Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Хэмптон, Лайонел

Лайонел Хэмптон
Lionel Hampton

Лайонел Хэмптон в 1979 году на джазовом фестивале «Северное море»
Основная информация
Имя при рождении

Лайонел Лео Хэмптон

Дата рождения

20 апреля 1908(1908-04-20)

Место рождения

Луисвилл,штат Кентукки,США

Дата смерти

31 августа 2002(2002-08-31) (94 года)

Место смерти

Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США

Годы активности

19272002

Страна

 США

Профессии

пианист, вокалист, актёр, композитор, шоумен, перкуссионист

Инструменты

ударные, пианино, вокал

Жанры

Свинг
Биг-бэнд
Нью-Йорк блюз
мэйнстрим-джаз

Псевдонимы

Hamp, Mad Lionel

Сотрудничество

Квинси Джонс, Луи Армстронг, Бенни Гудмэн, Чарли Паркер, Глория Паркер, Оскар Питерсон, Бадди Де Франко, Тедди Уилсон.

Лейблы

Decca

Лайонел Лео Хэмптон (англ. Lionel Leo Hampton; 20 апреля 1908(19080420) — 31 августа 2002  — американский джазовый музыкант и бэнд-лидер, а также вибрафонист, исполнитель на ударных инструментах, пианист, вокалист, актер и выдающийся шоумен[1].

Содержание

Биография

Детство

Лайонел родился в Луисвилле, в штате Кентукки и был воспитан бабушкой. Вскоре после его рождения они с матерью переехали в ее родной город Бирмингем (штат Алабама)[2][3][4]. Раннее детство он провел в Кеноша, штат Висконсин, в 1916 году семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс. В 1920-х Хэмптон брал уроки игры на ксилофоне и начал играть на барабанах. Хэмптон воспитывался в католической вере, и начал играть на флейте и ударных в академии Holy Rosary недалеко от Чикаго.

Начало карьеры

Ударные инструменты осваивал в школе, затем в юношеском военном оркестре перешел на литавры и маримбу. Купить инструменты, а также необходимую для музыканта одежду помог дядя — бутлегер Ричард Морган (позже, став шофером блюзовой вокалистки Бесси Смит, он будет обвинён в её гибели)[5].

Лайонел Хэмптон начал свою музыкальную карьеру с игры на ударных для «Chicago Defender Newboys' Band» когда он был молодым подростком в Чикаго. Затем переехал в Калифорнию в 1927 или 1928 году, где играл на ударных инструментах для «Dixieland Blues-Blowers». Первую свою запись он сделал с The Quality Serenaders под руководством Пола Ховарда, затем уехал в Culver Sity и играл на ударных для «Les Hite» в Sebastian’s Cotton Club. Тогда же он начал практиковался на вибрафоне. В 1930 году, когда Луи Армстронг приехал в Калифорнию и посетил «Les Hite», он спросил Хэмптона, смог бы тот играть на вибрафоне на два голоса. Так Лайонел начал свою карьеру вибрафониста, и именно он сделал этот инструмент популярным, как никогда ранее[6].

За время работы в группе «Les Hite» Хэмптон также выступал с Нэтом Шилкретим и его оркестром. В начале 1930-х годов он учился музыке в университете Северной Калифорнии. В 1934 он возглавлял собственный оркестр и в 1936 году появился с Бингом Кроссби в фильме «Pennies From Heaven» вместе с Луи Армстронгом[7].

Сотрудничество с Бенни Гудменом

В ноябре 1936 года, когда Бенни Гудмен приехал в Лос-Анджелес со своим оркестром[8], Джон Хэммонд привел его на выступление Хэмптона. Гудмэн пригласил Лайонела вступить в его трио, которое в результате преобразовалось в квартет, состоящий из Гудмена, Хэмптона, Тедди Уилсона (фортепиано) и Джина Крупа (ударные)[9]. Квартет стал ведущей малой группой во времена доминирования биг-бэндов, кроме того, стал одним из первых расово смешанных джазовых коллективов, выступавших для широкой аудитории.

