Яйца Фаберже́ — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.[1]
Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России.
Содержание |
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году[2]. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона (ср. традицию складывающихся матрёшек).
Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:
Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее — в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы[3].
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе. Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. Имена мастеров говорят о интернациональном составе команды: из 24 мастеров 14 были родом из Финляндии или работали по приглашению родных. Вначале утверждался эскиз. Потом за работу бралась целая команда ювелиров фирмы. Имена некоторых дизайнеров и ювелиров сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Альберт Хольстром, Август Холлминг, Генрик Вигстрём, Эрик Коллин, Виктор Ааре, Хъялмар Армфелт, Стефан Вякева, Алма Пихл — единственная женщина художник, автор стиля изморозь на хрустале, придумавшая Зимнее яйцо.[4][5][6]
Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.
Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия — выставленное на продажу осенью 2007 г. «яйцо Ротшильдов», которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.
Коллекции | Количество |
---|---|
Императорские: | |
Коллекция Вексельберга (бывшая Форбса) | 11 |
Оружейная палата | 10 |
Художественный музей Вирджинии, (Ричмонд, США) | 5 |
Художественный музей Нового Орлеана, США | 3 |
Коллекция королевы Елизаветы II | 3 |
Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Швейцария | 2 |
Хиллвуд Музей, Вашингтон, США | 2 |
Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США | 2 |
Художественный музей Кливленда, США | 1 |
Коллекция Альбера, принца Монако | 1 |
Русский национальный музей | 1 |
Минералогический музей Ферсмана | 1 |
Частные коллекции | 4 |
Местонахождение неизвестно | 8 |
Яйца Кельха: | 7 |
Коллекция Вексельберга | 2 |
Коллекция королевы Елизаветы II | 1 |
Частные коллекции | 4 |
Прочие: | 8 |
Коллекция Вексельберга | 2 |
Художественный Музей Кливленда, США | 1 |
Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Швейцария | 1 |
Русский национальный музей | 1 |
Частные коллекции | 5 |
Из 71 известного яйца до наших дней дошло 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 году, в багаже императрицы Марии Фёдоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт.?) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.
Там они хранились запакованными примерно до 1930 года, когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$. Продажей занималось учреждение под названием Контора «Антиквариат». Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.
После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 года наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом. Виктор Вексельберг — также учредитель культурно-исторического фонда «Связь времён», и в музейной выставке с одноимённым названием можно увидеть эту коллекцию в Москве.
Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в трёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Москва. Московский Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), ранее располагал ещё одним яйцом, которое с 2009 года находится в музее Фаберже в Баден-Бадене.
Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская империя).
Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1885 | Курочка | Наиболее простое и классическое яйцо: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона (не сохранилась). | Мария Фёдоровна | Россия, Москва, Фонд Виктора Вексельберга «Связь времён» | |
2 | 1886 | Курочка с сапфировым кулоном | По информации из Госархива СССР: «Курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо». | Неизвестен | ||
3 | 1887 | Золотое яйцо с часами | Золотое яйцо с часовым механизмом от Vacheron Constantin. | Неизвестен | ||
4 | 1888 | Херувим и колесница | Двухколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами. | Неизвестен | ||
5 | 1889 | Несессер | Вероятно, содержал маникюрный набор из 13 предметов. | Неизвестен | ||
6 | 1890 | Датские дворцы | Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды дворцов в Дании и России. | США, Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен | ||
7 | 1891 | Память Азова | Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Ювелиры — Михаил Перхин и Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо. | Россия, Москва, Оружейная палата | ||
8 | 1892 | Алмазная сетка | Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Жадеит. Утерянный сюрприз — слон (датское гербовое животное). | Великобритания, Лондон, Частная коллекция | ||
9 | 1893 | Кавказское яйцо | Внутри — миниатюры мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович. | США, Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен | ||
10 | 1894 | Ренессанс | Ювелир — Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение» | Россия, Москва, Фонд Виктора Вексельберга «Связь времён» |
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
