Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Фашизм

Фашизм

Портал:Фашизм
Проект «Фашизм»
   п·о·р 

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа[1][2][3], характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм.

В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини[1].

В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей[4][5] под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм), франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира[1][неавторитетный источник?].

В последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р.Гриффином как «палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на «возрождение» нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново»[6].

Содержание

История

Этимология

Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фа́шо) — «союз» (например, название политической радикальной организации Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связки розог с воткнутым в неё топором. Этот топор носили ликторы — почётная стража высших магистратов Римской республики, которые в период ранней республики выполняли роль палачей и всегда, на протяжении всего республиканского периода исполняли вердикты магистратов, которым были подчинены. С тех пор изображение фасций присутствует в символах государственной власти многих стран (например, фасции присутствуют на эмблеме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации).

Основные черты фашизма

1937

Основными характеристиками фашизма являются[4]:

Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма, открытый террор против рабочего[7] движения.

По мнению И. В. Мазурова, как государственная система правления, фашизм — это не авторитаризм, а тоталитаризм, между которыми существенная разница[8].

Общие черты фашистских партий

Часто фактором возникновения и роста фашистских партий является наличие в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области[4].

Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах[4].

У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность. Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме[4].

Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел», у румынской «Железной гвардии», в некоторых частях фаланги, во французской ФНП Дорио. Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев, норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.

Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей. Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике[4]. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию»[4].

Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории, представленной в идеализированном виде[4]. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов[4]. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне националистического направления.

Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также — отчасти произвольно выбранных — меньшинств[4].

Варианты

Итальянский фашизм (Италия)

Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «система государственного управления», и в значении «идеология»:

«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм — это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)

Нацизм (национал-социализм, Германия)

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) управляла Германией с 1933 по 1945 год. Успех Марша на Рим Бенито Муссолини в 1922 году стал вдохновляющим примером для германских фашистов. Лидер немецких нацистов Адольф Гитлер признавал серьёзное воздействие итальянского фашизма на формирование нацистской партии[9]. Йозеф Геббельс, главный пропагандист нацизма, приписывал итальянскому фашизму старт конфликта против либеральной демократии, говоря:

Марш на Рим был сигналом, признаком штурма либеральной демократии. Это первая попытка разрушить мир либерально-демократического духа[...] который начался в 1789 со взятия Бастилии и завоевал одну страну за другой в жестоких революционных переворотах, чтобы позволить… нациям погибнуть в марксизме, демократии, анархии и классовой борьбе[10]

Корнелиу Зеля Кодряну
Символика Железной гвардии

Железная гвардия (Румыния)

«Железная гвардия» — это фашистское движение в Румынии, существовавшее с 1927 по 1941 год[11]. Они находились у власти с 14 сентября 1940 года до 21 января 1941 года. Корнелиу Зеля Кодряну основал это движение 24 июля 1927 года под названием «Легион архангела Михаила» (Legiunea Arhanghelul Mihail), и возглавлял его до самой своей смерти (1938 год).

Фалангизм (Испания)

Фалангизм — это одна из форм фашизма, основанная Хосе Антонио Примо де Риверой в 1934 году, возникшей во времена Второй Испанской Республики. Примо де Ривера был сыном бывшего диктатора Испании Мигель Примо де Ривера[12].

Новое государство (Португалия)

«Новое государство» — политический режим, установившийся в Португалии вследствие военного переворота.

28 мая 1928 года Оливейра Салазар при поддержке Католической церкви захватил контроль над страной в начале 1930-х, и его могущество не ослабевало до 1968 года, когда из-за болезни он стал не в состоянии больше управлять страной и вышел в отставку. Его сменил Марселу Каэтану. 25 апреля 1974 года бескровная «Революции красных гвоздик» положила конец Новому государству. Из всех режимов, которые иногда относят к фашизму, этот просуществовал дольше всего.

В то же время следует отметить, что сам Салазар не считал Новое государство фашистским, обвиняя фашизм в партикуляризме и сродстве с коммунизмом в «Доктрине и действии»:

Хотя фашизм и национал-социализм отличаются от коммунизма в плане экономического целеполагания и идеалов, но они сходятся все же в своем понимании тоталитарного государства. В обоих случаях партия является государством, чьим целям подчинена вся деятельность граждан, и человек существует только ради его славы и величия[13]

Интегрализм (Бразилия)

Бразильский интегрализм — политическое движение с фашистской идеологией[14][15][16], основанное в октябре 1932 года Плиниу Салгаду. Движение заимствовало многие черты европейских массовых движений того времени, особенно итальянского фашизма. Однако интегралисты не признавали расизм, что отражено в их слогане «Единение для всех рас и народов» и в том, что в партию принимали людей разных рас, в том числе негров.