Лайонел Хэмптон и его оркестр

Лайонел Хэмптон на концерте В Аахене, Германия. Май 19, 1977 год

Когда Хэмптон работал с Гудменом в Нью-Йорке, он также записывался с различными небольшими группами, известными как «Оркестр Лайонел Хэмптона». В 1940 году Хэмптон покинул оркестр Гудмена, чтобы создать свой собственный биг-бэнд.

Оркестр Хэмптона был популярным в 40-х и в ранних 50-х. В 1942 он записал классическую версию  «Flying Home» (с соло на саксофоне Иллинойса Джеккета). Запись приобрела популярность, и в 1944 году они записали «Flying Home, Number Two» совместно с Арнеттом Коббом. Хэмптон играл «Flying Home» приблизительно 300 раз в год в течение следующих 50 лет[10].

Гитарист Билли Мэккел присоединился к Хэмптону в 1944 и с тех пор выступал и записывался с ним до конца 70-х[11]. В 1947 была записана песня «Stardust» совместно с Чарли Шейверсом и Слэмом Стюартом (продюсер Джин Норман).

С середины 40-х до начала 50-х оркестр Хэмптона играл джаз и ритм-энд-блюз и записывался на звукозаписывающей компании Decca Records. В оркестр вошли многие исполнители, позже ставшие знаменитыми, как композитор и басист Чарльз Мингус, саксофонист Джонни Гриффин, гитарист Вэс Монтгомери, вокалистка Дайна Вашингтон, клавишник Милт Бакнер, а также Диззи Гиллеспи, Кэт Андерсон, Кенни Дорхэм, Снуки Янг, тромбонист Джимми Клевеленд, саксофонисты Иллинойс Джеккет и Джером Ричардсон.

В 1953 году начались гастроли оркестра в Европе, состав включал Клиффорда Брауна, Гиги Груйса, Энтони Ортега, Монка Монтгомери, Джорджа Вэллингтона, Арта Аэрмера, Куинси Джонса и певицу Энни Росс. В 40-х и 50-х Хэмптон также продолжал записываться с малыми составами и джем-сессиями, вместе с Оскаром Питерсоном, Артом Тэтумом, Бадди Де Франко и другими[12]. В 1955 году, работая в Калифорнии над книгой «История Бенни Гудмена», он сделал записи для Нормана Гранца со Стэном Гетцом и Артом Тэтумом, а также со своим биг-бэндом.

Хэмптон записывался с Луи Армстронгом и с итальянской певицой Лорой Сэинт Пол в 1968 году на музыкальном фестивале в Сан-Ремо Италии[13]. В том же году Папа Римский Павел VI пригласил Хэмптона для выступления и вручил ему медаль.

Поздние годы

Президент Джордж Буш поздравляет Лайонела Хэмптона на церемонии посвященной месяцу «черной музыки» 30 июня 2001

В 60-х годах группы Хэмптона переживали упадок, все еще исполняя то, что имело успех в 40-х и 50-х, но уже не приносило столько денег, как раньше. Не лучше шли дела и в 70-х, хотя он еще продолжал записываться на «Who’s Who Record Label».[12] .

Начиная с 1984 года Хэмптон играл в университете Айдахо на ежегодном джазовом фестивале, который позже назовут «Джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона». В 1987 году музыкальный факультет университета Айдахо был назван в честь Хэмптона, это был первый факультет университета, получивший имя джазового музыканта.

Хэмптон продолжал музыкальные выступления до инсульта, который произошел в Париже в 1991 году. Это, вместе с хроническим артритом, заставило его резко сократить выступления. Тем не менее он смог выступить в Смитсоновском национальном музее американской истории в 2001 году незадолго до смерти[12][14][15].

