 трейнсёрферов.[65] В 2008 году при проезде снаружи поезда в Германии погибло 40 человек[66], в Индонезии — 53 человека.[67] В России ежегодно серьёзно травмируется и погибает несколько десятков трейнсёрферов — например на территории Москвы и Московской области за первые 10 месяцев 2012 года погибло 6 и серьёзно пострадало 8 несовершеннолетних трейнсёрферов.[68]
Как правило, при проезде снаружи поездов травмируются или погибают дети и несовершеннолетние подростки ввиду отсутствия у них должного уровня подготовки и понимания всех опасностей и особенностей устройства подвижного состава. Кроме того, среди трейнсёрферов нередко встречаются любители риска и острых ощущений, которые в целях получения адреналина или выполнения рискованных трюков пренебрегают осторожностью при поездке или даже идут на заведомо опасные действия (например дотрагиваются до электрооборудования, не имея специальной диэлектрической одежды[55][69]), что зачастую приводит к несчастным случаям.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:
Трейнсёрфинг регулярно подвергается критике со стороны представителей железной дороги и правоохранительных органов, ряда любителей железных дорог, а также некоторых журналистов в средствах массовой информации.
Так, значительная часть работников железной дороги негативно относится к зацепингу по причине того, что в случае серьёзного инцидента с участием трейнсёрфера движение может задержаться, а машинисты получают психологическую травму и могут быть подвергнуты допросам и написанию объяснительных записок со стороны следователей и руководства депо,[72] а также лишению премии или другим санкциям в случае, если в инциденте будет усмотрена вина машиниста.[73] Также в связи с тем, что среди трейнсёрферов время от времени могут появляться лица, которые при проезде занимаются вандализмом и наносят вред подвижному составу или создают помехи в движении поездов (например, рисуют граффити на лобовых стёклах кабин и корпусах поездов[74], ломают дворники и разбивают стёкла и фары[75], срывают концевые краны тормозной или напорной магистрали с целью экстренной остановки поезда без необходимости[76], опускают токоприёмники с целью обесточить поезд[69], бросают предметы в проходящие поезда[77] и т. д.), ряд машинистов и железнодорожных любителей имеют резко негативное отношение ко всем трейнсёрферам в целом, рассматривая любого из них как потенциального вредителя.[78]
Ряд любителей железных дорог также может негативно относиться к трейнсёрфингу по причине того, что трейнсёрферы, сами зачастую являясь любителями ЖД, нарушают правила пользования железной дорогой при проезде снаружи подвижного состава и тем самым могут создавать проблемы её работникам, отвечающим за безопасность движения (в том числе машинистам), что приводит к ухудшению отношения последних не только к трейнсёрферам, но и ко всем любителям железных дорог в целом.[79] Также некоторые железнодорожные любители — фотографы в регионах с развитым уровнем зацепинга неодобрительно относятся к зацеперам, поскольку последние своим видом мешают фотографировать поезда, загораживая их и портя композицию кадра при съёмке.[80][77]
Затем, существует точка зрения о том, что люди проезжающие снаружи поездов своим видом агитируют на совершение подобных действий детей, не имеющих должной подготовки и знаний для осуществления безопасного проезда и легкомысленно относящихся к зацепингу, что приводит к большому количеству инцидентов с их участием.[81] Существует также точка зрения, что многими зацеперами опасность данного действия не осознаётся в полной мере и заметно принижается.[82]
Кроме того, ряд критиков считает зацепинг проявлением девиантного поведения, обосновывая это тем, что данное явление всегда было широко распространено среди подростков из неблагополучных семей, молодых хулиганов и других представителей маргинальных слоёв общества, а его развитие, по их мнению, в последнее время связано с излишним вниманием к зацепингу со стороны средств массовой информации.[83][78]