Пара-фашизм

Некоторые государства и движения имеют определенные черты фашизма, но ученые в целом согласны, что они не являются фашистскими.

Такие предположительно фашистские группы являются, как правило, антилиберальными, антикоммунистическими и используют схожие политические или военизированные методы фашизма, но испытывают недостаток в революционной цели фашизма — создание нового национального характера[17].

Парафашизм — термин, используемый, для описания авторитарных режимов с аспектами, которые дифференцируют их от истинных фашистских государств или движений[18] .

Австрийский фронт «Отечество»

Ассоциация помощи трону (Япония)

Фашизм и Коминтерн

Флаг испанской Фаланги

Подобные движения в 1920—1950-х годах получили распространение в странах Европы и Америки. Фашистские партии пришли к власти в Италии и Германии. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии у власти утвердились правые националистические режимы, с большим или меньшим основанием относимые к фашистским[4]. К фашистским также относили «сословное государство» Дольфуса-Шушнига в Австрии (австрофашизм)[19]. Следует сказать, что далеко не все режимы и движения, в 30-е годы относившиеся левыми силами к фашистским, считаются таковыми современной наукой.[6]

В среде русской эмиграции также возникло фашистское движение, хотя и не обладавшее большим влиянием[20], самыми известными организациями которого являлись Всероссийская фашистская партия и Всероссийская фашистская организация.

Ленин ещё в ноябре 1922 года сопоставил итальянских фашистов с «бандами» (согласно лексике автора) черносотенцев царского времени[21].

Тогда же, почти одновременно, социалистические и коммунистические авторы стали обозначать как «фашистские» все антиреволюционные движения и режимы[22], и даже социал-демократов часть коммунистов обвиняла в фашизме, введя термин «социал-фашисты».

Впоследствии в дискуссии коммунистов о понятии фашизма такое обобщение, по-видимому, не вызывало сомнений, хотя в начале 20-х годов Клара Цеткин, Антонио Грамши, Пальмиро Тольятти и некоторые другие итальянские авторы предостерегали от обозначения всех антидемократических и антикоммунистических явлений как фашистских, поскольку при этом стирались специфические черты итальянского фашизма[23].

С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом», что не совсем верно. В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии[24].

Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым, докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение)[25]:

Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.

По мнению некоторых авторов, это определение оказало крайне негативное действие, так как привело к недооценке фашизма и дезориентировало левое антифашистское движение Европы в предвоенный период[6].

В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формирования реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно «сверху» руками военных экстремистов.

С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран — участниц антигитлеровской коалиции. Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:

В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии — возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии — Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение…[26]

В современных СМИ

После Второй мировой войны слово фашист обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время некоторые политики в своих выступлениях используют слово «фашизм» для того, чтобы заклеймить своих политических оппонентов и их убеждения. Слово «фашизм» стало ругательным словом в политической демагогии, часто теряя своё смысловое содержание. Для некоторых обвинения в фашизме стали орудием борьбы с политической оппозицией[27].

В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности.

Современные исследования фашизма

С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).

В современной теоретической школе появляются течения, поддерживаемые и развиваемые некоторыми научными исследованиями например, Факультета Международных Отношений УрГУ (ныне УрФУ), отрицающие общую теорию Фашизма.

Предполагается выделение Итальянского Фашизма, немецкого Нацизма и прочих как самостоятельных режим-политических, культурных и идеологических феноменов, без применения «единой гребенки». Таким образом следует воспринимать данные идеологии как типичные времени и сложившиеся в определённый период развития под давлением определённых обстоятельств системы ценностей, имевших региональные, экономические и генеалогические отличия.

Фашизм и религия

Интересные факты

23 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Россией резолюцию, которая призывает стран-членов организации бороться против прославления фашизма.

США — единственная крупная держава, которая проголосовала против резолюции, которую поддержали и приняли 129 стран (голосование против объясняется конституционным правом на свободу слова — дипломаты США не имеют права подписывать резолюции, которые противоречат конституции США)[28].

