Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Челябинский троллейбус

Челябинский троллейбус
Троллейбусная система
Страна

Россия

Город

Челябинск

Дата открытия

5 декабря 1942

Количество маршрутов

18

Количество троллейбусных парков

2

Количество троллейбусов

340

Компания-перевозчик

МУП «Челябгортранс»

Челябинский троллейбус — троллейбусная система, действующая в Челябинске. Открыта 5 декабря 1942 года. Первый рейс прошёл по маршруту № 2 ЧТЗ — ул. Клары Цеткин, протяжённость линий составляла 18 км, было открыто 2 маршрута.

На настоящий момент действует 18 троллейбусных маршрутов[1] , эксплуатируется 340 машин[2] , они обслуживаются в двух троллейбусных депо . Троллейбусная система охватывает все районы города и в 2008 году ежедневно перевозила 148 тысяч человек[3] . Осуществлением в Челябинске троллейбусных, трамвайных, и автобусных пассажирских перевозок занимается муниципальное предприятие МУП «Челябгортранс»[4]. Начальником управления с 2010 года является Александр Григорьевич Терешкин[5].

29 марта 2012 года глава администрации Челябинска Сергей Давыдов заявил, что троллейбусное движение в городе будет прекращено в обозримом будущем[6][7] .

Содержание

История

Открытие, Советский период

Первоначально открытие троллейбусного движения планировалось 7 ноября 1942 года — годовщины Октябрьской революции. Однако движение открылось 5 декабря 1942 года, протяжённость троллейбусных линий составила 18 км. На тот момент существовали два маршрута: ул. Клары Цеткин — ЧТЗ и ул. Клары Цеткин — железнодорожный вокзал. Подвижной состав был из 15 троллейбусных вагонов ЯТБ-1, эвакуированных из Москвы.

В 1943 году была продлена линия от ул. Клары Цеткин до стадиона «Динамо», в этом же году из Самары прибыли 3 вагона б/у. Через 5 лет подвижной состав пополнился 4 новыми троллейбусами МТБ-82. В 1950 году введена в действие линия по ул. Клары Цеткин и ул. Коммуны до Парка культуры и отдыха. 7 ноября 1957 года — к 40-летию Октябрьской революции открыта линия от пр. Ленина до КБС, началось строительство первого троллейбусного депо, которое было открыто в 1959 году. В 1960 году были открыты линии до Областной больницы и по ул. Бажова — от ул. Туристов до Первоозёрного поселка. На тот момент протяженность троллейбусных линий составляла 51,5 км, курсировало 79 машин. Через год в Челябинске появились троллейбусы марки ЗиУ-5. В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, в Металлургическом районе открыта линия. К этому году количество эксплуатировавшихся машин составляло 114 единиц. В 1968 году была продлена линия до Радиозавода (старая линия по ул. Клары Цеткин и ул. Коммуны демонтировалась), а через год открылись ещё две троллейбусные линии: от КБС до Механического завода по Копейскому шоссе и от КБС до ул. Новороссийской по ул. Гагарина. К 1970 году протяжённость линий составляла 96,3 км, подвижной состав насчитывал 211 единиц, в этом же году открыта линия от озера Смолино до ул. Энергетиков (к столетию со дня рождения В. И. Ленина). В 1970-е троллейбусная система продолжала активно развиваться и были открыты линии: ул. Бажова — ЖБИ, ЧТЗ — ТЭЦ-2 по ул. Линейной, Свердловский пр. — Комсомольский пр., по ул. Сони Кривой до Свердловского пр., от ул. Энергетиков до Механического завода. Если в 1975 году количество машин составляло 277 единиц, то к концу 1980 года — 376 ; протяжённость линий в 1975 году была 145,4 км, к концу 1980 года — 158,4 км. В 1975 году началась эксплуатация машин ЗиУ-9, а уже через 7 лет подвижной состав состоял только из них. Также в 1975 году открыто троллейбусное депо № 2. В 1983 году открыта линия Механический завод — ЧКПЗ, через два года открыта ещё одна линия до Больницы ЧТПЗ. В 1988 году открыта линия ул. Танкистов — ТЭЦ-3, открыто троллейбусное депо № 3. В 1989 году на бортах общественного транспорта начала появляться реклама. К 1990 году закончилась реконструкция диспетчерской ПКиО: пристроены одноагрегатная тяговая подстанция и второй этаж для столовой.

