Лайонел Хэмптон Lionel Hampton |
|
Лайонел Хэмптон в 1979 году на джазовом фестивале «Северное море» |
|
Основная информация | |
---|---|
Имя при рождении |
Лайонел Лео Хэмптон |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
31 августа 2002 (94 года) |
Место смерти |
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США |
Годы активности | |
Страна | |
Профессии | |
Инструменты | |
Жанры |
Свинг |
Псевдонимы |
Hamp, Mad Lionel |
Сотрудничество |
Квинси Джонс, Луи Армстронг, Бенни Гудмэн, Чарли Паркер, Глория Паркер, Оскар Питерсон, Бадди Де Франко, Тедди Уилсон. |
Лейблы |
Лайонел Лео Хэмптон (англ. Lionel Leo Hampton; 20 апреля 1908 — 31 августа 2002 — американский джазовый музыкант и бэнд-лидер, а также вибрафонист, исполнитель на ударных инструментах, пианист, вокалист, актер и выдающийся шоумен[1].
Содержание |
Лайонел родился в Луисвилле, в штате Кентукки и был воспитан бабушкой. Вскоре после его рождения они с матерью переехали в ее родной город Бирмингем (штат Алабама)[2][3][4]. Раннее детство он провел в Кеноша, штат Висконсин, в 1916 году семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс. В 1920-х Хэмптон брал уроки игры на ксилофоне и начал играть на барабанах. Хэмптон воспитывался в католической вере, и начал играть на флейте и ударных в академии Holy Rosary недалеко от Чикаго.
Ударные инструменты осваивал в школе, затем в юношеском военном оркестре перешел на литавры и маримбу. Купить инструменты, а также необходимую для музыканта одежду помог дядя — бутлегер Ричард Морган (позже, став шофером блюзовой вокалистки Бесси Смит, он будет обвинён в её гибели)[5].
Лайонел Хэмптон начал свою музыкальную карьеру с игры на ударных для «Chicago Defender Newboys' Band» когда он был молодым подростком в Чикаго. Затем переехал в Калифорнию в 1927 или 1928 году, где играл на ударных инструментах для «Dixieland Blues-Blowers». Первую свою запись он сделал с The Quality Serenaders под руководством Пола Ховарда, затем уехал в Culver Sity и играл на ударных для «Les Hite» в Sebastian’s Cotton Club. Тогда же он начал практиковался на вибрафоне. В 1930 году, когда Луи Армстронг приехал в Калифорнию и посетил «Les Hite», он спросил Хэмптона, смог бы тот играть на вибрафоне на два голоса. Так Лайонел начал свою карьеру вибрафониста, и именно он сделал этот инструмент популярным, как никогда ранее[6].
За время работы в группе «Les Hite» Хэмптон также выступал с Нэтом Шилкретим и его оркестром. В начале 1930-х годов он учился музыке в университете Северной Калифорнии. В 1934 он возглавлял собственный оркестр и в 1936 году появился с Бингом Кроссби в фильме «Pennies From Heaven» вместе с Луи Армстронгом[7].
В ноябре 1936 года, когда Бенни Гудмен приехал в Лос-Анджелес со своим оркестром[8], Джон Хэммонд привел его на выступление Хэмптона. Гудмэн пригласил Лайонела вступить в его трио, которое в результате преобразовалось в квартет, состоящий из Гудмена, Хэмптона, Тедди Уилсона (фортепиано) и Джина Крупа (ударные)[9]. Квартет стал ведущей малой группой во времена доминирования биг-бэндов, кроме того, стал одним из первых расово смешанных джазовых коллективов, выступавших для широкой аудитории.
Когда Хэмптон работал с Гудменом в Нью-Йорке, он также записывался с различными небольшими группами, известными как «Оркестр Лайонел Хэмптона». В 1940 году Хэмптон покинул оркестр Гудмена, чтобы создать свой собственный биг-бэнд.
Оркестр Хэмптона был популярным в 40-х и в ранних 50-х. В 1942 он записал классическую версию «Flying Home» (с соло на саксофоне Иллинойса Джеккета). Запись приобрела популярность, и в 1944 году они записали «Flying Home, Number Two» совместно с Арнеттом Коббом. Хэмптон играл «Flying Home» приблизительно 300 раз в год в течение следующих 50 лет[10].