Стоит обратить внимание на то, что в России начиная с лета 2010 года сообщество зацеперов и часть сообщества железнодорожных любителей и железнодорожников находятся в крайне напряжённых отношениях, нередки взаимные оскорбления и угрозы.[78] Известен также случай двукратного взлома форума сайта «Российские электропоезда» со стороны группы состоящих в зацеперском движении хакеров, недовольных политикой администрации сайта в отношении обсуждений трейнсёрферов на форуме.[84][п 5] Отчасти это вызвано тем, что железнодорожные любители иногда оказывают правоохранительным органам посильную помощь, сообщая о готовящихся акциях трейнсёрферов, а некоторые железнодорожники время от времени пытаются сгонять их с поездов — в особенности это относится к машинистам и помощникам машинистов. При этом некоторые из них ведут себя в отношении зацеперов крайне агрессивно, применяя грубое физическое воздействие вплоть до нанесения трейнсёрферу травм, даже если последний добровольно слезает с поезда.[73]
На большинстве железных дорог мира трейнсёрфинг является нарушением правил проезда пассажиров и административного законодательства. Многие железнодорожные компании пытаются предотвращать практику наружной езды, привлекая железнодорожную полицию и охрану для снятия трейнсёрферов с поездов. Железнодорожники при обнаружении пассажиров с внешней стороны поезда могут вызвать полицию для осмотра поезда на станции назначения или даже принять меры к его внеплановой остановке на ближайшей станции.[85]
Полиция и охрана обычно патрулирует территорию вокзалов и крупных пассажирских и сортировочных станций, однако в ходе рейдов по поимке трейнсёрферов она также может присуствовать на менее крупных пассажирских станциях и непосредственно в поездах. Как правило, основной целью таких рейдов являются несовершеннолетние подростки, с которыми полицейские нередко проводят профилактические беседы.[86][55] В некоторых странах железнодорожная полиция также может использовать автомобили для патрулирования прилегающих к железной дороге территорий и осмотра поездов. Полицейские также могут проводить мониторинг социальных сетей в Интернете для отслеживания и предотвращения мероприятий по проезду снаружи поездов.[49][87]
В регионах, где трейнсёрфинг имеет определённое распространение и имеет нелегальный статус, полиция может вести статистику по количеству задержанных трейнсёрферов за определённый период времени. В Австралии на городской железной дороге Мельбурна полицией было задержано 87 трейнсёрферов за последние 4 месяца 2010 года[88], а в 2011 года году по всему штату Виктория было зарегистрировано 330 случаев задержания трейнсёрферов с наложением штрафа.[89] В России в Центральном федеральном округе полицией в общей сложности было задержано 109 несовершеннолетних трейнсёрферов за первые 5 месяцев 2011 года и 144 за аналогичный период 2012 года[90], при этом на Московской железной дороге в ходе 300 полицейских рейдов в течение 10 месяцев было зафиксировано более 1000 случаев официального задержания трейнсёрферов с выписыванием штрафа.[91] В Индии, в ходе полицейского рейда на Центральной железной дороге 153 трейнсёрфера были пойманы и оштрафованы в течение одного дня.[92]
Обычно в качестве меры наказания трейнсёрферов используется наложение штрафа, размер которого в зависимости от законодательства может быть как незначительным, так и весьма крупным, однако в некоторых странах трейнсёрферы в особых случаях могут подвергаться и административному аресту.
В России трейнсёрфинг на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ[93] ), на трамваях и безрельсовом транспорте на дорогах общего пользования — 200 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ[94]). В метрополитенах РФ трейнсёрфинг напрямую не запрещён правилами пользования, однако он обычно расценивается как самовольное проникновение посторонних лиц в производственные помещения (в данном случае — в тоннель), что в свою очередь является нарушением и обычно предусматривает наложение штрафа в размере от 100 до 1000 рублей.[95] Самые крупные штрафы за подобные нарушения на территории России действуют в метрополитене Санкт-Петербурга, где согласно новой системе штрафов, трейнсёрферы могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 3000 рублей.[96]
Размер действующего в настоящее время в России штрафа за проезд снаружи поезда, предусмотренного частью 1 статьи 11.17, периодически подвергается критике со стороны железнодорожных компаний и правоохранительных органов как недостаточно эффективный в профилактике данного правонарушения, и с их стороны неоднократно выдвигались предложения об увеличении его размера. Министерство транспорта предложило увеличить размер штрафа за данное нарушение со 100 до 1000 рублей[97], а представители РЖД выступили с инициативой ужесточить меры наказания в ещё большей степени, предложив увеличить штраф до 5000 рублей и ввести в качестве альтернативной санкции административный арест на срок до 15 суток[98] и выдвинув соответствующий законопроект в Госдуму[99], тем не менее предложенные санкции, в особенности введение альтернативного ареста, не получили поддержки.[100]
