Челябинский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
18 |
Количество троллейбусных парков |
2 |
Количество троллейбусов |
▼340 |
Компания-перевозчик |
МУП «Челябгортранс» |
Челябинский троллейбус — троллейбусная система, действующая в Челябинске. Открыта 5 декабря 1942 года. Первый рейс прошёл по маршруту № 2 ЧТЗ — ул. Клары Цеткин, протяжённость линий составляла 18 км, было открыто 2 маршрута.
На настоящий момент действует 18 троллейбусных маршрутов[1] , эксплуатируется 340 машин[2] , они обслуживаются в двух троллейбусных депо . Троллейбусная система охватывает все районы города и в 2008 году ежедневно перевозила 148 тысяч человек[3] . Осуществлением в Челябинске троллейбусных, трамвайных, и автобусных пассажирских перевозок занимается муниципальное предприятие МУП «Челябгортранс»[4]. Начальником управления с 2010 года является Александр Григорьевич Терешкин[5].
29 марта 2012 года глава администрации Челябинска Сергей Давыдов заявил, что троллейбусное движение в городе будет прекращено в обозримом будущем[6][7] .
Содержание |
Первоначально открытие троллейбусного движения планировалось 7 ноября 1942 года — годовщины Октябрьской революции. Однако движение открылось 5 декабря 1942 года, протяжённость троллейбусных линий составила 18 км. На тот момент существовали два маршрута: ул. Клары Цеткин — ЧТЗ и ул. Клары Цеткин — железнодорожный вокзал. Подвижной состав был из 15 троллейбусных вагонов ЯТБ-1, эвакуированных из Москвы.
В 1943 году была продлена линия от ул. Клары Цеткин до стадиона «Динамо», в этом же году из Самары прибыли 3 вагона б/у. Через 5 лет подвижной состав пополнился 4 новыми троллейбусами МТБ-82. В 1950 году введена в действие линия по ул. Клары Цеткин и ул. Коммуны до Парка культуры и отдыха. 7 ноября 1957 года — к 40-летию Октябрьской революции открыта линия от пр. Ленина до КБС, началось строительство первого троллейбусного депо, которое было открыто в 1959 году. В 1960 году были открыты линии до Областной больницы и по ул. Бажова — от ул. Туристов до Первоозёрного поселка. На тот момент протяженность троллейбусных линий составляла 51,5 км, курсировало 79 машин. Через год в Челябинске появились троллейбусы марки ЗиУ-5. В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, в Металлургическом районе открыта линия. К этому году количество эксплуатировавшихся машин составляло 114 единиц. В 1968 году была продлена линия до Радиозавода (старая линия по ул. Клары Цеткин и ул. Коммуны демонтировалась), а через год открылись ещё две троллейбусные линии: от КБС до Механического завода по Копейскому шоссе и от КБС до ул. Новороссийской по ул. Гагарина. К 1970 году протяжённость линий составляла 96,3 км, подвижной состав насчитывал 211 единиц, в этом же году открыта линия от озера Смолино до ул. Энергетиков (к столетию со дня рождения В. И. Ленина). В 1970-е троллейбусная система продолжала активно развиваться и были открыты линии: ул. Бажова — ЖБИ, ЧТЗ — ТЭЦ-2 по ул. Линейной, Свердловский пр. — Комсомольский пр., по ул. Сони Кривой до Свердловского пр., от ул. Энергетиков до Механического завода. Если в 1975 году количество машин составляло 277 единиц, то к концу 1980 года — 376 ; протяжённость линий в 1975 году была 145,4 км, к концу 1980 года — 158,4 км. В 1975 году началась эксплуатация машин ЗиУ-9, а уже через 7 лет подвижной состав состоял только из них. Также в 1975 году открыто троллейбусное депо № 2. В 1983 году открыта линия Механический завод — ЧКПЗ, через два года открыта ещё одна линия до Больницы ЧТПЗ. В 1988 году открыта линия ул. Танкистов — ТЭЦ-3, открыто троллейбусное депо № 3. В 1989 году на бортах общественного транспорта начала появляться реклама. К 1990 году закончилась реконструкция диспетчерской ПКиО: пристроены одноагрегатная тяговая подстанция и второй этаж для столовой.