См. также

Примечания

  1. ↑ Фашизм — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  2. Милза П. Что такое фашизм? Полис, 1995 г., № 2
  3. Лекция 11. Авторитарный режим / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.
  4. ↑ Европейский фашизм в сравнении 1922—1982
  5. Griffin Roger, The Nature of Fascism. New York: St. Martin's Press, 1991.
  6. ↑ Фашизм и неофашизм в сравнении: западные публикации 2004—2006 годов
  7. Винцер О. Двенадцать лет борьбы против фашизма и войны
  8. (Подробнее см., например: И. В. Мазуров «Фашизм как форма тоталитаризма» // Общественные науки и современность. 1993, № 5; тот же автор: «Японский фашизм». Наука, 1996)
  9. Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма.— М.:Наука, 1981 (История и современность), 184 с.
  10. Carlsten, 1982. p. 80.
  11. [1] (Describes the Romanian Iron Guard as a totalitarian nationalist and anti-Semitic movement.
  12. Falange: A History of Spanish Fascism. — Textbook Publisherss. — ISBN 0758134452
  13. НБП - ПОРТАЛ: ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ ПОРТУГАЛИИ
  14. Разнообразие отдельных фашизмов  (англ.)
  15. Неевропейские фашизмы  (англ.)
  16. Фашизм: «Эпоха фашистов» (англ. Fascism: The 'fascist epoch')
  17. Fascism: Critical Concepts in Political Science p.8, 2004 Taylor and Francis
  18. The Routledge Companion to Fascism and the Far Right. p. 3, 2002 Routledge
  19. Александр ТАРАСОВ ФАШИЗМОВ МНОГО
  20. Фашизм как болезнь общества. Лекция Александра Галкина
  21. Protokoll des Vierten Kongresses der Kommunistischen Internationale. Petrograd/Moskau. 5. Nov. bis 5. Dez. 1922. Hamburg, 1923, 231.
  22. J. Braunthal. Der Putsch der Faschisten // Der Kampf, 15, 1922, 320-23; A. Jacobsen. Der Faschismus // Die Internationale, 5, 1922, 301-04.
  23. Вольфганг Випперман Европейский фашизм в сравнении 1922—1982
  24. История фашизма в Западной Европе
  25. У.З Фостер. История трех интернационалов
  26. «fascism.» Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite . Chicago: Encyclopædia Britannica, 2008.
  27. http://www.politcom.ru/article.php?id=2519 Актуальный антифашизм
  28. Америка отказалась осудить фашистов

Ссылки

  • Фашизм в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • Собственные определения:
  • «Фашизмов много»
  • «Фашизм для собственного пользования»
  • Вольфганг Випперман Европейский фашизм в сравнении 1922—1982
  • «Психология масс и фашизм»
  • Александр Чанцев «Эстетический фашизм»
  • «Психология предрассудка»— подробный материал о социально-психологических корнях этнических предубеждений, как одной из основ фашизма
  • А. Михайлов «К критике феноменологии фашизма» (о базисе фашизма)
  • «Фашизм в Прибалтике в годы Второй мировой войны»
  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Фашизм
  • Галкин А. А. Фашизм как болезнь общества
  • ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ История фашизма в Западной Европе
  • Троцкий Л. Буржуазия, мелкая буржуазия и пролетариат (из непереведенного сборника его статей)
  • Фашизм — что это такое и как с ним бороться?
  • Г. Филатов. «История фашизма в Западной Европе»

Литература

Источники

  • Бенито Муссолини, Доктрина фашизма, Перевод В. Н. Новикова, La Renaissance, Париж, 1938 год.