Страна | Размер штрафа | Альтернативный арест (если есть) | Примечания |
---|---|---|---|
Украина | от 119 до 255 гривен[101][п 6] |
|
Согласно статье 109 КоАП Украины — от 7 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ); размер одного НМДГ составляет 17 гривен. |
Белоруссия | от 60 до 300 тысяч б.р. (проезд снаружи поезда) от 200 тысяч до 1 миллиона б.р. открытие дверей на ходу[102][п 7] |
|
Согласно статье 18.4 КоАП Республики Беларусь, штраф за проезд снаружи поезда составляет от 0,6 до 3 базовых величин (БВ), за открытие дверей на ходу — от 2 до 10 БВ; размер одной БВ составляет 100 тысяч белорусских рублей. |
Австралия | 293 австралийских доллара[89] |
|
|
Великобритания | от 50 до 1000 фунтов стерлингов[103][104] |
|
аналогичный штраф предусмотрен за переход путей в неустановленных местах |
Германия | до 50 тысяч Евро[105] |
|
Напрямую проезд снаружи не запрещён, однако он может расценен как опасное вмешательство в работу железнодорожного транспорта (§ 28 пункт 1 нарушение № 9)[106], при этом размер штрафа устанавливается в зависимости от опасности действий и причинённого ущерба. Фактический размер штрафов составляет за проезд снаружи устанавливается во много раз меньше максимального. |
Индия | 500 рупий[92] | до 3 месяцев[92] | Арест применяется в исключительных случаях, таких как создание помех в движении поезда во время проезда снаружи. При этом в случае ареста возможность наложения штрафа не исключается.[92] |
США | Устанавливается местным законодательством штатов Нью-Йоркский метрополитен: до 100 долларов США[107] штат Калифорния: до 50 долларов США[108] |
Устанавливается местным законодательством штатов Нью-Йоркский метрополитен: до 10 суток[107] штат Калифорния: до 30 суток[108] |
В особых случаях проезд на грузовых поездах может быть расценен как уголовное преступление (незаконное проникновение на собственность железной дороги) и наказываться штрафом до 1000 долларов США или тюремным заключением на срок до 6 месяцев (в зависимости от законодательства штатов)[109] |
Кроме задействования полиции и охраны и применения санкций в отношении трейнсёрферов, для предотвращения наружной езды либо снижения уровня её практики пассажирами со стороны железнодорожных компаний могут применяться как технические, так и медийные средства.
В настоящее время при производстве новых пассажирских вагонов или проведении капитального ремонта старых может применяться ряд технических решений, нацеленных на повышение безопасности и затрудняющих возможность проезда пассажиров снаружи подвижного состава.[110] Данные решения включают в себя:
В ряде случаев по инициативе руководства депо эксплуатируемый в них подвижной состав также может подвергаться техническим изменениям, имеющих непосредственной целью предотвращение проезда снаружи. В России в ряде моторвагонных депо на подвижном составе с истёкшим сроком гарантийного обслуживания может применяться снятие буферов и срезание поручней и подножек на торцах кабины машиниста[86], что ограничивает возможность проезда на хвостовом и головном торцах поезда и делает невозможным залезание с торца на крышу без применения спецсредств. Аналогичные меры применяются и в ряде трамвайных парков, при этом с трамваев также могут быть сняты сцепные устройства.[63] В России после возникновения практики проезда между вагонами скоростных поездов «Сапсан», руководство Российских железных дорог вело переговоры с производителем о возможности ликвидации технических отверстий в корпусе поезда для предотвращения закрепления зацеперов на нём и установило в них болты-заглушки, однако данная мера оказалась неэффективной.[113][п 8]