Постсоветский период

Троллейбус ЛиАЗ-5280 на проспекте Ленина

За последние 20 лет троллейбусная сеть развивается медленно, хотя и быстрей трамвайной. Было открыто только 3 линии: в 1994 году открытие линий по ул. Молодогвардейцев от Комсомольского проспекта до ул. Братьев Кашириных и по ул. Братьев Кашириных, ул. Северокрымской, ул. Труда до ул. Энгельса; в 1997 году пуск в эксплуатацию линии по ул. Энгельса (в сторону ПКиО); в 2006 году введена линия на северо-западе[8][9], которая пролегает от ул. Молдавская по Комсомольскому пр. и улицам Чичерина, Братьев Кашириных.

Обновляется подвижной состав. В 1992 году закуплен троллейбус марки ЗиУ-10. В сентябре 1996 года в Челябинск из Будапешта прибыли 19 троллейбусов марки Ikarus-280T 1989 года выпуска. В 2000 году произошла покупка троллейбуса марки Тролза-5264-01 «Столица». В 2008 году начата эксплуатация 46 троллейбусов марки ЛиАЗ-5280.

Общая информация

Маршруты

В настоящее время действует 18 маршрутов. Челябинский троллейбус по количеству маршрутов занимает 6-е место после Брянского, Московского, Санкт-Петербургского, Стерлитамакского и Тольяттинского троллейбусов. Список маршрутов[10][1]:

Маршрут Начальная остановка Конечная остановка
1 Вокзал ПКиО
5 Вокзал АМЗ
6 ЧТЗ поселок Первоозёрный
8 ПКиО ЧКПЗ
9 ТЭЦ-2 ЖБИ
10 ПКиО «Солнечный берег»
11 ЧТЗ АМЗ
12 АМЗ улица Молдавская
13к Алое Поле улица Братьев Кашириных
14 ЧМК улица Братьев Кашириных
15 ЧМК улица Молдавская
16 АМЗ ЖБИ
17 Вокзал улица Молдавская
18 Вокзал ЧКПЗ
19 ПКиО поселок Первоозёрный
21 Вокзал ТЭЦ-3
23 Ул. Молдавская Мебельная фабрика
26к Ул. Молдавская Алое Поле

Оплата проезда

На 2012 год проезд в трамвае для старших детей и взрослых составляет 10 рублей[11], для детей — 5 рублей. Помимо наличного расчёта есть ещё четыре способа электронной оплаты[12]: Транспортная карта — списывание стоимости поездки с карточки, Электронный проездной — действие которой 1 месяц на неограниченное количество поездок, Социальная карта — электронная оплата проезда для льготников, Транспортно-банковская карта — взаимодействие Транспортной карты и банковской карты (поддерживаются Visa и MasterCard). Документом об оплате проезда является чек, в котором указана информация о маршруте, время получения чека, цена[13][14][15].

С 1948 года плата за проезд в троллейбуса не превышала 5 копеек[16], в 1960 году было прекращено прекращено кондукторное обслуживание пассажиров, пассажиры стали оплачивать проезд с помощью гашения абонементных талонов компостерами[17]. После распада Советского Союза для детей действовал бесплатный проезд, который был отменён в 2005 году[18]. Последнее повышение оплаты проезда до 10 рублей произошло 1 апреля 2008 года из-за больших убытков общественного транспорта Челябинска[19][20]. До 2012 года документом об оплате проезда являлся билет. В июне 2011 года в троллейбусах маршрута № 19 началось тестирование новых терминалов[21], которые выдают чек, впоследствии эта система внедрена во всём общественном транспорте Челябинска.

Троллейбусные депо

Для нумерации пассажирских троллейбусов используются, как и для трамваев, четырёхзначные числа, в которых первая цифра совпадает с номером депо. Такая нумерация является избыточной, так как вторая цифра номера для троллейбусов каждого депо также является уникальной: для нумерации троллейбусов первого депо используют номера 1001—1299, второго — 2401—2699. Грузовые и учебные троллейбусы имеют трёхзначные номера.

В Челябинске функционируют два троллейбусных депо, до мая 2011 года функционировало депо № 3 (нумерация подвижного состава — 3700—3899), которое было закрыто.

Троллейбусное депо № 1 (ул. Артиллерийская, 117)[22]. Обслуживает маршруты: 1, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 16, 18, 19, 21. Строительство депо началось в 1957 году, введено в эксплуатацию в 1959 году[17].