За последние 20 лет троллейбусная сеть развивается медленно, хотя и быстрей трамвайной. Было открыто только 3 линии: в 1994 году открытие линий по ул. Молодогвардейцев от Комсомольского проспекта до ул. Братьев Кашириных и по ул. Братьев Кашириных, ул. Северокрымской, ул. Труда до ул. Энгельса; в 1997 году пуск в эксплуатацию линии по ул. Энгельса (в сторону ПКиО); в 2006 году введена линия на северо-западе[8][9], которая пролегает от ул. Молдавская по Комсомольскому пр. и улицам Чичерина, Братьев Кашириных.
Обновляется подвижной состав. В 1992 году закуплен троллейбус марки ЗиУ-10. В сентябре 1996 года в Челябинск из Будапешта прибыли 19 троллейбусов марки Ikarus-280T 1989 года выпуска. В 2000 году произошла покупка троллейбуса марки Тролза-5264-01 «Столица». В 2008 году начата эксплуатация 46 троллейбусов марки ЛиАЗ-5280.
В настоящее время действует 18 маршрутов. Челябинский троллейбус по количеству маршрутов занимает 6-е место после Брянского, Московского, Санкт-Петербургского, Стерлитамакского и Тольяттинского троллейбусов. Список маршрутов[10][1]:
Маршрут | Начальная остановка | Конечная остановка |
---|---|---|
1 | Вокзал | ПКиО |
5 | Вокзал | АМЗ |
6 | ЧТЗ | поселок Первоозёрный |
8 | ПКиО | ЧКПЗ |
9 | ТЭЦ-2 | ЖБИ |
10 | ПКиО | «Солнечный берег» |
11 | ЧТЗ | АМЗ |
12 | АМЗ | улица Молдавская |
13к | Алое Поле | улица Братьев Кашириных |
14 | ЧМК | улица Братьев Кашириных |
15 | ЧМК | улица Молдавская |
16 | АМЗ | ЖБИ |
17 | Вокзал | улица Молдавская |
18 | Вокзал | ЧКПЗ |
19 | ПКиО | поселок Первоозёрный |
21 | Вокзал | ТЭЦ-3 |
23 | Ул. Молдавская | Мебельная фабрика |
26к | Ул. Молдавская | Алое Поле |
На 2012 год проезд в трамвае для старших детей и взрослых составляет 10 рублей[11], для детей — 5 рублей. Помимо наличного расчёта есть ещё четыре способа электронной оплаты[12]: Транспортная карта — списывание стоимости поездки с карточки, Электронный проездной — действие которой 1 месяц на неограниченное количество поездок, Социальная карта — электронная оплата проезда для льготников, Транспортно-банковская карта — взаимодействие Транспортной карты и банковской карты (поддерживаются Visa и MasterCard). Документом об оплате проезда является чек, в котором указана информация о маршруте, время получения чека, цена[13][14][15].
С 1948 года плата за проезд в троллейбуса не превышала 5 копеек[16], в 1960 году было прекращено прекращено кондукторное обслуживание пассажиров, пассажиры стали оплачивать проезд с помощью гашения абонементных талонов компостерами[17]. После распада Советского Союза для детей действовал бесплатный проезд, который был отменён в 2005 году[18]. Последнее повышение оплаты проезда до 10 рублей произошло 1 апреля 2008 года из-за больших убытков общественного транспорта Челябинска[19][20]. До 2012 года документом об оплате проезда являлся билет. В июне 2011 года в троллейбусах маршрута № 19 началось тестирование новых терминалов[21], которые выдают чек, впоследствии эта система внедрена во всём общественном транспорте Челябинска.
Для нумерации пассажирских троллейбусов используются, как и для трамваев, четырёхзначные числа, в которых первая цифра совпадает с номером депо. Такая нумерация является избыточной, так как вторая цифра номера для троллейбусов каждого депо также является уникальной: для нумерации троллейбусов первого депо используют номера 1001—1299, второго — 2401—2699. Грузовые и учебные троллейбусы имеют трёхзначные номера.
В Челябинске функционируют два троллейбусных депо, до мая 2011 года функционировало депо № 3 (нумерация подвижного состава — 3700—3899), которое было закрыто.
Троллейбусное депо № 1 (ул. Артиллерийская, 117)[22]. Обслуживает маршруты: 1, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 16, 18, 19, 21. Строительство депо началось в 1957 году, введено в эксплуатацию в 1959 году[17].
Троллейбусное депо № 2 (Свердловский тракт, 9а)[23]. Обслуживает маршруты: 12, 13к, 14, 15, 17, 23, 26к. Введено в эксплуатацию в 1975 году[17].