11 | 1895 | Яйцо-часы с синей змеёй | Яйцо-часы, выполненное в традициях севрского фарфора. Неподвижная змея служит стрелкой. | Мария Фёдоровна | Монако, Коллекция принца Альбера | |
12 | 1895 | Яйцо с бутоном розы | Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Сюрприз — роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Стиль неоклассицизм. | Александра Фёдоровна | Россия, Москва, Фонд Виктора Вексельберга «Связь времён» | |
13 | 1896 | Портреты Александра III | Ювелир — Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Фёдоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр. | Мария Фёдоровна | США, Вашингтон, Музей Хиллвуд (англ.)русск. | |
14 | 1896 | Яйцо с вращающимися миниатюрами | Яйцо из горного хрусталя с 12 миниатюрами — видами памятных мест для императрицы | Александра Фёдоровна | США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств (англ.)русск. | |
15 | 1897 | Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами | Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри — сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. | Мария Фёдоровна | Неизвестен | |
16 | 1897 | Коронационное | Копия Императорской кареты при коронации Николая II. Ювелир — Михаил Перхин, Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц. | Александра Фёдоровна | Россия, Москва, Фонд Виктора Вексельберга «Связь времён» | |
17 | 1898 | Пеликан | Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности. | Мария Фёдоровна | США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств (англ.)русск. | |
18 | 1898 | «Ландыши» | Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы. | Александра Фёдоровна | Коллекция Вексельбергa | |
19 | 1899 | «Анютины глазки» | Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое дерево с портретами. | Мария Фёдоровна | Частная коллекция, Новый Орлеан | |
20 | 1899 | Часы (Букет лилий) | Яйцо-часы. Ювелир — Михаил Перхин. Рубиновый пандан с розами утерян. | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
21 | 1900 | «Петушок» | Ювелир — Михаил Перхин. Поющие часы с выскакивающим заводным петушком | Мария Фёдоровна | Коллекция Вексельбергa | |
22 | 1900 | «Транссибирская магистраль» | Сюрприз — модель поезда. Ювелир — Михаил Перхин | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
23 | 1901 | Гатчинский дворец | Изображение главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. Не вынимается. Ювелир — Михаил Перхин | Мария Фёдоровна | Худож. галерея Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США | |
24 | 1901 | «Корзинка цветов» | Ножка была утрачена и реставрирована позже. Сюрприз утерян | Александра Фёдоровна | Коллекция королевы Елизаветы II |
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
25 | 1902 | «Нефритовое» | Оно же — т. н. «Медальон Александра III», так как предположительно содержало портрет. | Мария Фёдоровна | Местонахождение неизвестно | |
26 | 1902 | «Клевер» | Ажурное. Сюрприз утерян, предположительно. портретные миниатюры великих княжон. | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
27 | 1903 | [7] | «Датский юбилей» | Сюрприз — двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы, родителей императрицы, в честь 40-й годовщины их восшествия на престол | Мария Фёдоровна | Местонахождение неизвестно |
28 | 1903 | «Пётр Великий» | Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо | Александра Фёдоровна | Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США | |
1904 — | нет известных яиц, предположительно, «Воскресение» или «Букет цветов», см. ниже, плюс 2 яйца утерянных и безымянных | |||||
29 | 1906 | «Лебедь» | Раскрывается не ровно, а будто по линии скола. Сюрприз — лебедь. | Мария Фёдоровна | Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария | |
30 | 1906 | «Кремль» | Самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы. | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
31 | 1907 | «Колыбель с гирляндами» | Также называется «Трофеи любви». Сюрприз утерян. Стиль Людовика XVI. | Мария Фёдоровна | Частная коллекция Роберта М. Ли, США | |
32 | 1907 | Яйцо с решёткой и розами | Ювелир — Генрих Вигстрем. Сюрприз утерян, предположительно, медальон с портретом царевича Алексея | Александра Фёдоровна | Худож. галерея Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США | |
33 | 1908 | «Павлин» | Павлин может сниматься с веток. Ювелир — Дорофеев. Вдохновлён знаменитыми часами-павлином в Эрмитаже. | Мария Фёдоровна | Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария | |
34 | 1908 | «Александровский дворец» | Сделано из нефрита. Ювелир — Генрих Вигстрем. Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе. Миниатюры — пять портретов дочерей. | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
35 | 1909 | «Памятное Александра III» | Сюрприз — миниатюрный бюст. | Мария Фёдоровна | Местонахождение неизвестно | |
36 | 1909 | Яхта «Штандарт» | Изображение яхты императора Александра III | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
37 | 1910 | «Конный памятник Александра III» | Внутри модель памятника императору работы Паоло Трубецкого | Мария Фёдоровна | ||
38 | 1910 | «Колоннада» | Изображение храма любви. Купидон символизирует цесаревича Алексея | Александра Фёдоровна | Коллекция королевы Елизаветы II | |
