LT vz. 38 (PzKpfw.38(t) Ausf.A) | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 9,7 |
Компоновочная схема | моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди |
Экипаж, чел. | 3—4 |
История | |
Производитель | Škoda, ČKD |
Годы производства | 1939—1942 |
Годы эксплуатации | 1939 — начало 1950-х |
Количество выпущенных, шт. | 1396 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4619 |
Ширина корпуса, мм | 2135 |
Высота, мм | 2252 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 12 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 25 |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 15 |
Днище, мм | 8 |
Крыша корпуса, мм | 8 |
Лоб башни, мм/град. | 25 |
Маска орудия, мм/град. | 25 |
Борт башни, мм/град. | 15 |
Корма башни, мм/град. | 15 |
Крыша башни, мм | 8 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 37-мм A7 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 50,0 |
Боекомплект пушки | 72 |
Углы ВН, град. | −10…+25 |
Пулемёты | 2 × 7,92-мм ZB vz.37 |
Подвижность | |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 125 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 15 |
Запас хода по шоссе, км | 230 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,9 |
Тип подвески | сблокированная попарно, на листовых рессорах |
Преодолеваемый подъём, град. | 29 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 |
Преодолеваемый ров, м | 2,1 |
Преодолеваемый брод, м | 0,8 |
Изображения на ВикискладеLT vz.38 |
LT vz.38 (Panzerkampfwagen 38(t), Pz.Kpfw.38(t)) — германо-чешский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Считается одним из лучших лёгких танков Вермахта в начальной стадии Второй мировой войны. На конец 30-х годов имел превосходный баланс огневой мощи, скорости и защиты.
В то время, как лёгкие танки других стран вооружались пулемётами или малыми пушками, LT vz.38 имел 37мм пушку способную пробить броню почти любого противника. Подвеска также отличалась - она была похожа на подвеску Кристи, была легка в обслуживании и позволяла развивать довольно неплохую скорость.
Существенным отличием от немецких танков было то, что в башне вместо трёх человек помещалось только два. Это означало то, что командир танка также был и наводчиком-оператором орудия, что требовало довольно много работы от него.
Разработан группой конструкторов фирмы ЧКД под руководством эмигранта из Российской империи А. М. Сурина. Начал производиться в 1938 году. Экспортировался в различные страны: Швеция, Иран, Швейцария, Перу. Было выпущено примерно 1400 танков 8 вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях. Считается лучшим танком чешской постройки.
На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.
Танк ограниченно использовался и после войны, находясь до конца 50-х годов на вооружении ряда стран.
Массово использовались в начале Второй мировой войны. За год до начала войны, в результате оккупации Чехословакии немцы получили доступ к чехословацкой военной технике, в том числе и к этим танкам.
Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 г. в наличии насчитывалось 763 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 189 трофейными LT-35 они составляли почти четверть танкового парка вермахта.
На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось около 600 единиц Pz.Kpfw.38(t)[1], что составляло примерно 18 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.
На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию (толщина брони было увеличена в два раза), не мог противостоять советским танкам Т-34. Тем не менее, танк оставался полезным там, где не ожидалось встречи с танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с партизанами.
В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, когда практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам. Уцелевшие машины немецкое командование использовало в качестве учебных машин, а также для борьбы с партизанами. Часть машин была передана словацкой армии.
Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд»[2].
Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art — лёгкий разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; выпущено 15 прототипов, в серию не пошёл. Разработан на основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел радиостанцию. Производился в 1939—1942 годах. Экипаж — 4 чел; длина — 5000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л.с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.[3]
PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами фирмами Звезда (Россия), Моделист (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Китай), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия).
LT Vz.38 в зимнем камуфляже
LT Vz.38 с поздней военной эмблемой Первой Словацкой республики на башне.
LT vz.38 в Бронетанковом музее в Кубинке
Серийные лёгкие танки периода Второй мировой войны | ||
---|---|---|
Light Mk.VI · Cruiser Mk.I · Cruiser Mk.II · Cruiser Mk.III · Cruiser Mk.IV · Mk.VII «Тетрарх» · Mk.VIII «Гарри Гопкинс» · Mk.I «Матильда I» · Mk.III «Валентайн» | 38M «Толди» | Pz.Kpfw.II · Pz.Kpfw.II Ausf.L «Лухс» · Pz.Kpfw.38(t) | L6/40 · M11/39* · M13/40* · M14/41* · M15/42* | 7TP · 9TP | Т-26 · БТ-7М · Т-50 · Т-60 · Т-70 · Т-80 | M2 · M3 \ M5 «Стюарт» · M22 «Локаст» · M24 «Чаффи» | R35 \ R38 · R40 · H35 \ H38 \ H39 · AMC 35 | Strv m/38* · Strv m/41* | Тип 95 «Ха-Го» · Тип 4 «Ке-Ну» · Тип 98 «Ке-Ни» · Тип 98 «Чи-Ха»* · «ШинХоТо Чи-Ха»* · Тип 1 «Чи-Хе»* · Тип 2 «Хо-И»*
|
||
* — лёгкие по массе, по национальной классификации относились к средним |
Бронетехника Чехословакии в межвоенный период | ||
---|---|---|
Малые танки | LT vz.34 · AH-IV* | |
Лёгкие танки | KH.50 · KH.70 · S-II-b · S-III · LT vz.35 · F-IV-H · LT vz.38 · SET · T-15* | |
Средние танки | ST vz.39 · S-II-c* · S-III · SP-II-b · Т-25* · Tatra T-III | |
Плавающие танки | WB-10 · PZInż 130 · SOT · F-IV-H | |
Танкетки | LT vz.33 · S-I* · S-I-D* · MU-2 · MU-4 · MU-6 | |
САУ | PUV-6 · LKMVP · S-I-j | |
Бронеавтомобили | Praga L · «Лянча» · «Фиат-Торино» · PA-I · PA-II · OA vz.27 · OA vz.30 | |
* — производились только на экспорт; курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |
Бронетехника Румынии в 1918—1945 годах | ||
---|---|---|
Танкетки | R-1 | |
Лёгкие танки | R-2 · T-38 · Renault R-35 · Renault FT-17 | |
Средние танки | R-3 · Pz.Kpfw.III/T-3 · Pz.Kpfw.IV/T-4 | |
Противотанковые САУ | TACAM R-1 · TACAM T-38 · TACAM R-2 · TACAM T-60 · Mareşal | |
Штурмовые орудия | StuG III/TAs | |
Бронеавтомобили | Sd.Kfz. 8 · Sd.Kfz. 9 · Sd.Kfz. 10 · Sd.Kfz. 11 · Sd.Kfz.250 · Sd.Kfz.251 · Sd.Kfz.222 · AB-41 · OA vz.27 · OA vz.30 | |
Бронированные тягачи | T-1 · Комсомолец · Renault UE | |
курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |
38(t).