Троллейбусное депо № 3 (Копейское шоссе, 34)[24]. Введено в эксплуатацию в 1988 году[17]. В мае 2011 года закрыто, машины переведены в другие депо[25][26], контактная сеть между Копейским шоссе и депо демонтирована.
Парк подвижного состава состоит из 340 троллейбусных машин: ЗиУ-682, ЗиУ-683, ЗиУ-6205, БТЗ-5201-01, БТЗ-5276-01, ЛиАЗ-5280, Тролза-5264-01 «Столица»[2][27][28].
В самые первые годы троллейбусной системы использовались бывшие в употреблении троллейбусы, привезённые из Москвы и Самары[17]. В 1948 году в Челябинск прибыло 4 новых троллейбуса МТБ-82[17]. В 1961 году появились троллейбусы марки ЗиУ-5, ЗиУ-9 начали же эксплуатироваться в Челябинске к 1975 году[17]. К 1982 году подвижной состав состоял только из ЗиУ-9[17]. В 1992 году в рейс вышел ЗиУ-683[17]. В 1996 году в Челябинск из Будапешта прибыли бывшие в употреблении троллейбусы Ikarus-280T в количестве 19 штук[17].
В настоящее время большая часть челябинских троллейбусов — ЗиУ-682 и его модификации, устаревшие на данный момент. Эти троллейбусы закупались в 1980-х и 1990-х годах, а в конце 1990-х и в 2000-х начали закупать модификации данной модели. В 2000 году был приобретён троллейбус Тролза-5264-01 «Столица». В начале 2000-х было приобретено несколько троллейбусов марки БТЗ, изготовленные Башкирским троллейбусным заводом. В 2007 году закуплены 46 новых троллейбусов ЛиАЗ-5280. Начиная с 2011 проводится перекраска общественного транспорта Челябинска в единую цветовую гамму — песочный с вишнёвым.
По состоянию на март 2012 год изношенность парка составляет более 90%[6][7]. Приобретения новых троллейбусов не будет[6][7]. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 2011 год количество троллейбусов составляет 30 на 100 000 человек[29], что на 23 % меньше, чем в 2009.
Планировалась прокладка линии в сторону посёлка Чурилово[30][31]. Открытие линии откладывалось и по состоянию на март 2012 года до сих пор нет. Предполагалось, что линия будет проложена в 2012 году[32]. В отдалённой перспективе планировались линии по улице Братьев Кашириных от Северо-Крымской до Торгового центра и по мосту через железную дорогу в Ленинский район[33].
В марте 2012 года глава администрации города Сергей Давыдов заявил, что планируется отказ от троллейбусного движения в Челябинске в связи с низкой популярностью троллейбусных маршрутов, их медленным движением и высокой изношенностью парка[6][7]. Троллейбусные маршруты планируется заменить автобусными[6][7].
В 2008 году пассажиропоток Челябинского троллейбуса составил 54,2 млн человек (пассажиропоток в день — 148 тыс. человек), тем самым троллейбусная система занимает 12-е место по годовому пассажирообороту среди других троллейбусных систем России. За последние 17 лет количество перевезённых троллейбусами людей неуклонно снижается. Количество пассажиров, перевезённых в разные годы[3]:
Год | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажиропоток | 253,6 | 154,2 | 83,5 | 69,3 | 56,7 | 54,2 |
Динамика длины контактных сетей в период с 1932 по 2012 годы[34][17]:
Год | 1942 | 1970 | 1975 | 1980 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина сети (в км) | 18 | 96,3 | 145,4 | 158,4 | 79 | 82,6 | 82,9 | 88,2 |
Количество троллейбусов в подвижном составе в период с 1932 по 2012 годы[34][17]:
Год | 1943 | 1970 | 1975 | 1980 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кол-во машин | 18 | 211 | 277 | 376 | 438 | 410 | 411 | 427 | 340 |
МУП «Челябгортранс» не раз имел проблемы с долгами за электроэнергию, теплоснабжение и водоснабжение. Несвоевременное погашение приводило к ограничению и остановлению подачи электроэнергии, из-за чего количество выпускающихся машин сокращалось, а порой движение транспорта останавливалось.