39 | 1911 | «Лавровое дерево» | Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри — заводная птичка | Мария Фёдоровна | Коллекция Вексельбергa | |
40 | 1911 | «15-я годовщина царствования» | Миниатюры — 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ювелир — Генрих Вингстрем. | Александра Фёдоровна | ||
41 | 1912 | «Наполеоновское яйцо» | К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица. | Мария Фёдоровна | Худож. музей Нового Орлеана, США | |
42 | 1912 | «Царевич» | В стиле Людовика XV. Сюрприз — алмазный двуглавый орел с миниатюрным портретом царевича Алексея (предположительно, копия с утерянной миниатюры). | Александра Фёдоровна | Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США | |
43 | 1913 | «Зимнее» | Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина с подснежниками. Дизайнер — Анна Пихл. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб). | Мария Фёдоровна | Коллекция эмира Катара | |
44 | 1913 | «300-летие дома Романовых» | Внутри — глобус с отмеченной территорией Российской империи. По яйцу — 18 миниатюр с портретами представителей царствующей династии. | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
45 | 1914 | «Екатерина Великая» | Также известен как «Гризайль» или «Розовые камеи». Cюрприз утерян — носилки с императрицей Екатериной внутри. | Мария Фёдоровна | Музей Хиллвуд, Вашингтон, США | |
46 | 1914 | «Мозаичное» | Сюрприз — камея с профилями детей. Дизайнер — Анна Пихл. Ювелир Альберт Хольстром. Последнее яйцо предвоенного времени. | Александра Фёдоровна | Коллекция королевы Елизаветы II |
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
47 | 1915 | З | «Красный крест c портретами» | Сюрприз — 5 портретов двух дочерей, сестры, жены и кузины царя в форме медсестёр. | Мария Фёдоровна | Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США |
48 | 1915 | «Триптих Красный крест» | Раскладывающееся яйцо. Портреты вел. княгинь Ольги и Татьяны. Внутри изображение Сошествия в ад и изображения святых Ольги и Татьяны. | Александра Фёдоровна | Худож. музей Кливленда | |
49 | 1916 | «Орден Святого Георгия» | В честь награждения царевича Алексея медалью. Сюрприз — портрет императора Николая. Последнее яйцо, полученное Марией Фёдоровной, и единственное, которое ей удалось увезти. | Мария Фёдоровна | Коллекция Вексельбергa | |
50 | 1916 | «Военное стальное» | Сюрприз — миниатюрная картина, изображающая визит императора и наследника к войскам. Отсутствие роскоши — результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо — самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. Предположительно, сегодняшняя блестящая полировка стали была cделана во время советской власти, чтобы не появилась ржавчина. | Александра Фёдоровна | Оружейная палата | |
51 | 1917 | «Берёзовое» | Согласно некоторым версиям, в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской берёзы. Сюрприз — механический слон из золота и серебра, украшенный розами и бриллиантами, и золотой ключ к нему[8][9] — утеряны. Впервые выставленно в 2001 г. | Предназначалось Марии Фёдоровне. | «Русский национальный музей» (частный музей в Москве), а с мая 2009 в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене | |
52 | 1917 | «Cозвездие» | «Синее созвездие царевича». Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка — положение звёзд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звёзды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья.
По версии Александра Николаевича Иванова, подлинное (и законченное) яйцо принадлежит ему, и находится в выставленной в Музее Фаберже в городе Баден-Баден, Германия. Тем не менее, имеется ряд очевидных различий с экспонатом, хранящимся в Минералогическом Музее Ферсмана. В отличие от экспоната Музея Ферсмана, яйцо, находящееся в Музее Фаберже, представляет собой сферу из синего стекла, инкрустированную бриллиантами, с поворачивающимся циферблатом и часовым механизмом внутри, на которой выгравировано созвездие льва, под которым родился царевич Алексея. Постамент для сферы сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе. |
Предназначалось Александре Фёдоровне, не было закончено | Минералогический музей Ферсмана, Москва[10]
Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия[11] |
Эти яйца входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен. Могут относиться к «пустым» 1904—1905 гг., и быть в таком случае выполненными для одной из императриц. Существует также предположение, что могли быть изготовлены для кого-нибудь другого члена императорской семьи, вопреки традиции.
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
53 | «Воскреcение» | Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее). | Неизвестен, но, скорее всего, входит в Императорскую серию | Коллекция Вексельбергa | ||
54 | 1899 | «Весенние цветы» | Вызывает вопрос сходство букета с цветами из яйца «Зимнее» |
Эти изделия заказывались русским предпринимателем А.Кельхом в подарок своей жене. Над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Подарки прекратились после 1904 года — с 1905 г., когда супруги официально начали жить отдельно и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи с крахом на русско-японской войне.