Русскоязычные издания

  • «История фашизма в Западной Европе» Академия наук СССР, Институт всеобщей истории, Издательство «НАУКА», Москва, 1978 год.
  • «О ценностях фашизма», отдел информации РНЕ
  • Барыгин И. Н. Социальная база современных западноевропейских крайне правых. Л.: Из-во СПбГУ.1990. 164 с.
  • Крайне правые партии и организации современной Европы. Учебник для вузов. Отв. ред. Барыгин И. Н. СПб.: Изд-во «Петрополис».2011. 403 с.
  • Галкин А. Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27.
  • Ганелин Р., Bune O. и др. Национальная правая прежде и теперь. Ч. 1-7. СПб. 1991.
  • Дашичев В. И., Банкротство стратегии германского фашизма. В 2-х томах. Москва, Издательство «Наука», 1973.
    • Том 1 — Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе 1933—1941 гг;
    • Том 2 — Агрессия против СССР. Падение «третьей империи».
  • Илюшенко В.Русский фашизм и религия// Диа-Логос. 1998—1999. Вып. II.160-172.
  • Лакер У. Чёрная сотня: происхождение фашизм в России — М.: Текст, 1994.
  • Лихачев В. Современная русская правая и антисемитизм: эскалация конфликта или примирение? — Тирош. Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. Вып. II. М.: 1998. С.146-153.
  • Мазуров И. В. Японский фашизм. Теоретический анализ политической жизни в Японии накануне Тихоокеанской войны. М., Наука, 1996.
  • Мороз Е. Ведизм и фашизм// Барьер, № 3, 1993. С. 4-8.
  • Нестерова Т. Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии // Религия и политика в XX веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. М., 2005, с. 17-29
  • Мануэль Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ»
  • Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. — М.: Наука, 1981. — 184 с. — (История и современность). — 42 000 экз.
  • Родзаевский К. В. Завещание Русского фашиста. М., ФЭРИ-В, 2001.
  • Соловей В. Фашизм в России: концептуальные подходы — Демократия и фашизм. М., 1995. С.45-54.
  • Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции, 1925—1945 — М.: Слово, 1992.
  • Крысин Михаил. Прибалтийский фашизм. История и современность. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Вече. 2007. СТРАНИЦ: 576. ISBN 978-5-9533-1852-5
  • Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм»? (теория фашизм Роджера Гриффина)// Политические исследования, № 1 (31), 1996
  • Умланд А. Фашизм и неофашизм в сравнении: западные публикации 2004—2006 годов
  • Умланд А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 116—126
  • Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ// Полис (политические исследования), № 3, 1999.
  • Евразийцы и евреи// Вестник Еврейского университета в Москве, № 12 (11), 1996. С.4-45.
  • Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ — Под ред. Верховского А. М.: РОО «Панорама», 2002.
  • Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. — Пер.с болг. — М.:Изд-во «Новости»,1991. — 336 с.

Иноязычные издания

  • Agursky M. The Third Rome: National Bolshevism in the USSR — Boulder, 1987.
  • Allersworth W. The Russian Question: Nationalism, Modernization, and Post-Communist Russia — Lanham, MD: Bowman and Littlefild, 1998.
  • Antisemitism, Xenophobia and religious Persecution in Russia’s Regions — Washington, 1999.
  • Brundy Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953—1991 — Cambridge, Massachusetts, London: Harvard university press, 1998
  • Die schwarze Front: Der neue Antisemitismus in der Sowjetunion — Reinberk bei Hamburg, 1991.
  • Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism — Princeton: Princeton university press, 1983.
  • Dunlop J. Alexander Barkashov and the Rise of National Socialism in Russia// Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 1996, Vol. 4, № 4. P.519-530.
  • Griffin R. The Nature of Fascism — London, 1993.
  • Griffin R. Fascism — Oxford, 1995.
  • Laquer W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia — New York, 1993.
  • Parland T. The Rejection of Totalitarian Socialism and Liberal Democracy: A Study of the Russian New Right// Commentationes Scenarium Socialium, 46th Vol., Helsinki, 1993.
  • Pribylovsky V. A Survey of Radical Right-Wing Groups in Russia// RFE/RL Research Report, № 16, 1994.
  • Pribylovsky V. What Awaits Russia: Fascism or a Latin American-style Dictatorship?// Transition, vol. I, № 23. 23 June 1995.
  • Shenfield S. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements — USA: M.E.Sharpe, 2000.
  • Simonsen S. Alexander Barkashov and Russian National Unity: Blackshirt Friends of the Nation// Nationalities Papers, Vol.24, № 4.
  • Williams Ch., Hanson S. National-Socialism, Left Patriotism, or Superimperialism? The «Radical Rigth» in Russia. — The Radical Right in Central and Eastern Eurpoe since 1989. Ed. by Ramet S. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsilvania, 1999. P. 257—279.
  • Stepanov S. Silent Lie: Soviet Fascism — Ukraine: Kievizdat, 2008.
  • Ramone T. Stalinism — Eastern Fascism? — London, 1968.
  • Wolfgang Wippermann — Europaischer Faschismus im Vergleich(Европейский фашизм в сравнении)(1922—1982) — Suhrkamp,1983(перевод с немецкого А. И. Федорова, «Сибирский хронограф» ,Новосибирск ,2000)

Фашизм.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93