Личная жизнь

В 1936 году Лайонел Хэмптон женился на Глэдис Риддл (ок. 1910—1971). Глэдис была бизнес-менеджером Лайонела на протяжении большей части его карьеры. Многие музыканты вспоминали, что Лайонел стремился к музыке, а Глэдис — к бизнесу.

В 50-е годы Хэмптон интересовался иудаизмом и отправил много денег в помощь Израилю. В 1953 году он написал сюиту «Царь Дэвид» и исполнил ее в Израиле с «Бостонским поп-оркестром». Позже он стал приверженцем доктрины «Христианская наука»[14].

Хэмптон отличался любовью к щенкам, у него их было более тридцати. Половину из них он называл Билл, другую половину — Шэрон.

Лайонел имел 33-ю степень посвящения в Масонстве Принц Холла в Нью-Йорке[16]. В январе 1997, его квартира загорелась, в огне пострадали его награды и личные вещи но сам Хэмптон остался невридим[17].

Смерть

Лайонел Хэмптон умер от сердечной недостаточности 31 августа 2002 года в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк. Его похороны состоялись 7 сентября 2002 года и сопровождались выступлением Уинтона Марсалиса и оркестра Дэвида Оствальда в церкви Риверсайд в Манхэттене; процессия началась в Cotton Club в Гарлеме.

Признание

Памятник Лаонелу Хэмптону

За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса.

Со смертью Хэмптона мы утрачиваем часть ранней эры джаза

 — сказал Фил Шаап, музыкальный историк.

Он был действительно фигура. Он персонифицировал дух джаза, потому-то так много радости в его игре.

 — сказал саксофонист Сонни Роллинс, который играл с Хэмптоном в 1950-х. Знаменитый Квинси Джонс, много раз становившийся лауреатом «Грэмми», продюсер и композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет.

Он преподавал мне, помимо самого искусства, как надо отдыхать, как смеяться и как жить. Небеса будут определенно чувствовать некоторый особый джазовый ритм теперь.

За свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до Клинтона. Когда он играл для Трумена, это был первый черный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме.

В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награжденный нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи сгорели при пожаре двумя днями ранее.

Его память почтил президент Джордж Буш, сказав:

От нас ушел легендарный человек, в чьей жизни отразилась история музыки[10].
плита памяти Лайонелу Хэмптону — улица известности

Общественная деятельность

Дома, названные именем Лайонела Хэмптона (далеко вправо) фото сделано Джорданом Дэвисом

Хэмптон был глубоко вовлечен в различные благотворительные проекты и создал строительную компанию «Lionel Hampton Development» . Корпорация начала работать в Гарлеме, Нью-Йорк в 1960-х годах при помощи, оказанной Республиканской партией США и губернатором от этой партии Нельсоном Рокфеллером, ею были построены жилые комплексы и центры музыкального образования для детей из малоимущих негритянских семей. В 1988 году Хэмптон основал Центр исполнительских искусств в штате Айдахо и стал художественным руководителей джаз-фестиваля в маленьком городе Москоу.

Хэмптон был убежденным республиканцем и много раз был членом национальных съездов республиканской партии[18]. На протяжении нескольких лет он был вице-президентом республиканского комитета округа Нью-Йорк, а также членом комиссии по правам человека.[19]. За свою жизнь Хэмптон пожертвовал Республиканской партии почти 300 тысяч долларов[20].

