Экономическо-философские рукописи 1844 года (нем. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844) — работа Маркса, написанная в 1844 и относимая к т. н. раннему (гуманистическому) периоду. Основная тема, раскрываемая в труде — отчуждение.
В работе излагаются экономические и философские взгляды Маркса того времени. Маркс начинает с философской критики политэкономии, которая констатирует факты, но не объясняет их. В предисловии Маркс написал, что к своим выводам он пришел [1]:
путём вполне эмпирического анализа, основанного на добросовестном критическом изучении политической экономии
. Работа содержит острую критику капитализма, который [2]:
обрекает рабочего на оскудение и опускание до уровня машины
.
При рассмотрении политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, Маркс отмечает, что признание ими труда, как единственного источника всякого богатства [3]:
положение о труде, как единственной сущности богатства
является высшей ступенью экономической науки того времени. В то же время Маркс отмечает как существенный недостаток непонимание политической экономией [4]:
взаимосвязи изучаемого ею движения
. Для политэкономии Маркс ставит задачу [4]:
осмыслить существенную взаимосвязь между частной собственностью, корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и земельной собственности, между обменом и конкуренцией, между стоимостью человека и его обесценением, между монеополией и конкуренцией и т.д., между всем этим отчуждением и денежной системой
. Основная часть работы Маркса посвящена раскрытию сущности понятия отчуждения и отчуждённого труда. Главный парадокс отчуждения он видит в том, что [4]
рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит
. Отчуждение Маркс выводит из условий общественной жизни, определяемых частной собственностью на средства производства. Отчуждение есть форма социальных связей, социального общения людей, при которой условия их жизни и труда, результат их деятельности и их отношения друг к другу предстают как чуждая и враждебная внешняя сила. Маркс подробно исследует отчуждение труда. Жизнедеятельность человека и самоутверждение его как общественного существа, проявляются в практическом создании предметного мира, в общественном производстве. В условиях капитализма [4]:
рабочий становится тем более дешёвым товаром, чем больше товаров он создает
, отчуждение труда проявляется в том, что продукт труда противостоит труду [4]:
как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя
. Маркс рассматривает проблему коммунистического преобразования общества. Маркс подчёркивает, что коммунизмом можно назвать только такой общественный порядок, который [5]:
производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека
. Маркс резко критикует уравнительный коммунизм, требующий [6]:
возврата к неестественной простоте бедного и не имеющего потребностей человека
. Для победы коммунизма недостаточно теоретического сознания: [7]:
Для уничтожения идеи частной собственности вполне достаточно идеи коммунизма. Для уничтожения же частной собственности в реальной действительности требуется действительное коомунистическое действие.
В ходе критического разбора философии Гегеля Маркс отвечает на вопрос[8]:
...в каких же взаимоотношениях мы находимся с гегелевской диалектикой?
Маркс критикует идеализм философии Гегеля [9]:
абсолютная идея сама по себе есть ничто, что только природа есть нечто
, в то же время отмечая [10]:
положительные моменты гегелевской диалектики
.
Экономически-философские рукописи 1844 года.