Троллейбусное депо № 2 (Свердловский тракт, 9а)[23]. Обслуживает маршруты: 12, 13к, 14, 15, 17, 23, 26к. Введено в эксплуатацию в 1975 году[17].

Троллейбусное депо № 3 (Копейское шоссе, 34)[24]. Введено в эксплуатацию в 1988 году[17]. В мае 2011 года закрыто, машины переведены в другие депо[25][26], контактная сеть между Копейским шоссе и депо демонтирована.

Подвижной состав

Парк подвижного состава состоит из 340 троллейбусных машин: ЗиУ-682, ЗиУ-683, ЗиУ-6205, БТЗ-5201-01, БТЗ-5276-01, ЛиАЗ-5280, Тролза-5264-01 «Столица»[2][27][28].

В самые первые годы троллейбусной системы использовались бывшие в употреблении троллейбусы, привезённые из Москвы и Самары[17]. В 1948 году в Челябинск прибыло 4 новых троллейбуса МТБ-82[17]. В 1961 году появились троллейбусы марки ЗиУ-5, ЗиУ-9 начали же эксплуатироваться в Челябинске к 1975 году[17]. К 1982 году подвижной состав состоял только из ЗиУ-9[17]. В 1992 году в рейс вышел ЗиУ-683[17]. В 1996 году в Челябинск из Будапешта прибыли бывшие в употреблении троллейбусы Ikarus-280T в количестве 19 штук[17].

Троллейбус ЗиУ-682 в вишнёво-песочной окраске

В настоящее время большая часть челябинских троллейбусов — ЗиУ-682 и его модификации, устаревшие на данный момент. Эти троллейбусы закупались в 1980-х и 1990-х годах, а в конце 1990-х и в 2000-х начали закупать модификации данной модели. В 2000 году был приобретён троллейбус Тролза-5264-01 «Столица». В начале 2000-х было приобретено несколько троллейбусов марки БТЗ, изготовленные Башкирским троллейбусным заводом. В 2007 году закуплены 46 новых троллейбусов ЛиАЗ-5280. Начиная с 2011 проводится перекраска общественного транспорта Челябинска в единую цветовую гамму — песочный с вишнёвым.

По состоянию на март 2012 год изношенность парка составляет более 90%[6][7]. Приобретения новых троллейбусов не будет[6][7]. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 2011 год количество троллейбусов составляет 30 на 100 000 человек[29], что на 23 % меньше, чем в 2009.

Перспективы

Планировалась прокладка линии в сторону посёлка Чурилово[30][31]. Открытие линии откладывалось и по состоянию на март 2012 года до сих пор нет. Предполагалось, что линия будет проложена в 2012 году[32]. В отдалённой перспективе планировались линии по улице Братьев Кашириных от Северо-Крымской до Торгового центра и по мосту через железную дорогу в Ленинский район[33].

В марте 2012 года глава администрации города Сергей Давыдов заявил, что планируется отказ от троллейбусного движения в Челябинске в связи с низкой популярностью троллейбусных маршрутов, их медленным движением и высокой изношенностью парка[6][7]. Троллейбусные маршруты планируется заменить автобусными[6][7].

Статистические данные

В 2008 году пассажиропоток Челябинского троллейбуса составил 54,2 млн человек (пассажиропоток в день — 148 тыс. человек), тем самым троллейбусная система занимает 12-е место по годовому пассажирообороту среди других троллейбусных систем России. За последние 17 лет количество перевезённых троллейбусами людей неуклонно снижается. Количество пассажиров, перевезённых в разные годы[3]:

Год 1995 2000 2005 2006 2007 2008
Пассажиропоток 253,6 154,2 83,5 69,3 56,7 54,2

Динамика длины контактных сетей в период с 1932 по 2012 годы[34][17]:

Год 1942 1970 1975 1980 1995 2000 2005 2008
Длина сети (в км) 18 96,3 145,4 158,4 79 82,6 82,9 88,2

Количество троллейбусов в подвижном составе в период с 1932 по 2012 годы[34][17]:

Год 1943 1970 1975 1980 1995 2000 2005 2008 2012
Кол-во машин 18 211 277 376 438 410 411 427 340

Проблемы МУП «Челябгортранс»

Долги предприятия

МУП «Челябгортранс» не раз имел проблемы с долгами за электроэнергию, теплоснабжение и водоснабжение. Несвоевременное погашение приводило к ограничению и остановлению подачи электроэнергии, из-за чего количество выпускающихся машин сокращалось, а порой движение транспорта останавливалось.