Награды

Дискография

Год Альбом Лейбл
1937—39 Benny Goodman -The Complete RCA Victor Small Group Recordings RCA Records
1937—39 Hot Mallets, Vol. 1 Bluebird Records
1937—39 The Jumpin Five, Vol. 2 Bluebird Records
1938 The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert Columbia Records
1939—40 Tempo and Swing Bluebird Records
1944 Star Dust Verve Records
1947 with the Just Jazz All Stars GNP Crescendo/Vogue 78s/London Records 1972 transfer
1953—54 The Lionel Hampton Quintet Verve Records
1955 Hamp and Getz Verve Records
1958 The Golden Vibes Columbia Records
1958 Lionel Audio Fidelity
1960 Silver Vibes Columbia Records
1963 Benny Goodman Together Again! Columbia Records
1963 You Better Know It!!! Impulse! Records
1972 Please Sunrise Brunswick Record Corporation
1988 Mostly Blues Jazz Heritage Society
1991 Live at the Blue Note Columbia Records
Сборные альбомы
Год Альбом Лейбл
37—40 Swing Classics — Lionel Hampton and His Jazz Groups RCA Victor LPM-2318
39—56 Greatest Hits RCA Victor
42—63 Hamp! GRP/Decca
37—63 The Lionel Hampton Story Proper

Фильмография

Год Фильм Роль Режиссер Жанр
1933 Girl Without A Room Лайонел Хэмптон Ralph Murphy Комедия
1936 Pennies From Heaven Лайонел Хэмптон Norman Z. McLeod Комедия/Музыкальный фильм
1937 Hollywood Hotel Лайонел Хэмптон Busby Berkeley Музыкальный фильм/Романс
1938 For Auld Lang Syne Лайонел Хэмптон ? Документальный фильм
1948 A Song Is Born Лайонел Хэмптон Howard Hawks Comedy/Musical
1949 Lionel Hampton and His Orchestra  Лайонел Хэмптон Will Cowan Music
1955 Musik, Musik and nur Musik Лайонел Хэмптон Ernst Matray Комедия
1955 The Benny Goodman Story  Лайонел Хэмптон Valentine Davies Драма
1957 Mister Rock and Roll Лайонел Хэмптон Charles S. Dubin Драма/Музыкальный фильм
1980 But Then She’s Betty Carter Лайонел Хэмптон Michelle Parkerson Документальный фильм

Ссылки

  • Всё о джазе
  • фотографии на сайте Jazzhouse.org
  • Новая музыка, клипы, песни и фото
  • Hampton/ Клипы и выступления исполнителя

Примечания

  1. жизнь и творчество музыканта
  2. Lionel Hampton, 1908–2002; After 75 Years Onstage, a Well-Earned Rest, The Village Voice (23 сентября 2002). Проверено 10 июня 2007.
  3. Percussive Arts Society Hall of Fame
  4. United States Marine Band Hall of Composers
  5. Музыка Лайонела Хэмптона
  6. Ibid"; Yanow, Scott
  7. Britt Stan Dexter Gordon: A Musical Biography. — Da Capo Press, 1989. — P. 31. — ISBN 0306803615
  8. «Ibid»; Yanow, Scott. Swing — The Third…
  9. Scott William B. New York Modern: The Arts and the City. — Johns Hopkins University Press, 1999. — P. 263. — ISBN 0801867932
  10. ↑ Памяти короля свинга
  11. «Billy Mackel», The New Grove Dictionary of Jazz. ed. Barry Kernfeld, 1988.
  12. 1 2 3 «Ibid»; Yanow, Scott. Swing — The Third…
  13. Lara Saint Paul — The Hits
  14. 1 2 «Ibid»; Voce, Steve
  15. Celebrated Jazz Artist Lionel Hampton Donates His Vibes To Smithsonian
  16. Cox Joseph Great Black Men of Masonry. — iUniverse, 2002. — P. 176. — ISBN 0595227295
  17. PUBLIC LIVES; More Fallout From Lamp Fire, The New York Times (January 9, 1998). Проверено 9 апреля 2008.
  18. Jackson Jeffrey H. Music And History: Bridging The Disciplines. — University Press of Mississippi, 2005. — P. 102. — ISBN 1578067626
  19. Paid Notice: Deaths HAMPTON, LIONEL, The New York Times (September 10, 2002). Проверено 3 июня 2007.
  20. Lionel Hampton, 1908—2002

Хэмптон, Лайонел.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93