В 2005 голу долг составлял 6,5 млн рублей. Для сокращения долга компания «Челябэнергосбыт» ограничила работу тяговых подстанций[35]. После этого ситуация продолжала повторяться каждый год, пассажирам общественного транспорта приходилось терпеть неудобства, транспорт бывало не приходил по несколько часов. В сентябре 2006 года задолженность МУП «Челябгортранс» перед «Челябэнергосбыт» составляла 7 млн рублей, причём МУП «Челябгортранс» был в числе крупных должников[36][37]. Напряжённая ситуация с задолженностью была в течение 2007 года[38][39][40]: максимальный долг в августе составил 16,8 млн рубей, 2 сентября Металлургический район был фактически отрезан от Челябинска, в этом районе было прекращено трамвайное и троллейбусное движение на весь день.
Наиболее острая ситуация с задолженностью перед «Челябэнергосбыт» сложилась в 2009 году. С 1 января 2009 года для МУП «Челябгортранс» повысили тарифы на электроэнергию на 214 %[41][42]. В апреле сумма долга составляла более 140 млн рублей[41][42], в мае — около 57 млн рублей[43][44]. В июне прошло судебное разбирательство о том, что МУП «Челябгортранс» платило за электроэнергию по необоснованно высокой цене, суд встал на сторону МУП «Челябгортранс», сумма возмещения составила почти 2 млн рублей[45][46]. В августе сумма долга выросла до 74 млн рублей[47]. По словам «Челябэнергосбыт», МУП «Челябгортранс» намеревался поэтапно гасить долг, однако в июле не было оплачено за электроэнергию даже 1 % от начисленной суммы[47]. В результате возрастания долга «Челябэнергосбыт» несколько раз в августе ограничивали тяговые подстанции[47]. В сентябре и октябре возникали перебои в работе электротранспорта, сумма долга на октябрь составляла 54 млн рублей[48][49][50]. В октябре 2009 года губернатор Пётр Сумин выделил 100 млн рублей на погашение долга[51]. Не смотря на все усилия к февралю 2010 года долг вырос до 200 млн рублей[52][53]. Окончательно погасить долг МУП «Челябгортранс» удалось к июлю 2010 года[54], в новый 2011 год компания вошла без долгов[55].
В ноябре 2011 года коллективы предприятий из транспортной отрасли Челябинска в письме губернатору области Михаилу Юревичу написали о жалобе на реорганизацию, попросив разобраться в ситуации[56]. В начале ноября того же года в редакцию сайта Chelyabinsk.ru пришло открытое письмо от коллективов разных работников МУП «ЧелябГЭТ». В письме написано[56]:
Городской электрический транспорт находится в тяжелейшем положении, коллектив лихорадит, растет глухое недовольство. Город лишился троллейбусного депо и автобусного парка. Численность коллектива сокращена более чем на 500 человек, еще столько же ушли по собственному желанию из-за невысокой зарплаты. Но вопрос о сокращении не стоит, нас просто выдавливают с предприятия, объясняя это оптимизацией и жесткой экономией. Принято решение объединить троллейбусные и трамвайные депо, сделать в миллионном городе по одному троллейбусному и одному трамвайному управлению, при этом убрать из предприятий «лишние» квалифицированные кадры. Жуткая ситуация складывается со службами предприятия, без которых не возможна работа электрического транспорта — их выделяют в «ООО».
— Коллектив работник МУП «ЧелябГЭТ»
В ответ на письмо глава администрации Челябинска Сергей Давыдов заявил, что все люди могут перейти в новые структуры на ту же самую работу, но это уже будет частное предприятие, никто не будет уволен[56]. Как рассказал глава администрации, принято решение вывести часть работ из муниципальных предприятий в частные предприятия, например ремонт транспорта[56]. Это решение принято из-за больших убытков, чтобы сэкономить средства[56].
Газета «Аргументы и факты» провела в 2012 году собственное расследование насчёт общественного транспорта Челябинска, как оказалось администрация Челябинска завышает в докладе информацию о выпуске подвижного состава и количестве маршрутов[57]. Ежедневный выпуск муниципального транспорта[57]:
Источник | Трамвай | Троллейбус | Автобус |
---|---|---|---|
по данным администрации города | 194,6 | 200,4 | 199 |
по данным «Аргументы и факты» | 169,5 | 190 | 164 |
В мае 2011 года было закрыто троллейбусное депо № 3[25][26], планируется закрытие троллейбусного движения в городе[6][7]. Выпуск троллейбусов на линию сокращен.
Челябинский троллейбус.