В 2005 голу долг составлял 6,5 млн рублей. Для сокращения долга компания «Челябэнергосбыт» ограничила работу тяговых подстанций[35]. После этого ситуация продолжала повторяться каждый год, пассажирам общественного транспорта приходилось терпеть неудобства, транспорт бывало не приходил по несколько часов. В сентябре 2006 года задолженность МУП «Челябгортранс» перед «Челябэнергосбыт» составляла 7 млн рублей, причём МУП «Челябгортранс» был в числе крупных должников[36][37]. Напряжённая ситуация с задолженностью была в течение 2007 года[38][39][40]: максимальный долг в августе составил 16,8 млн рубей, 2 сентября Металлургический район был фактически отрезан от Челябинска, в этом районе было прекращено трамвайное и троллейбусное движение на весь день.

Наиболее острая ситуация с задолженностью перед «Челябэнергосбыт» сложилась в 2009 году. С 1 января 2009 года для МУП «Челябгортранс» повысили тарифы на электроэнергию на 214 %[41][42]. В апреле сумма долга составляла более 140 млн рублей[41][42], в мае — около 57 млн рублей[43][44]. В июне прошло судебное разбирательство о том, что МУП «Челябгортранс» платило за электроэнергию по необоснованно высокой цене, суд встал на сторону МУП «Челябгортранс», сумма возмещения составила почти 2 млн рублей[45][46]. В августе сумма долга выросла до 74 млн рублей[47]. По словам «Челябэнергосбыт», МУП «Челябгортранс» намеревался поэтапно гасить долг, однако в июле не было оплачено за электроэнергию даже 1 % от начисленной суммы[47]. В результате возрастания долга «Челябэнергосбыт» несколько раз в августе ограничивали тяговые подстанции[47]. В сентябре и октябре возникали перебои в работе электротранспорта, сумма долга на октябрь составляла 54 млн рублей[48][49][50]. В октябре 2009 года губернатор Пётр Сумин выделил 100 млн рублей на погашение долга[51]. Не смотря на все усилия к февралю 2010 года долг вырос до 200 млн рублей[52][53]. Окончательно погасить долг МУП «Челябгортранс» удалось к июлю 2010 года[54], в новый 2011 год компания вошла без долгов[55].

Деградация общественного транспорта

В ноябре 2011 года коллективы предприятий из транспортной отрасли Челябинска в письме губернатору области Михаилу Юревичу написали о жалобе на реорганизацию, попросив разобраться в ситуации[56]. В начале ноября того же года в редакцию сайта Chelyabinsk.ru пришло открытое письмо от коллективов разных работников МУП «ЧелябГЭТ». В письме написано[56]:

Городской электрический транспорт находится в тяжелейшем положении, коллектив лихорадит, растет глухое недовольство. Город лишился троллейбусного депо и автобусного парка. Численность коллектива сокращена более чем на 500 человек, еще столько же ушли по собственному желанию из-за невысокой зарплаты. Но вопрос о сокращении не стоит, нас просто выдавливают с предприятия, объясняя это оптимизацией и жесткой экономией. Принято решение объединить троллейбусные и трамвайные депо, сделать в миллионном городе по одному троллейбусному и одному трамвайному управлению, при этом убрать из предприятий «лишние» квалифицированные кадры. Жуткая ситуация складывается со службами предприятия, без которых не возможна работа электрического транспорта — их выделяют в «ООО».

— Коллектив работник МУП «ЧелябГЭТ»

В ответ на письмо глава администрации Челябинска Сергей Давыдов заявил, что все люди могут перейти в новые структуры на ту же самую работу, но это уже будет частное предприятие, никто не будет уволен[56]. Как рассказал глава администрации, принято решение вывести часть работ из муниципальных предприятий в частные предприятия, например ремонт транспорта[56]. Это решение принято из-за больших убытков, чтобы сэкономить средства[56].

Газета «Аргументы и факты» провела в 2012 году собственное расследование насчёт общественного транспорта Челябинска, как оказалось администрация Челябинска завышает в докладе информацию о выпуске подвижного состава и количестве маршрутов[57]. Ежедневный выпуск муниципального транспорта[57]:

Источник Трамвай Троллейбус Автобус
по данным администрации города 194,6 200,4 199
по данным «Аргументы и факты» 169,5 190 164

В мае 2011 года было закрыто троллейбусное депо № 3[25][26], планируется закрытие троллейбусного движения в городе[6][7]. Выпуск троллейбусов на линию сокращен.

