Бернхард Ганс Генри Шарун (нем. Bernhard Hans Henry Scharoun; 20 сентября 1893, Бремен, вырос в Бремерхафене — 25 ноября 1972, Берлин) — немецкий архитектор, один из ведущих представителей органической архитектуры.
Содержание |
Закончив школу, в 1912—1914 годах Шарун изучал архитектуру в Высшей технической школе Берлина (тогда Высшей королевской технической школе Берлина), но так никогда и не закончил его. Однако его интерес к архитектуре проявился ещё в школьные годы. В 16 лет он создал свои первые проекты, в 18 лет он впервые принял участие в архитектурном конкурсе по реставрации церкви в Бремерхафене. В 1914 году Шарун записался добровольцем на фронт. После Первой мировой войны Шарун работал независимым архитектором в Бреслау и Инстербурге, где реализовал несколько своих проектов и организовывал художественные выставки, в том числе первую в Восточной Пруссии выставку экспрессионистской художественной группы «Мост».
В 1925 году Шарун получил профессуру в Государственной академии художеств и ремёсел в Бреслау, где преподавал вплоть до её закрытия в 1932 году. Ещё в 1919 году Шарун вошёл в круг архитекторов-экспрессионистов «Стеклянная цепь» под руководством Бруно Таута. В 1926 году он вступил в архитектурное объединение «Кольцо» (нем. Der Ring). В 1927 году Шарун построил жилой дом в штутгартском посёлке Вайсенхоф, а в конце 20-х годах работал над эскизами для проекта застройки посёлка Сименсштадт в Берлине. Исходя из теории Гуго Геринга о «новой архитектуре», Ганс Шарун представлял архитектурное направление, провозгласившее освобождение от формального «рационализма» заранее известных простых геометрических форм и схем. Его приоритетом было создание особого функционального характера архитектурного сооружения, в котором центральную роль играет оформление социального жилого пространства.
К моменту прихода к власти нацистов Шарун уже был чрезвычайно успешным и известным зодчим («Дом Шминке» в саксонском Лёбау (1933)). В отличие от многих друзей и коллег по «Стеклянной цепи» и «Кольцу», уехавших в эмиграцию, он остался в Германии; последующее десятилетие он строил виллы для узкого круга знакомых, родственников и сочувствующих. Внешне его работы в это время соответствовали всем действовавшим в это время предписаниям почвеннического характера, а внутренняя планировка оставалась типичной для Шаруна. Во время войны Шарун участвовал в устранении разрушений от авианалётов. Свои архитектурные идеи и взгляды Шарун тайком фиксировал на многочисленных акварельных рисунках. Создавая в своём воображении эти архитектурные сооружения он готовил себя к новому этапу своего творчества после национал-социализма.
После Второй мировой войны Ганс Шарун был назначен союзнической администрацией советником по градостроительству и руководителем отдела магистратуры по строительству и жилью. На выставке «Берлин проектирует — первый отчёт», проходившей на руинах разрушенного берлинского Городского дворца, Ганс Шарун представил свои идеи по восстановлению Берлина, однако вскоре ситуация усложнилась в связи с наметившимся разделом города.
В 1946 году Шарун стал профессором кафедры градостроительства архитектурного факультета Высшей технической школы Берлина на кафедре градостроительства.
В послевоенное время Шарун удалось воплотить своё архитектурное видение лишь в нескольких зданиях, как, например в комплексе высотных домов «Ромео» и «Джульета» (1954—1959), в гимназии имени Шолль в Люнене (1956-62) и знаменитом здании Берлинской филармонии (1956—1963). Берлинская филармония, считающаяся одним из самых ярких архитектурных объектов этого рода, считается шедевром в творчестве Ганса Шаруна.
Здание посольства Германии в Бразилии, построенное в 1963-69 годах, является единственным творением архитектора за пределами Германии.
Несколько известных работ Шаруна увидели свет лишь после его смерти: здание Немецкого музея судоходства в родном городе архитектора Бремерхафене, Городского театра в Вольфсбурге и Государственной библиотеки в берлинском Культурфоруме.
Рядом с Берлинской филармонией под руководством партнёра Шаруна Эдгара Висниевски появились здания Зала камерной музыки и Государственного института исследования музыки и Музея музыкальных инструментов. Свой золотистый цвет, задуманный ещё Шаруном, фасад филармонии приобрёл в 80-е годы после его отделки алюминиевыми пластинами, покрашенными в золотой цвет, а вначале из соображений экономии он был выполнен из облицовочного бетона белого цвета с охрой.
Шарун, Ганс Бернхард.