Гитарист Билли Мэккел присоединился к Хэмптону в 1944 и с тех пор выступал и записывался с ним до конца 70-х[11]. В 1947 была записана песня «Stardust» совместно с Чарли Шейверсом и Слэмом Стюартом (продюсер Джин Норман).
С середины 40-х до начала 50-х оркестр Хэмптона играл джаз и ритм-энд-блюз и записывался на звукозаписывающей компании Decca Records. В оркестр вошли многие исполнители, позже ставшие знаменитыми, как композитор и басист Чарльз Мингус, саксофонист Джонни Гриффин, гитарист Вэс Монтгомери, вокалистка Дайна Вашингтон, клавишник Милт Бакнер, а также Диззи Гиллеспи, Кэт Андерсон, Кенни Дорхэм, Снуки Янг, тромбонист Джимми Клевеленд, саксофонисты Иллинойс Джеккет и Джером Ричардсон.
В 1953 году начались гастроли оркестра в Европе, состав включал Клиффорда Брауна, Гиги Груйса, Энтони Ортега, Монка Монтгомери, Джорджа Вэллингтона, Арта Аэрмера, Куинси Джонса и певицу Энни Росс. В 40-х и 50-х Хэмптон также продолжал записываться с малыми составами и джем-сессиями, вместе с Оскаром Питерсоном, Артом Тэтумом, Бадди Де Франко и другими[12]. В 1955 году, работая в Калифорнии над книгой «История Бенни Гудмена», он сделал записи для Нормана Гранца со Стэном Гетцом и Артом Тэтумом, а также со своим биг-бэндом.
Хэмптон записывался с Луи Армстронгом и с итальянской певицой Лорой Сэинт Пол в 1968 году на музыкальном фестивале в Сан-Ремо Италии[13]. В том же году Папа Римский Павел VI пригласил Хэмптона для выступления и вручил ему медаль.
В 60-х годах группы Хэмптона переживали упадок, все еще исполняя то, что имело успех в 40-х и 50-х, но уже не приносило столько денег, как раньше. Не лучше шли дела и в 70-х, хотя он еще продолжал записываться на «Who’s Who Record Label».[12] .
Начиная с 1984 года Хэмптон играл в университете Айдахо на ежегодном джазовом фестивале, который позже назовут «Джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона». В 1987 году музыкальный факультет университета Айдахо был назван в честь Хэмптона, это был первый факультет университета, получивший имя джазового музыканта.
Хэмптон продолжал музыкальные выступления до инсульта, который произошел в Париже в 1991 году. Это, вместе с хроническим артритом, заставило его резко сократить выступления. Тем не менее он смог выступить в Смитсоновском национальном музее американской истории в 2001 году незадолго до смерти[12][14][15].
В 1936 году Лайонел Хэмптон женился на Глэдис Риддл (ок. 1910—1971). Глэдис была бизнес-менеджером Лайонела на протяжении большей части его карьеры. Многие музыканты вспоминали, что Лайонел стремился к музыке, а Глэдис — к бизнесу.
В 50-е годы Хэмптон интересовался иудаизмом и отправил много денег в помощь Израилю. В 1953 году он написал сюиту «Царь Дэвид» и исполнил ее в Израиле с «Бостонским поп-оркестром». Позже он стал приверженцем доктрины «Христианская наука»[14].
Хэмптон отличался любовью к щенкам, у него их было более тридцати. Половину из них он называл Билл, другую половину — Шэрон.
Лайонел имел 33-ю степень посвящения в Масонстве Принц Холла в Нью-Йорке[16]. В январе 1997, его квартира загорелась, в огне пострадали его награды и личные вещи но сам Хэмптон остался невридим[17].
Лайонел Хэмптон умер от сердечной недостаточности 31 августа 2002 года в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк. Его похороны состоялись 7 сентября 2002 года и сопровождались выступлением Уинтона Марсалиса и оркестра Дэвида Оствальда в церкви Риверсайд в Манхэттене; процессия началась в Cotton Club в Гарлеме.
За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса.
Со смертью Хэмптона мы утрачиваем часть ранней эры джаза
— сказал Фил Шаап, музыкальный историк.
Он был действительно фигура. Он персонифицировал дух джаза, потому-то так много радости в его игре.