Примечания

  1. ↑ Маршруты. Официальный сайт Челябинского троллейбуса. Проверено 30 марта 2012.
  2. ↑ Челябинский троллейбус. Официальный сайт Челябинского троллейбуса. Проверено 30 марта 2012.
  3. ↑ Перевозки пассажиров троллейбусами по городам РФ. Федеральная служба государственной статистики (2009). Проверено 30 марта 2012.
  4. МУП «Челябгортранс». МУП «Челябгортранс». Проверено 15 октября 2012.
  5. Руководителем Челябгортранса назначен Александр Терешкин. Chelyabinsk.ru (3 августа 2010). Проверено 15 октября 2012.
  6. ↑ Сергей Давыдов: общественный транспорт Челябинска выходит из системного кризиса. Официальный сайт администрации Челябинска (28 марта 2012).
  7. ↑ Троллейбусам обломают рога. Chelyabinsk.ru (29 марта 2012). Проверено 30 марта 2012.
  8. Троллейбус, который идет на Северок. Chelyabinsk.ru (6 сентября 2006). Проверено 30 марта 2012.
  9. Троллейбусам дан старт. Polit74.ru (6 сентября 2006). Проверено 30 марта 2012.
  10. Маршруты троллейбусов Челябинска. Управление транспорта администрации Челябинска. Проверено 30 марта 2012.
  11. Дорогая моя маршрутка. Chelyabinsk.ru (12 января 2011). Проверено 15 октября 2012.
  12. Автоматизированные системы оплаты проезда. Trcard.ru. Проверено 15 октября 2012.
  13. Новые трамвайные билеты тоже могут принести челябинцам счастье, но есть их необязательно. Uralpress.ru (18 января 2012). Проверено 15 октября 2012.
  14. Билеты на заячьих правах. Chelyabinsk.ru (13 января 2012). Проверено 15 октября 2012.
  15. Докатимся до Европы?. Chelyabinsk.ru (18 января 2012). Проверено 15 октября 2012.
  16. История развития Челябинского трамвая. Официальный сайт Челябинского трамвая. Проверено 30 марта 2012.
  17. ↑ История развития Челябинского троллейбуса. Официальный сайт Челябинского троллейбуса. Проверено 30 марта 2012.
  18. Конец «транспортному коммунизму». Chelyabinsk.ru (1 июля 2005). Проверено 15 октября 2012.
  19. В Челябинске повышается плата за проезд в общественном транспорте. Chelyabinsk.ru (25 марта 2008). Проверено 15 октября 2012.
  20. Юревич сказал, гордума задумалась. 31 канал (25 марта 2008). Проверено 15 октября 2012.
  21. В троллейбус – по чеку. Chelyabinsk.ru (27 июня 2011). Проверено 15 октября 2012.
  22. Троллейбусное депо № 1. Chelyabinsk.ru. Проверено 30 марта 2012.
  23. Троллейбусное депо № 2. Chelyabinsk.ru. Проверено 30 марта 2012.
  24. Троллейбусное депо № 3. Chelyabinsk.ru. Проверено 30 марта 2012.
  25. ↑ Третье челябинское депо прекращает свою работу. Россия 1-Южный Урал (10 мая 2011). Проверено 30 марта 2012.
  26. ↑ Троллейбусное депо №3 прекращает свою работу. Официальный сайт Челябинского трамвая. Проверено 30 марта 2012.
  27. Троллейбусное депо № 1. Официальный сайт Челябинского троллейбуса. Проверено 30 марта 2012.
  28. Троллейбусное депо № 2. Официальный сайт Челябинского троллейбуса. Проверено 30 марта 2012.
  29. Число пассажирских троллейбусов на 100 000 человек населения по городам РФ. Федеральная служба государственной статистики. Проверено 15 октября 2012.
  30. Чурилово: из периферии в центр?. DomChel.ru (28 июня 2007). Проверено 28 мая 2008.
  31. Михаил Юревич: «Надо добиться снижения цен на жилье». Polit74.ru. Проверено 29 марта 2008.
  32. Тракторозаводский район Челябинска будет прирастать застройкой посёлка Чурилово. Uralpress.ru (5 едкабря 2011). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 13 декабря 2011.
  33. Троллейбусы взяли направление на Северо-запад. Polit74.ru (18 мая 2006).
