Ча́йные го́нки — гонки клиперов с грузом чая по торговому пути из Китая в Англию.
Содержание |
Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозимый на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма.
В 1834 году Ост-Индская компания потеряла монополию на торговлю с Китаем. В 1849 году было отменено действие кромвелевского Навигационого Акта. И в этом же году в первом же рейсе в Гонконг американский клипер «Ориенталь» на обратном пути затрачивает 81 день. В следующем году — 80 дней. После этого английские купцы зафрахтовывают его на перевозку в Лондон. В 1850 году на выполнение этого перехода клипер затратил 97 суток. На верфи в Блэкуолле с него сняли мерку (пример промышленного шпионажа).
Уже в следующем году с шотландской верфи Худа в Абердине вдогонку американцам сходят клипера «Сторнэуэй» и «Кризелайт». В 1852 году с верфи Грина в Блэкуолле сходит построенный по чертежам разработанным с «Ориенталя» — клипер «Челленжер».
«Гончие псы океана» — такое прозвище получили клиперы на Британских островах — доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца[1]. Количественно ещё долгое время американский клиперный флот превосходил английский и в течение ещё нескольких лет на долю американских судов доставалась большая прибыль (англичанам приходилось фрахтовать американские суда).
В 1856 году началась война с Китаем.
С 1860 года американские клипера не фрахтовались англичанами, и клипер «Флайинг Клауд» был последним американским судном, доставившим чай в Лондон. Начиная с 1859 года, когда из китайских портов вышло одновременно 11 клиперов, чайные гонки стали проводиться регулярно[2]. Самая яркая из них прошла в 1866 году. Между 26 и 28 мая 1866 года с рейда города Фучжоу (Китай) стартовали 16 клиперов. После длинного пути 5 сентября клипера «Тайпин» и «Ариэль» с разницей в 10 минут в устье Темзы приняли на борт лоцманов. По этому поводу была большая шумиха в прессе, и владельцы «Тайпина», получив премию, разделили её с владельцами «Ариэля». А капитан «Тайпина» свою личную премию разделил с капитаном «Ариэля».
Название судна | 1859 | 1861 | 1866 | 1867 | 1868 | 1869 | 1870 | 1871 | 1872 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ариэль | 1 | 1 | x | x | lost | ||||
Блэк Принс | x | x | |||||||
Зайба | x | x | |||||||
Катти Сарк | x | 3 | last | ||||||
Леандр | x | 3 | |||||||
Лейлу | x | x | 1 | ||||||
Серика | 3 | x | x | x | x | ||||
Спиндрифт | 2 | x | |||||||
Сэр Ланселот | x | 3 | 1 | x | |||||
Тайпин | 2 | x | x | x | x | ||||
Тайцин | x | x | last | 2 | |||||
Титания | x | 3 | x | 1 | x | ||||
Файери Кросс | x | x | x | ||||||
Фермопилы | 2 | x | 2 | 3 | |||||
Фолкен | x | x | x | x | 1 | ||||
Форуорд Хо | x | last | |||||||
Флайнг Спэр | x | x | |||||||
Чайнамен | x | x | |||||||
Челленджер | last | last | |||||||
Эллен Роджер | x | x | |||||||
Янцзы | x | x | x | ||||||
Всего участвовало |
5 | 5 | 16 | 17 | 12 | 14 | 14 | 8 | 8 |
Клипер отсутствует в таблице, если участвовал менее чем двух гонках
x — участвовал
«n» — место
lost — «Ариэль» во время очередной «чайной гонки» пропал, и о его судьбе, как и о судьбе экипажа, ничего не известно.
«Катти Сарк» — единственный сохранившийся представитель великолепной плеяды «гончих псов океана» (и самый известный в мире). По пропорциям, конструкции и размерам корабль почти в точности соответствует непревзойденному скороходу — клиперу «Фермопилы». Клипер «Катти Сарк» построили в 1869 году на шотландской верфи «Линтон энд Скотт» по специальному заказу судовладельца Джона Уиллиса, для участия в чайных гонках. Длина судна составляла 65 м, ширина 12 м, высота борта 6,5 м. Судно трехмачтовое, с 29 основными парусами[4]. «Катти Сарк» принадлежит рекорд пройденного пути за сутки — 363 мили, средняя скорость более 15 узлов.[2].
С 1870 года «Катти Сарк» эксплуатировалась на «чайной» линии, но показанные результаты оценивались как средние. Наивысшим достижением стало третье место в гонке 1871 года, когда «Катти Сарк» пропустила вперед только легендарных «гончих» — «Титанию» и «Фермопилы».
1860 году пароход «Скотленд» совершил первый рейс из Шанхая в Ханькоу.
1863 году пароход «Роберт Лоу» доставил из Ханькоу в Лондон груз, большей частью которого был чай.
Вероятно в 1867 году «Агамемнон» преодолел путь из Ливерпуля до Шанхая за 80 суток, а обратно — за 86 суток. В этом же году к нему присоединились «Аякс» и «Ахилл» («Оушн Стим Компани»).
В 1869 году был открыт Суэцкий канал, и для пароходов путь значительно сократился. В 1887 году путь из Бомбея в Лондон на пароходе занимал 16½ дней, из Мельбурна — 35 дней[5]. Они стали приходить первыми, возить лучший груз, получать большую прибыль, большим парусникам пришлось уйти на другие маршруты.
Исторические торговые пути | ||
---|---|---|
Древний мир | ||
Средние века | ||
Новое время |
Дорога специй • Манильские галеоны • Серебряный флот • Треугольная торговля • Сибирский тракт • Чайные гонки |
|
Гипотетические |
Известные клипера, их инженеры и строители | |
---|---|
Клипера, британской постройки | Ариэль · Чёрная змея · Челленджер · Город Аделаида · Катти Сарк · Хэллоу'ин · Ламмермюр (1856) · Ламмермюр (1864) · Ле'андр · Лотэйр · Норманнский Двор · Сэр Ланцелот · Тайпин · Тайлёр · Фермопилы · Тайцинг |
Клипера, американской постройки | Ренбоу · Чемпион морей · Летящее облако · Великая республика · Джеймс Бейнс · Молния · Морская ведьма · Властелин морей · Гончая · Тикондерога |
Клипера, голландской постройки | Калифорния · Космополит · Штад Амстердам |
Британские инженеры и строители | Геркулес Линтон · Уильям Литгоу · Джон Скотт Расселл · Скотт и Линтон |
Американские инженеры и строители | Дональд МакКей · Натаниэль Палмер · Уильям Генри Вебб |
Чайные гонки.