— сказал саксофонист Сонни Роллинс, который играл с Хэмптоном в 1950-х. Знаменитый Квинси Джонс, много раз становившийся лауреатом «Грэмми», продюсер и композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет.
Он преподавал мне, помимо самого искусства, как надо отдыхать, как смеяться и как жить. Небеса будут определенно чувствовать некоторый особый джазовый ритм теперь.
За свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до Клинтона. Когда он играл для Трумена, это был первый черный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме.
В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награжденный нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи сгорели при пожаре двумя днями ранее.
Его память почтил президент Джордж Буш, сказав:
От нас ушел легендарный человек, в чьей жизни отразилась история музыки[10].
Хэмптон был глубоко вовлечен в различные благотворительные проекты и создал строительную компанию «Lionel Hampton Development» . Корпорация начала работать в Гарлеме, Нью-Йорк в 1960-х годах при помощи, оказанной Республиканской партией США и губернатором от этой партии Нельсоном Рокфеллером, ею были построены жилые комплексы и центры музыкального образования для детей из малоимущих негритянских семей. В 1988 году Хэмптон основал Центр исполнительских искусств в штате Айдахо и стал художественным руководителей джаз-фестиваля в маленьком городе Москоу.
Хэмптон был убежденным республиканцем и много раз был членом национальных съездов республиканской партии[18]. На протяжении нескольких лет он был вице-президентом республиканского комитета округа Нью-Йорк, а также членом комиссии по правам человека.[19]. За свою жизнь Хэмптон пожертвовал Республиканской партии почти 300 тысяч долларов[20].
Год | Альбом | Лейбл |
---|---|---|
1937—39 | Benny Goodman -The Complete RCA Victor Small Group Recordings | RCA Records |
1937—39 | Hot Mallets, Vol. 1 | Bluebird Records |
1937—39 | The Jumpin Five, Vol. 2 | Bluebird Records |
1938 | The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert | Columbia Records |
1939—40 | Tempo and Swing | Bluebird Records |
1944 | Star Dust | Verve Records |
1947 | with the Just Jazz All Stars | GNP Crescendo/Vogue 78s/London Records 1972 transfer |
1953—54 | The Lionel Hampton Quintet | Verve Records |
1955 | Hamp and Getz | Verve Records |
1958 | The Golden Vibes | Columbia Records |
1958 | Lionel | Audio Fidelity |
1960 | Silver Vibes | Columbia Records |
1963 | Benny Goodman Together Again! | Columbia Records |
1963 | You Better Know It!!! | Impulse! Records |
1972 | Please Sunrise | Brunswick Record Corporation |
1988 | Mostly Blues | Jazz Heritage Society |
1991 | Live at the Blue Note | Columbia Records |
Год | Альбом | Лейбл |
---|---|---|
37—40 | Swing Classics — Lionel Hampton and His Jazz Groups | RCA Victor LPM-2318 |
39—56 | Greatest Hits | RCA Victor |
42—63 | Hamp! | GRP/Decca |
37—63 | The Lionel Hampton Story | Proper |
Год | Фильм | Роль | Режиссер | Жанр |
---|---|---|---|---|
1933 | Girl Without A Room | Лайонел Хэмптон | Ralph Murphy | Комедия |
1936 | Pennies From Heaven | Лайонел Хэмптон | Norman Z. McLeod | Комедия/Музыкальный фильм |
1937 | Hollywood Hotel | Лайонел Хэмптон | Busby Berkeley | Музыкальный фильм/Романс |
1938 | For Auld Lang Syne | Лайонел Хэмптон | ? | Документальный фильм |
1948 | A Song Is Born | Лайонел Хэмптон | Howard Hawks | Comedy/Musical |
1949 | Lionel Hampton and His Orchestra | Лайонел Хэмптон | Will Cowan | Music |
1955 | Musik, Musik and nur Musik | Лайонел Хэмптон | Ernst Matray | Комедия |
1955 | The Benny Goodman Story | Лайонел Хэмптон | Valentine Davies | Драма |
1957 | Mister Rock and Roll | Лайонел Хэмптон | Charles S. Dubin | Драма/Музыкальный фильм |
1980 | But Then She’s Betty Carter | Лайонел Хэмптон | Michelle Parkerson | Документальный фильм |
Хэмптон, Лайонел.