  34. ↑ Протяжённость эксплуатационных троллейбусных линий и наличие троллейбусов по городам РФ. Федеральная служба государственной статистики (2009). Проверено 30 марта 2012.
  35. Жители Челябинска будут испытывать неудобства при пользовании общественным транспортом. www.nr2.ru (19 июля 2005). Проверено 30 марта 2012.
  36. «Челябгортранс» опять под угрозой ограничений. uralpress.ru (20 сентября 2006). Проверено 30 марта 2012.
  37. Энергетики собираются отключить «Челябгортранс». REGNUM (21 сентября 2006). Проверено 30 марта 2012.
  38. Рубильник, как последний аргумент в споре. Россия 1-Южный Урал (10 марта 2007). Проверено 30 марта 2012.
  39. Северо-Запад пережил транспортную блокаду. Россия 1-Южный Урал (21 августа 2007). Проверено 30 марта 2012.
  40. Кто виноват - «Челябэнергосбыт» или «Челябгорэлектротранс»?. Россия 1-Южный Урал (3 сентября 2007). Проверено 30 марта 2012.
  41. ↑ «Челябгортранс» задолжал энергетикам 140 миллионов. Варианты решения проблемы. www.polit74.ru (24 апреля 2009). Проверено 30 марта 2012.
  42. ↑ «Челябгортранс» попал в долговую яму. Россия 1-Южный Урал (12 мая 2005). Проверено 30 марта 2012.
  43. Челябгортранс отключат за долги перед энергетиками. Россия 1-Южный Урал (14 мая 2005). Проверено 30 марта 2012.
  44. Управление не сводится к выпрашиванию денег. mediazavod.ru (25 мая 2009). Проверено 30 марта 2012.
  45. Челябгортранс возвращает средства, переплаченные за электроэнергию. Chelyabinsk.ru (22 июня 2009). Проверено 30 марта 2012.
  46. Судебный раунд в пользу «Гортранса». Вечерний Челябинск (25 июня 2009). Проверено 30 марта 2012.
  47. ↑ МУП «Челябгортранс» снова ограничивают в потреблении электорэнергии. www.nr2.ru (6 августа 2009). Проверено 30 марта 2012.
  48. Челябинцы расплачиваются за ссору между транспортниками и энергетиками. Россия 1-Южный Урал (12 октября 2009). Проверено 30 марта 2012.
  49. Челябинский электротранспорт будет ходить реже. Россия 1-Южный Урал (29 сентября 2009). Проверено 30 марта 2012.
  50. Долг отрубил ток. Россия 1-Южный Урал (18 октября 2009). Проверено 30 марта 2012.
  51. Сумин выделил 100 миллионов рублей на погашение долга Челябгортранса. Chelyabinsk.ru (23 октября 2009). Проверено 30 марта 2012.
  52. «Челябгортранс» на грани забастовки. Вечерний Челябинск (10 февраля 2010). Проверено 30 марта 2012.
  53. Олег Грачев: Челябгортранс на грани забастовки. Chelyabisk.ru (8 февраля 2010). Проверено 30 марта 2012.
  54. Челябгортранс окончательно погасил долги перед энергетиками. Chelyabinsk.ru (5 июля 2010). Проверено 30 марта 2012.
  55. Челябэнергосбыт получил новогодний подарок от Челябгортранса. Chelyabinsk.ru (13 января 2011). Проверено 30 марта 2012.
  56. ↑ Транспорт под напряжением. Chelyabinsk.ru (7 ноября 2011). Проверено 30 марта 2012.
  57. ↑ В докладе Давыдова городской транспорт работает намного лучше, чем в реальности. Аргументы и факты (29 февраля 2012). Проверено 30 марта 2012.

Ссылки

  • Официальный сайт Челябинского троллейбуса
  • Челябинский троллейбус на официальном сайте администрации г. Челябинска
  • Интерактивная схема движения троллейбусов по Челябинску (Та же схема в полном размере)
  • Троллейбусные маршруты с графиком работы и интервалом движения
  • Онлайн-расписание Челябинского троллейбуса
  • Интерактивная история развития Челябинского троллейбуса
  • Подробная история развития Челябинского троллейбуса


Челябинский троллейбус.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93