На территории станций и прилегающей железнодорожной инфраструктуры для повышения безопасности пассажиров, включая предотвращение проезда снаружи поездов, могут применяться технические средства, такие станционные раздвижные двери, заградительные барьеры и системы видеонаблюдения[57], что имеет широкое распространение на территории метрополитенов. В Московском метрополитене для предотвращения залезания пассажиров на крыши поездов с надземных переходов на ряде станций ведётся установка стеклянных заграждений, также рассматривается вопрос об установке станционных раздвижные двери на новых станциях для предотвращения падения или проникновения пассажиров на пути и в межвагонное пространство поездов[114] и оборудование большего числа станций мониторами контроля дверей, транслирующими изображение хвостовой части состава.[115]
В ряде стран Азии для борьбы с трейнсёрферами применяются более жёсткие меры, ставшие объектом массовой критики со стороны правозащитников. Например, полиция в Бангладеш может использовать против трейнсёрферов длинные бамбуковые палки.[3] В Индонезии для борьбы с ездой на крышах практиковалась установка на крышах поездов колючей проволоки и опрыскивание краской или маслом крыш вагонов и самих трейнсёрферов[67], а на некоторых неэлектрифицированных линиях устанавливались специальные габаритные ворота с подвешенными на них бетонными шарами, которые при столкновении с человеком на скорости могут нанести серьёзный вред здоровью или привести к его смерти.[116]
Для снижения популярности трейнсёрфинга железнодорожные компании часто развешивают предупреждающие плакаты и таблички или посвящённые правилам безопасности комиксы[117] в вагонах и на территории станций, а также могут прибегать к влиянию на средства массовой информации. Например, после первого случая снятия зацеперов с поезда «Сапсан», по инициативе РЖД был выпущен короткометражный мультфильм «Сапсанчик и зацеперы», призванный показать опасность наружной езды на поездах.[118] В Индии в ходе съёмок фильма про Джеймса Бонда руководство индийских железных дорог попросило режиссёров убрать из фильма сцены массового проезда на крышах индийских поездов, дабы не пропагандировать данный способ проезда и не позорить имидж компании.[119]
Зацепинг на различных транспортных средствах, в том числе и поездах, нередко встречается в кинематографе, в особенности в боевиках, приключенческих фильмах и фильмах-катастрофах.
Примеры фильмов и мультфильмов, в которых присутствуют сцены наружной езды на поезде:
Во многих современных железнодорожных симуляторах, таких как Trainz или Railworks, пассажиры присутствуют в игре и отображаются при поездке на поезде. Как правило, изначально встроенный в железнодорожных симуляторах подвижной состав предусматривает возможность перевозки людей только внутри пассажирских вагонов, а у остальных типов вагонов возможность перевозки людей отсутствует, при этом в большинстве пользовательских моделей возможность проезда пассажиров снаружи вагона также не предусмотрена. Однако при создании собственных моделей поездов или редактировании имеющихся пользователь имеет возможность самостоятельно задать координаты и поворот мест для размещения пассажиров, в том числе и с внешней стороны кузова вагона, что позволяет смоделировать трейнсёрфинг в игре.
Так например в симуляторе Trainz с помощью утилиты Attachment Maker[120] существует возможность создания дополнительных мешей с точками привязки к имеющимся моделям без необходимости редактирования самой модели и в дальнейшем прикрепить меши в контент-менеджере Trainz, что в частности позволяет создать дополнительные точки прикрепления пассажирских мест к моделям поездов[п 9], которые могут быть размещены с их внешней стороны. Кроме того, во многих железнодорожных симуляторах существует возможность перемещения камеры рядом с бортом поезда, благодаря чему при включении режима просмотра поезда в движении с одновременным приближением камеры к корпусу вагона обзор у игрока соответствует обзору трейнсёрфера, находящемуся на поезде.
Во многих шутерах, в которых присутствуют поезда, существует возможность нахождения игрока снаружи движущегося поезда (при отсутствии возможности забраться на поезд игрок как правило может попасть на него с помощью чит-кодов), а в некоторых из них трейнсёрфинг имеет место и в сюжетной линии.
<ref>
; для сносок NewSportTrainSurfing
не указан текст<ref>
; для сносок ModernTrainhopInUSA
не указан текст<ref>
; для сносок RosMolodezhTrainSurfing
не указан текст<ref>
; для сносок PVPKrotov
не указан текст<ref>
; для сносок YoungMuscovites
не указан текст<ref>
; для сносок Pricep
не указан текст<ref>
; для сносок NovosibReport
не указан текст<ref>
; для сносок OsnovyTrainhopa
не указан текстТрейнсёрфер.