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1898 | «Курочка Кельха» | Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца. | Варвара Кельх-Базанова | Коллекция Вексельбергa | |
2 | 1899 | «Яйцо с панелями» | Яйцо отделано 12-ю панелями из эмали. Сюрприз утерян | Коллекция королевы Елизаветы II | ||
3 | 1900 | «Cосновая шишка» | Сюрприз — слон с погонщиком. Куплен за 2,8 млн долл. вдовой основателя корпорации «Макдоналдс». | Коллекция Джоан Крок, Сан-Диего, США | ||
4 | 1901 | «Цветы яблони» | Коллекция мистера Петера Гроопа, Вадуц, Лихтенштейн | |||
5 | 1902 | «Рокайльное» | Cюрприз — сердечко с тремя миниатюрами, очень похож на сохранившийся сюрприз из недошедшего «Мальвового» Императорского яйца | Частная коллекция, США | ||
6 | 1903 | «Бонбоньерка» | Частная коллекция, предположительно Австралия | |||
7 | 1905 | «Шантеклер Кельха» | В этом яйце используется мотив императорского яйца «Кукушка» | Коллекция Вексельбергa |
Принадлежность или точное местонахождение или год изготовления данных десяти яиц Фаберже точно не известны. Возможно, принадлежали кому-нибудь из императорской семьи или кому-то из высшего общества Российской империи.
№ | Год | Изображение | Название | Особенности | Первый владелец | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1886 | «Ляпис-лазурное» | Внутри сюрприз: миниатюрная императорская корона и подвеска в виде рубинового яйца. Повтор типа «Курочка» | Неизвестен | Художественный музей Кливленда, США | |
2 | ок. 1885 - 1891 | «Яйцо с полосками синей эмали» | Мастер Михаил Перхин. Сюрприз — агатовый кролик с рубиновыми глазами | Неизвестен. Предположительно, могло быть подарено цесаревичу | Коллекция Ставроса Ниархоса, Париж | |
3 | 1899 | [12][13] | «Розовое кварцевое яйцо» | Мастер Михаил Перхин. Повторяет «Часы (Букет лилий)». | Неизвестен | Частная коллекция |
4 | 1899 - 1903 | «Скандинавское» | Повторяет тип «Курочка». Мастер Михаил Перхин | Неизвестен | Коллекция Вексельбергa | |
5 | ок. 1902 | «Яйцо герцогини Мальборо» | Повторяет тип императорского яйца «Часы с синей змеёй». Также известно под названием «Часы с розовой змеёй». | Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо | Коллекция Вексельбергa | |
6 | 1902 | «Яйцо Ротшильда» | Мастер Михаил Перхин. На лицевой стороне находятся миниатюрные часы, сюрприз — автоматический петушок из драгоценных камней внутри яйца. Он расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза, затем три раза кланяется своей головкой, раскрывает клюв и поёт. Это повторяется каждый час; длительность «выступления» — 15 секунд. После этого концерта колокольчик отбивает часовые удары[14][15]. | Данное яйцо было приобретено у фирмы Фаберже семьей Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо в качестве подарка на помолвку Жермены Хальфен и своего младшего брата, барона Эдуарда Ротшильда. | «Русский национальный музей» (частный музей в Москве). 18,5 млн долл. В настоящее время находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене. | |
7 | 1903 | [16][17][18] | «Яйцо-Часы» | Часы-яйцо были изготовлены в Санкт-Петербурге, в мастерской фирмы Карла Фаберже мастером Перхиным М. Е. в период между 1896 и 1903 годами. Сюрприз — скрещённые якоря со скипетром. Это яйцо Фаберже продано на аукционе в аукционном доме «Гелос» в 2003 году неизвестному бизнесмену из Москвы. | Информации нет | Частная коллекция, Москва Точной информации нет |
8 | 1907 | «Яйцо Юсупова» | Часы-яйцо Фаберже для Юсупова. Мастер Михаил Перхин | Зинаида Юсупова | Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Швейцария | |
9 | 1914 [19][20] |
«Ледяное яйцо Нобеля» | Сюрприз — часы | Подарок доктора Эммануэля Нобеля «другу» | Частная коллекция | |
10 | 1917 | «Сумеречное» | Неизвестный | Частная коллекция |
Один из примеров: «Курочка Кельха» была продана Малькольму Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило её цену. Приём был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы. Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено ещё несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зелёное «Яйцо с копытами» из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Фёдоровны, которое, как считалось раньше[21], было подарено императрицей одному из её приближенных. Также больше нет упоминаний о «Яйце-Конфетнице».
Известно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства, но клеймо Фаберже значительно увеличивает их товарную стоимость. В результате во второй половине 1990-х годов Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) провел выставку подделок миниатюр Фаберже.
В 2008 году было объявлено о воссозданнии компании Faberge и планах возобновления производства знаменитых инкрустированных драгоценностями яиц[22][23].
Яйца Фаберже.