Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Феодор-варяг и Иоанн, мученики

Убийство Феодора Варяга и сына его Иоанна. Радзивиловская летопись

Фео́дор Варя́г и сын его Иоа́нн — христиане, ставшие первыми известными мучениками на Руси за веру[1].

День памяти отмечается 25 июля (12 июля по старому стилю).

Содержание

Жизнеописание

Родившийся в X-м столетии, Феодор продолжительное время служил в Византии, где принял святое Крещение[2]. Затем переехал жить в город Киев. У Феодора был сын, который также как и он исповедовал христианство. Он был одним из лучших княжеских дружинников[3].

В старинных рукописях встречаются следующие написания языческого имени Феодора: Тур (скандинавское Тор) и Утор (скандинавское Оттар)[2].

Гибель

Согласно традиционной агиографии[источник не указан 393 дня] Русской Церкви, пострадали за Христа от язычников. Последние, подстрекаемые жрецами, умертвили юношу Иоанна, который по жребию должен был быть принесён в жертву кумирам, и его отца Феодора, пытавшегося противостать толпе и изобличить тщету её кумиров.

В повести временных лет Нестор Летописец сообщает о них следующее:

И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили.

— Повесть временных лет на сайте «Древнерусская литература»

Точная дата гибели варягов Феодора и Иоанна неизвестна. По основной версии[2], их кончина наступила 12 июля 978 года на следующий день после начала первого периода торжества язычества в Киеве, связанного с походом Владимира на Киев и его вокняжением 11 июля 978 года, сопровождавшемся вознесением благодарения богам и совершением человеческих жертвоприношений. Его поход на Киев в том году помимо военно-политических целей преследовал также и религиозные задачи: то была попытка русско-варяжского язычества подавить нарождавшееся в Киеве христианство. Считается также[2], что это событие могло произойти позже — летом 983 года, в период восстания язычников по всему славяно-германскому миру.

Считается[3][4], что события, связанные с кончиной Феодора и Иоанна в некоторой степени повлияли на решение Владимира стать христианином. Его потрясло случившееся, а именно то мужество, с которым варяг Феодор в одиночку противостоял толпе разъярённых киевлян, которое могло быть явлено лишь при защите правого дела.

Исследования

По предположению некоторых историков[каких?], во время археологических раскопок в 1908 году возле стен Десятинной церкви обнаружены остатки дома варяга, представляющие собой разрушенный двухэтажный деревянный сруб размером 5,5 на 5,5 метров[1].

Память

Десятинная церковь в XIX веке

См. также

Примечания

  1. 1 2 Б. С. Романов Роковые предсказания России. — Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006. — С. 132. — 320 с.
  2. ↑ Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн  (рус.). ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 7 сентября 2011.
  3. ↑ Святой равноапостольный князь Владимир  (рус.). Мир. Человек. Слово. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 7 сентября 2011.
  4. История Русской Церкви. — Сергиев Посад, 2006. — С. 9-10. — 87 с.

Ссылки

  • Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн
  • Мученик Феодор Варяг, Киевский
  • Введенский А. М. Житие варягов — мучеников (функционирование легенды в летописи и Прологе) // Древняя Русь Вопросы медиевистики. 2009. № 4 (38). С. 63 — 72
  • Лукин П. В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: текстологический аспект // Древняя Русь Вопросы медиевистики. 2009. № 4 (38). С. 73 — 96

Феодор-варяг и Иоанн, мученики.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93